Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Шарыповой Н.В., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания С.Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 18 октября 2016 года гражданское дело по иску П.А.И. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Курганской области", Муниципальному казенному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа г. Шадринска N 4" о признании приказа незаконным, признании отказа в возмещении расходов незаконным, возложении обязанности по выплате компенсации
по апелляционной жалобе П.А.И. на решение Курганского городского суда Курганской области от 14 июля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования П.А.И. к ФКУ "Военный комиссариат Курганской области", МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4" о признании приказа незаконным, признании отказа в возмещении расходов незаконным, возложении обязанности по выплате компенсации, оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Ушаковой И.Г., пояснения истца П.А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей ответчика Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Курганской области" Д.С.Н., П.И.С., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П.А.И. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Курганской области" (далее ФКУ "Военный комиссариат Курганской области"), Муниципальному казенному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа г. Шадринска N 4" (далее МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4") о признании приказа незаконным, признании отказа в возмещении расходов незаконным, возложении обязанности по выплате компенсации. В обоснование иска, с учетом его изменения, указал, что, в соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), он и члены его семьи имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах. Указывал, что Департамент по санаторно-курортному обеспечению Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с п. 16 Приказа Министерства обороны Российской Федерации N 333 от 15.03.2011, на основании документов, представленных им для получения путевки, направил ему уведомление N от " ... " о предоставлении путевки в санаторно-курортное учреждение "Баргузин" в период с " ... " по " ... " на него и членов его семьи - жену П.М.В. и дочерей П.О.А. и П.М.А. Оплата стоимости путевки в санаторно-курортном учреждении дочери П.О.А., " ... " года рождения, была произведена на основании справки ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" отдел по г. Шадринску и Шадринскому району о родственных с ним отношениях и справки МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4" N от " ... " о том, что она является обучающейся школы. При обращении за выплатой компенсации стоимости проезда его дочери к месту лечения и обратно, было отказано ввиду того, что после " ... " статус обучающейся у нее утрачен. Указывая на нарушение его прав и прав члена его семьи о праве на социальные гарантии, настаивал, что П.О.А. является членом его семьи, в период пребывания в санаторно-курортном учреждении являлась обучающейся в образовательной организации по очной форме обучения. Полагал незаконным отчисление его дочери из школы на основании приказа "О завершении освоения образовательной программы среднего общего образования выпускниками 11-х классов и отчислении" от " ... " N по причине прохождения государственной итоговой аттестации и получения аттестата. Полагал П.О.А. должна быть отчислена из МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4" не ранее " ... ", о чем свидетельствует справка от " ... ". Ссылаясь на положения Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Устав школы, считал, что образовательная программа школой не была реализована в полном объеме, и приказ "О завершении освоения образовательной программы среднего общего образования выпускниками 11-х классов и отчислении" от " ... " N не соответствует требованиям законодательства, соответственно, не может является основанием для отказа в выплате компенсации за проезд. Указывал, что в календарном учебном графике МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4" на 2014-2015 учебный год, продолжительность учебного года составляет с " ... " по " ... ", летние каникулы в 2-11 классах длятся по " ... ". Настаивал, что его дочь, П.О.А. имела право на отдых в летние каникулы, и после завершения которых зачислена в высшее учебное заведение Уральский федеральный университет. Просил признать приказ МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4" от " ... " N "О завершении освоения общеобразовательной программы среднего общего образовании выпускниками 11-х классов и отчислении" не соответствующим требованиям действующего законодательства; признать незаконным отказ ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" в возмещении ему расходов, связанных с приобретением проездных документов на проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно члена семьи военного пенсионера, его дочери, П.О.А., " ... " года рождения; возложить на ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" обязанность устранить допущенные нарушения прав и выплатить ему сумму расходов на проезд в санаторно-курортное учреждение и обратно его дочери П.О.А. в размере " ... " руб.
Определением Шадринского районного суда Курганской области от " ... " по ходатайству истца П.А.И. ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" отдел по г. Шадринску и Шадринскому району исключен из числа ответчиков по делу.
В судебном заседании истец П.А.И. на измененных исковых требованиях настаивал, указал, что до настоящего времени выплаты ему не произведены.
Представители ответчика ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" Д.С.Н., П.И.С., действующие на основании доверенностей, в судебном
заседании измененный иск не признали, поддержали доводы отзыва, в котором просили в удовлетворении иска отказать за необоснованностью.
Представитель ответчика МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4" Ш.Л.А., действующая на основании приказа, в судебном заседании иск не признала, полагая, что требования заявлены незаконно, необоснованно, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Третье лицо П.О.А., представители третьих лиц Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального округа" (далее ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального округа"), Департамента образования и науки Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежаще, просили о рассмотрении дела без их участия.
Курганским городским судом Курганской области постановленоуказанное выше решение, об отмене которого просит истец П.А.И.
