Заместитель председателя Тамбовского областного суда Коропенко Л.Е., рассмотрев жалобу Зоммерфельда А.В, на вступившие в законную силу постановление судьи Кирсановского районного суда Тамбовской области от 11 августа 2016 года, вынесенное в отношении Зоммерфельда А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ,
установил:
Постановлением судьи Кирсановского районного суда Тамбовской области от 11 августа 2016 года Зоммерфельд А.В., являющийся гражданином ***, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 2000 руб., с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Постановлено также до административного выдворения за пределы Российской Федерации поместить Зоммерфельда А.В. в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС *** по адресу: г ***.
В жалобе на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении Зоммерфельд А.В. просит изменить его, исключив указание на административное выдворение его за пределы Российской Федерации, и освободить его из специализированного учреждения временного содержания иностранных граждан.
Не оспаривая факта совершения им административного правонарушения в области миграционного законодательства, а также квалификацию его действий, считает назначенное ему наказание излишне суровым, принятым без учета ряда обстоятельств, которые могли и должны быть положены в основу принимаемого решения.
Считает, что обжалуемый судебный акт принят без учета фактических обстоятельств, сведения о его личности не изучены.
Указывает, что на территории РФ проживают его мать - З. Т.К. и сестра - К. В.В., которые являются гражданами РФ. В Казахстане у него не осталось родных и близких, у него нет там жилья, им подано заявление об отказе от гражданства ***.
Полагает, что при таких обстоятельствах, а также учитывая, что его мать пенсионерка, он имеет право проживать рядом со своими родными в РФ.
Обращает внимание на то, что допущенное им правонарушение, выразившееся в нарушении режима пребывания на территории РФ, не причинило ущерба экономике РФ, её обороноспособности, а также здоровью, интересам российских граждан, т.е. является легким правонарушением, за которое нельзя назначать такое наказание, как выдворение.
Отмечает, что обратился в Управление по вопросам миграции УМВД *** с заявлением о предоставлении ему временного убежища по гуманитарным основаниям. На весь период рассмотрения данного заявления, а в случае отказа в его удовлетворении и обжалования отказа в суд - до вступления решения в законную силу, он не может быть выдворен за пределы России.
Указывает также, что районный суд, принимая решение о помещении его в СУВСИГ, не определилсрок нахождения под стражей.
Проверив материалы административного дела по доводам жалобы, оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не нахожу.
Частью 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Согласно ст. 2 названного Федерального закона находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 11 августа 2016 года в 13 час. 00 мин. по ул. Пролетарская, дом 11, г. Кирсанов Тамбовской области гражданин *** Зоммерфельд А.В. находился на территории РФ без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. ***), письменными объяснениями Зоммерфельда А.В. (л.д. ***), Г. А.Г. (л.д. ***), Е. В.В. (л.д. ***), копией паспорта Зоммерфельда А.В. (л.д. ***), которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
При таком положении Зоммерфельд А.В. обоснованно привлечен судьей районного суда к административной ответственности, предусмотренной ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации назначено Зоммерфельду А.В. необоснованно и влечет нарушение права на уважение семейной жизни, поскольку у него на территории Российской Федерации проживают мать и сестра, являющиеся гражданами РФ, повлечь отмену состоявшихся по делу судебных постановлений не могут.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории; в вопросах иммиграции ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод или любое другое ее положение не могут рассматриваться как возлагающие на государство общую обязанность уважать выбор супружескими парами страны совместного проживания и разрешать воссоединение членов семьи на своей территории (Постановления от 28 мая 1985 г. по делу "Абдулазиз, Кабалес и Балкандали (Abdulaziz, Cabales and Balkandali) против Соединенного Королевства", ? 68; от 19 февраля 1996 г. по делу "Гюль (Gul) против Швейцарии", ? 38; от 10 марта 2011 г. по делу "Киютин (Kiutin) против России", ? 53 и др.). Европейский Суд по правам человека пришел к выводу о том, что названная Конвенция не гарантирует иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными, указав, что лежащая на государстве ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его контролировать въезд в страну; вместе с тем решения в этой сфере, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе ст.8 названной Конвенции, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (Постановления от 21 июня 1988 года по делу "Беррехаб (Berrehab) против Нидерландов",пар. 28; от 24 апреля 1996 года по делу "Бугханеми (Boughanemi) против Франции", пар. 41; от 26 сентября 1997 г. по делу "Эль-Бужаиди (El Boujaidi) против Франции", пар. 39; от 18 октября 2006 г. по делу "Юнер (Uner) против Нидерландов", пар. 54; от 06 декабря 2007 г. по делу "Лю и Лю (Liu and Liu) против России", пар. 49; решение от 09 ноября 2000 г. по вопросу о приемлемости жалобы "Андрей Шебашов (Andrey Shebasnov) против Латвии" и др.).
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией ч. 1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.ч. 1 и 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении Зоммерфельду А.В. административного наказания требования ст. 4.1 КоАП РФ судьей районного суда были соблюдены.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Зоммерфельд А.В. длительное время пребывает на территории Российской Федерации без документов, никаких мер по легализации своего пребывания на территории Российской Федерации не принял, по месту пребывания не зарегистрирован.
Кроме того, на момент рассмотрения дела и в настоящее время доказательства прочных семейных отношений, социальных и культурных связей Зоммерфельда А.В. на территории РФ отсутствуют. Сам по себе факт проживания на территории РФ матери и сестры заявителя, являющихся гражданами РФ, не свидетельствует о наличии таких отношений.
Ссылка в жалобе на то, что заявитель обратился в Управление по вопросам миграции УМВД *** с заявлением о предоставлении ему временного убежища по гуманитарным основаниям, также не может быть признана состоятельной, т.к. ксерокопия заявления Зоммерфельда А.В.о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации от *** года не имеет отметки компетентного органа о принятии заявления к рассмотрению.
При таких обстоятельствах постановление судьи в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Зоммерфельду А.В. этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Вместе с тем необходимо учесть правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлении от 17 февраля 1998 года N 6-П "По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года "О правовом положении иностранных граждан в СССР" в связи с жалобой Яхья Дашти Гуфура" со ссылкой на Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года; Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают от 13 декабря 1985 года; Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года.
Согласно вышеназванному Постановлению, с учетом ст. 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 55 /части 2 и 3/- задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права.
Поэтому следует установить судебный контроль за правомерностью пребывания Зоммерфельд А.В. в СУВСИГ путем определения срока помещения ее в специализированное учреждение до 11 декабря 2016 года.
Руководствуясь ст.ст. 30.17-30.19 КоАП РФ,
постановил:
Постановление судьи Кирсановского районного суда Тамбовской области от 11 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1. ст.18.8 КоАП РФ, дополнить установлением срока помещения Зоммерфельда А.В. в Специализированное учреждение временного содержания иностранных граждан УМВД *** до 11 декабря 2016 года.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу Зоммерфельда А.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Тамбовского областного суда: Коропенко Л.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.