Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 27 октября 2016 г. по делу N 33а-1615/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю..,
судей:
Манохина В.В., Масенина П.Е.,
при секретаре Егоршиной Е.С., с участием административного истца Романова ФИО9 представителя командира войсковой части N Медведева ФИО12. и представителя жилищно-бытовой комиссии указанной воинской части Бойкова ФИО10 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 11 августа 2016 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N полковника Романова ФИО9 об оспаривании действий командира и жилищно-бытовой комиссии указанной воинской части, связанных со снятием административного истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту прохождения военной службы.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е., объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, представителей должностного лица и жилищного органа, возражавших против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как следует из решения суда и материалов дела, Романов, назначенный на воинскую должность после получения профессионального образования в военной образовательной организации высшего образования и получивший в связи с этим офицерское воинское звание в 1987 году, проживающий по договору поднайма в жилом помещении по адресу: "адрес", решением жилищной комиссии войсковой части N, оформленным протоколом заседания от 26 декабря 2014 г N, был принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту прохождения военной службы с 1 декабря 2014 г.
Однако во исполнение решения Центральной жилищной комиссии ФСБ России, оформленного протоколом заседания от 31 марта 2016 г. N жилищная комиссия войсковой части N решением, оформленным протоколом заседания от 27 апреля 2016 г. N, руководствуясь ст. 53, п. 3 ч. 1 и п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, отменила своё решение в отношении административного истца и сняла его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование данного решения жилищная комиссия указала, что Романов до 16 октября 2014 г. был зарегистрирован по месту жительства совместно с бывшей супругой, брак с которой расторгнут в 2006 году, и дочерью по адресу: "адрес", общей площадью 46,1 кв.м., в которой проживал в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма от 16 ноября 2010 г.
В соответствии с решением Измайловского районного суда г. Москвы от 7 августа 2014 г., вступившим в законную силу 26 сентября того же года, административный истец признан утратившим право пользования вышеуказанной квартирой в связи с нежеланием пользоваться имеющимися правами и исполнять обязанности, включая оплату коммунальных услуг.
Считая свои права нарушенными, поскольку после расторжения в 2006 году брака с бывшей супругой он с этого времени по адресу: "адрес", не проживает, что было установлено вступившим в законную силу решением Измайловского районного суда г. Москвы от 7 августа 2014 г., Романов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N, оформленное протоколом заседания от 27 апреля 2016 г. N об отмене её же решения от 26 декабря 2014 г. о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и снятии его с этого учета;
- обязать принять его на данный учет.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Романову отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы, ссылаясь на п. 3 ст. 83 Жилищного кодекса РФ и решение Измайловского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, считает, что предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ пятилетний срок с момента его выезда в 2006 году из жилого помещения его супруги истек.
Приведя правовые позиции Конституционного и Верховного судов Российской Федерации, полагает, что в 2014 году каких-либо умышленных и недобросовестных действий по ухудшению своих жилищных условий в целях постановки на жилищный учет он не совершал, а выезд в 2006 году из вышеуказанного жилого помещения был обусловлен невозможностью совместного проживания с бывшей супругой.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с п. 1, 2, 6 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба
В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.
Военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу п. 5 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. N 590, к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, относятся, в том числе связанные с изменением права пользования жилым помещением, обменом жилого помещения, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака (за исключением случая, предусмотренного подпунктом "и" настоящего пункта), выделением доли жилого помещения собственниками, отчуждением жилого помещения или его части.
Согласно статье 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Согласно ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июля 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
Из материалов дела видно, что в период с 8 декабря 1992 г. по 16 октября 2014 г. административный истец был зарегистрирован по месту жительства в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма по адресу: "адрес", общей площадью 46,1 кв.м., в которой также проживают его дочь, а также бывшая супруга, являющаяся ответственным квартиросъемщиком этого жилого помещения.
Таким образом, обеспеченность каждого проживающего по этому адресу жилым помещением, в том числе административного истца до 16 октября 2014 г., составляла выше учетной нормы.
Из решения Измайловского районного суда г. Москвы от 7 августа 2014 г., вступившего в законную силу 26 сентября 2016 г., следует, что, несмотря на наличие постоянной регистрации, следовательно, и права на проживание, Романов по данному адресу не проживает, расходы по содержанию этого жилого помещения и не оплачивает, коммунальные платежи не осуществляет.
Указанные действия послужили основанием для удовлетворения судом иска бывшей супруги к Романову об утрате последним пользования спорным жилым помещением, а в последующем - для снятия его с регистрационного учета.
Правильно установив, что не прошел пятилетний срок со дня совершения этих действий, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что на основании ст. 53 ЖК РФ в настоящее время Романов не может состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с чем решение жилищной комиссии войсковой части N, оформленное протоколом заседания от 27 апреля 2016 г. N, об отмене её же решения о принятии административного истца на жилищный учет, а также снятии его с этого учета является обоснованным.
Довод жалобы о том, что пятилетний срок с момента его выезда в 2006 году из жилого помещения его супруги истек со ссылкой на п. 3 ст. 83 Жилищного кодекса РФ и решение Измайловского районного суда г. Москвы от 7 августа 2014 г., является несостоятельным.
Действительно согласно ч. 3 ст. 83 Жилищного кодекса РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как разъяснено в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.
Вместе с тем в этом же пункте данного постановления указано, что отсутствие же у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно части 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.
Как видно из материалов дела, с бывшей супругой административного истца в ноябре 2010 года заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: "адрес", и открыт новый финансовый лицевой счет с указанием в нём последнего в качестве члена семьи ответственного квартиросъемщика, несмотря на расторжение в 2006 году брака между ними.
В силу требований действовавшего на дату заключения указанного договора социального найма Регламента подготовки договора и/или дополнительного соглашения на право пользования жилым помещением и/или акта передачи жилого помещения Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 7 августа 2007 г. N 662-ПП, на подписание и получение договора социального найма на жилое помещение должны прибыть все совершеннолетние члены семьи, либо заявителем должно быть представлено их согласие на это.
Данное требование распространялось и в отношении лиц, с которыми заявитель расторг брак, если указанные лица подлежали включению в Договор.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что с иском бывшей супруги к нему о признании утратившим право пользования указанным жилым помещением он не был согласен, судебная коллегия приходит к выводу о том, что намерение Романова отказаться от пользования этим жилым помещением по договору социального найма материалами дела не подтверждается включительно по дату принятия решения Измайловского районного суда г. Москвы, то есть по 7 августа 2014 г.
Приведение автором жалобы позиций Конституционного и Верховного судов Российской Федерации в обоснование отсутствия с его стороны в 2014 году каких-либо умышленных и недобросовестных действий по ухудшению своих жилищных условий в целях постановки на жилищный учет, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют, поскольку юридически значимыми обстоятельствами в данном случае являются фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства, а также отсутствие какого-либо соглашения об ограничении права пользования и проживания административного истца в данном жилом помещении.
При таких данных решение гарнизонного военного суда судебная коллегия признает по существу правильным, в связи с чем апелляционная жалоба административного истца удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 11 августа 2016 г. по административному исковому заявлению Романова ФИО9 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.