Определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 01 ноября 2016 г. по делу N 33а-415/2016
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Актаева Г.В., судей: Двойцева Ю.В. и Тарабакина А.В.,
при секретаре судебного заседания Лапатиной В.Н.,
с участием административного истца Иванова И.Н.и его представителя Керимова С.Ф.о.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части ... подполковника Иванова И.Н. об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Б ... ) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФГКУ "Центррегионжилье") об изменении даты принятия на учет нуждающихся в получении жилого помещения,
по апелляционной жалобе административного истца Иванова И.Н. на решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 03 августа 2016 года, которым отказано в удовлетворения административного искового заявления.
Заслушав доклад председателя судебного состава Актаева Г.В., объяснения административного истца и его представителя в поддержание апелляционной жалобы, окружной военный суд,
установил:
Иванов И.Н., проходящий военную службу по контракту в войсковой части ... , оспорил в судебном порядке решение начальника отделения ФГКУ "Центррегионжилье" N ... от 18 апреля 2016 года, которым дата принятия административного истца на учет нуждающихся в жилом помещении изменена с 08 февраля 2010 года на 26 февраля 2016 года на основании пункта 6 части 1 статьи 56 и пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Посчитав свои права нарушенными, он обратился в Барнаульский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным вышеуказанное решение должностного лица, отменить его, возложить на отделение ФГКУ "Центррегионжилье" обязанность по его восстановлению на учете нуждающихся в жилых помещениях с даты первоначальной постановки - с 08 февраля 2010 года. Также административный истец просил взыскать с федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" в его пользу в качестве возмещению судебных расходов, понесенных им при уплате государственной пошлины в размере ... ( ... ) рублей и при оплате услуг представителя в сумме ... ( ... ) рублей.
Решением Барнаульского гарнизонного военного суда от 03 августа 2016 года в удовлетворении требований истца отказано.
В апелляционной жалобе Иванов, ссылаясь на законодательство, регулирующее спорные правоотношения, анализируя обстоятельства дела, выражает несогласие с состоявшимся по делу решением суда первой инстанции, считая его вынесенным при неправильном применении норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение - об удовлетворении его заявления.
В обоснование этого он указывает, что обязанность по предоставлению доказательств о несоответствии многоквартирного дома N ... по улице К ... в ЗАТО " ... " Алтайского края и расположенной в этом же доме занимаемой им на условиях социального найма квартиры N ... , условиям и требованиям для проживания инвалида не должна возлагаться на административного истца.
Так, по его мнению, обязанность по доказыванию законности принятого решения начальника отделения ФГКУ "Центррегионжилье" возложена законом на административного ответчика, который, в свою очередь, должен был до принятия оспариваемого решения подать заявление в компетентную межведомственную комиссию об обследовании вышеуказанного жилого помещения и получить соответствующее заключение.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель административного ответчика Поронько Е.Н., опровергая ее доводы, просит состоявшееся по делу решение оставить без изменения, а апелляционное обращение - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав участников судопроизводства, а также обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражений относительно них, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец 08 февраля 2010 года признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части ... N ... от 06 марта 2010 года ).
В соответствии с заявлением от 26 февраля 2016 года, зарегистрированном в отделении ФГКУ "Центррегионжилье" Иванов И.Н. просил внести изменения в учетные данные, содержащиеся в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещениях, в части изменения состава его семьи в связи с рождением ... 201 ... года сына - И.Д.И ... ).
Из сообщения начальника отделения ФГКУ N ... от 26 февраля 2016 года следует, что просьба административного истца удовлетворена, и по состоянию на указанную дату последний состоял на упомянутом учете с 08 февраля 2010 года.
