Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 27 октября 2016 г. по делу N 33а-1639/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю.,
судей: Масенина П.Е., Манохина В.В.,
при секретаре Егоршиной Е.С., с участием административного истца и его представителя Кудинова ФИО8 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе стороны административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 18 июля 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего Управления Министерства обороны Российской Федерации по контролю за выполнением договоров полковника Кириллова ФИО9 об оспаривании решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО), связанного с отказом в предоставлении жилого помещения и снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В., объяснения административного истца и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Кириллов поступил на военную службу по контракту до 1 января 1998 года, которую проходит в Управлении Министерства обороны Российской Федерации по контролю за выполнением договоров.
Решением жилищной комиссии войсковой части N он признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма с 1 февраля 2000 года.
В ноябре 2000 года его матерью и сыном приобретена в собственность, по ? доли, трехкомнатная квартира общей площадью 80,6 кв. м., расположенная по адресу: "адрес", в которой с декабря этого же года и по настоящее время зарегистрированы Кириллов, его сын и супруга.
В июле 2004 года брак Кириллова был расторгнут, после чего он состоял на жилищном учете с составом семьи один человек.
Извещением ДЖО от 24 мая 2014 года ему распределена двухкомнатная квартира общей площадью 54, 9 кв. м. по адресу "адрес".
Решением ДЖО от 19 октября 2015 года N Кириллову отказано в предоставлении распределенного жилого помещения и он снят с жилищного учета на основании ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
Полагая свои права нарушенными, Кириллов обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение ДЖО от 19 октября 2015 года и обязать предоставить ему распределенное жилое помещение.
Судом первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Кириллову отказано.
В апелляционной жалобе ее автор просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы со ссылкой на п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" считает, что Кириллов имеет право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания с учетом права на дополнительную площадь.
Указывает на то, что сын Кириллова по достижении совершеннолетия, то есть с 5 мая 1995 года перестал быть членом его семьи. Кроме того, Кириллов жилых помещений в собственности не имеет, служебные жилые помещения ему не предоставлялись, компенсацию за поднаем жилого помещения не получает.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Общие основания обеспечения жильём военнослужащих установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся таковыми, но обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Аналогичные требования о признании военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ содержатся в Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280.
Согласно п. 13 ч. II Положения "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в г. Москве", утвержденного постановлением Московской городской Думы от 24 декабря 1997 года N 95, действовавшего на момент принятия административного истца на жилищный учет, норма постановки на учет была установлена в размере 10 кв. м. общей площади для отдельных квартир.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно материалам дела, Кириллов проходит военную службу по контракту, заключенному до 1 января 1998 года. Решением жилищной комиссии войсковой части N он признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма с 1 февраля 2000 года. С декабря 2000 года и по настоящее время он зарегистрирован в трехкомнатной квартире общей площадью 80,6 кв. м., расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности в равных долях его матери и сыну, в которой также зарегистрированы его сын и бывшая супруга.
При таких обстоятельствах Кириллов как обеспеченный жилым помещением более учетной нормы, установленной в г. Москве, утратил основания, дающие ему право на получение жилого помещения по договору социального найма до введения в действие Жилищного кодекса РФ и подлежал снятию с жилищного учета.
Поскольку жилищным органом административный истец обосновано снят с жилищного учета, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что его требования об отмене решения ДЖО от 19 октября 2015 года и возложении обязанности на ДЖО о предоставлении, распределенного 24 мая 2014 года жилого помещения не подлежат удовлетворению.
Не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что сын Кириллова перестал быть членом его семьи, а также ссылка на то, что жилых помещений в собственности он не имеет, служебным жильем не обеспечен, компенсацию за поднаем жилого помещения не получает, поскольку Кириллов с 2000 года зарегистрирован и проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности его матери и сына и при таких обстоятельствах в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ относится к членам семьи собственников жилого помещения и обладает правом пользования данным жилым помещением наравне с его собственниками.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование указанных норм законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны обоснованными.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, 311 и п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 18 июля 2016 года по административному исковому заявлению Кириллова ФИО9 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.