18 апреля 2016 года, согласно пункту 6 части 1 статьи 56 и пункту 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ начальником отделения ФГКУ "Центррегионжилье" принято решение N ... , которым дата принятия административного истца на учет нуждающихся в жилом помещении изменена с 08 февраля 2010 года на 26 февраля 2016 года. Данное решение принято на основании служебной записки консультанта отделения ФГКУ "Центррегионжилье" Маликовой О.Б. из которой следует, что предыдущее решение о постановке на учет являлось незаконным, так как обеспеченность семьи Иванова И.Н. жильем превышала положенную учетную норму, установленную в ЗАТО " ... " Алтайского края ). Данное решение жилищного органа фактически состоит из двух юридически значимых составляющих: о снятии Иванова с жилищного учета, на который он был необоснованно принят жилищной комиссией воинской части 8 февраля 2010 года и о постановке на такой учет с 26 февраля 2016 года.
Согласно договору социального найма жилого помещения N ... от 17 августа 2005 года собственником жилого помещения - квартиры ... , расположенного по адресу: Алтайский край, ЗАТО " ... ", на улице К ... , в доме N ... , является муниципальное образование ЗАТО " ... ", а нанимателем этого помещения - административный истец Иванов И.Н. ).
Согласно пункту 6 статьи 12 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами ЖК РФ, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.Основание постановки на жилищный учет, предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, исходя из его смысла, предполагает проживание граждан в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Именно с этим основанием административный истец связывает законную, по его мнению, первичную постановку на жилищный учет в феврале 2010 года.
Вместе с тем, данное основание признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, должно быть документально подтверждено в предусмотренном для этого порядке.
Так, согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ).
В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).
Согласно пункту 54 Положения, на который верно сослался суд первой инстанции в своем решении, отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
В соответствии с пунктом 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных Положением.
Согласно пункту 42 Положения, межведомственная комиссия проводит оценку соответствия помещения по установленным требованиям и принимает соответствующие решения на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Анализируя изложенное, суд второй инстанции приходит к выводу о несостоятельности утверждения автора жалобы о том, что заявление о проведении оценки вышеуказанного многоквартирного дома и расположенного в нем жилого помещения должен подавать административный ответчик, не обладающий в данном случае полномочиями, указанными в предыдущем абзаце. Вместе с тем, право на такое обращение имеет административный истец как наниматель вышеуказанного жилого помещения.
Как следует из выписки N ... протокола заседания жилищной комиссии войсковой части ... от 06 марта 2010 года ) единственным документом, представленным Ивановым в обоснование нуждаемости его семьи в улучшении жилищных условий являлась справка филиала N ... Главного бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю N ... от 11 февраля 2008 года об установлении ... группы инвалидности его сыну И.К.И ... ).
Согласно абзацу 2 пункта 27 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", (действовавшей на 08 февраля 2010 года) при рассмотрении вопроса об улучшении жилищных условий лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое помещение, к рапорту прилагаются: копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справка о проверке жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации или КЭЧ района и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Исходя из изложенного, вопреки утверждению автора апелляционного обращения об обратном, гарнизонным военным судом сделан правильный вывод о том, что факт проживания его семьи, имеющей инвалида, в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требования им не подтвержден определенными средствами доказывания. Более того, согласно вышеуказанным требованиям Инструкции, в обязанности военнослужащего входило приложение документа, подтверждающего такой факт, к рапорту об улучшении жилищных условий при постановке на жилищный учет в феврале 2010 года.
Других оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 51 ЖК РФ для принятия Иванова на жилищный учет 8 февраля 2010 года, исходя из материалов дела, также не имелось.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Выявив неправомерность действий жилищной комиссии воинской части, обусловленных указанными выше обстоятельствами, должностное лицо на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ законно приняло оспариваемое решение о снятии Иванова с жилищного учета, на котором он необоснованно находился с 8 февраля 2010 года.
Вместе с тем, в связи с увеличением состава семьи Иванова (рождением в ... 201 ... года сына - И.Д.И..), он обоснованно был тем же решением должностного лица включен на жилищный учет с 26 февраля 2016 года по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
В связи с изложенным, доводы Иванова И.Н., приведенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемое решение жилищного органа соответствует нормативно-правовым актам и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, окружной военный суд не находит оснований для отмены или изменения решения гарнизонного военного суда, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 177, 307-309 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 03 августа 2016 года по административному исковому заявлению Иванова И.Н. оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий по делу Г.В. Актаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.