В апелляционной жалобе П.А.И., считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, указывает, что суд не учел его гарантированное право, как военного пенсионера, на возмещение расходов на проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно члена семьи военного пенсионера на основании ч. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Вновь указывает на то, кто обладает указанным правом на основании данного закона, полагая, что его дочь, П.О.А., имеет право на указанные им социальные гарантии, в том числе и на оплату проезда к месту лечения и обратно. Настаивает, что на момент прохождения санаторно-курортного лечения и на момент его обращения с заявлением о возмещении расходов на проезд, П.О.А. являлась субъектом льготы, предусмотренной ч. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Полагает приказ МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4" противоречит государственным и локальным нормативными актами, следовательно, не может быть основанием для отказа в возмещении расходов за проезд. Полагает суд не учел его возражения по факту предоставления каникул выпускникам школы. Считает подтверждением его доводов о принадлежности выпускников к учащимся до окончания учебного года, является то, что в журнале выдачи справок указывается "11 класс". Вновь настаивает, что его дочь, П.О.А., получала среднее общее образование в срок до " ... " и должна была быть отчислена из школы не ранее " ... ". Считает, что суд безосновательно связал прекращение образовательных отношений с получением аттестата без учета летних каникул. Указывает на искажение показаний свидетеля П.М.В. относительно обращения за разъяснениями о законности выдачи справки. Просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В возражениях на апелляционную жалобу МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4" просит отказать в ее удовлетворении. Указывает, что календарный учебный график МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4" на 2014-2015 учебный год был составлен, принят педагогическим советом, утвержден приказом директора N от " ... ", составлен заблаговременно до начала учебного года при отсутствии информации от Министерства образования и науки Российской Федерации о сроках проведения государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов, поэтому и был определен максимальный срок обучения для всех учащихся с 1 по 11 класс - " ... ". Ссылается на то, что расписание Единого государственного экзамена (далее ЕГЭ) включает в себя 3 периода: досрочный, основной и дополнительный, в последний из которых ЕГЭ сдают выпускники, не прошедшие государственную итоговую аттестацию в досрочный и основной периоды. Указывает, что расписание ЕГЭ на 2015 было установлено и обнародовано согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации N 44 от 03.02.2015, поэтому администрация школы не может заранее предвидеть, когда и какое расписание ЕГЭ будет составлено Министерством образования и науки Российской Федерации, а также, кто из выпускников будет сдавать ЕГЭ в дополнительный период. Эти обстоятельства объясняют срок окончания учебного года для выпускников 11-х классов - " ... ". Поскольку П.О.А. успешно прошла государственную итоговую аттестацию в основные сроки сдачи ЕГЭ, получила аттестат о среднем общем образовании, соответственно, она завершила обучение в МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4" и была отчислена приказом директора N от " ... ". Отмечает, что справки N N и N от " ... " были выданы с нарушением законодательства об образовании, в связи с чем директор и секретарь школы привлечены к дисциплинарной ответственности.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу П.А.И. - без удовлетворения. Указывает, что на момент обращения истца за выплатой в военный комиссариат, П.О.А. достигла возраста 18 лет, и учащейся МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4" не являлась, из чего следует, что истец утратил право на получение спорной денежной выплаты. Считает, что не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" денежных средств в размере " ... " руб. на проезд П.О.А. Отмечает, что военный комиссариат, в соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от " ... " N "Об утверждении Положения о военных комиссариатах", осуществляет пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, в связи с чем, удовлетворение исковых требований за счет органа государственной власти, противоречит требованиям действующего законодательства.
В суде апелляционной инстанции истец П.А.И. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчика ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" Д.С.Н., П.И.С., в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители ответчика МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4", третьего лица ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального округа" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третье лицо П.О.А., представитель третьего лица Департамента образования и науки Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд апелляционной инстанции не уведомили.
С учетом мнения участников процесса, руководствуясь ст.ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации), судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав истца, представителей ответчика, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В п. 5 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.11.2008 N 203-ФЗ, от 22.07.2010 N 159-ФЗ, от 08.11.2011 N 309-ФЗ) указано, что права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с абзацем первым пункта 4 настоящей статьи.
Согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ) офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.03.2011 N 333 "О порядке санаторно-курортного обеспечения в вооруженных силах Российской Федерации" утвержден Порядок санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, согласно которому военнослужащие (уволенные с военной службы, члены их семей) направляются в санатории, дома отдыха, базы отдыха Министерства обороны Российской Федерации на основании медицинских показаний.
Из материалов дела усматривается, что истец П.А.И. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, на которого распространяет действие Федеральный закон "О статусе военнослужащих", Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.03.2011 N 333, следовательно, и сам истец, и члены его семьи обладают правом на оплату проезда в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения с лечением и обратно при соблюдении предусмотренных требований.
В соответствии с п. 5 ст. 2 указанного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: военнослужащим и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.
К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 27.11.2002 N 155-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции, П.О.А., " ... " года рождения, является дочерью П.А.И.
" ... " П.А.И. и членам его семьи жене П.М.В., дочерям П.О.А., " ... " года рождения, П.М.А., " ... " года рождения, была предоставлена путевка в дом отдыха "Баргузин" ФГКУ Санаторно-курортный комплекс "Анапский" Министерства Обороны российской Федерации с " ... " по " ... ", что подтверждено уведомлением N о предоставлении путевки в санаторно-курортное учреждение, квитанцией серии N от " ... ".
Квитанцией серии N, обратным талоном к путевке подтвержден факт выдачи члену семьи истца П.О.А. путевки в дом отдыха "Баргузин" на срок с " ... " по " ... ".
Факт проезда П.О.А. к месту лечения и его стоимость подтверждена агентскими купонами ООО "Аист" N, N о приобретении авиа билетов рейсом Екатеринбург-Геленджик-Екатеринбург.
Суд первой инстанции, отказывая истцу в удовлетворении иска, пришел к выводу о том, что П.О.А., на момент обращения истца за получением компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно, не относилась к числу лиц, обладающих правом на получение такой компенсации, при этом суд исходил из того, что справка N МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4", подтверждающая факт ее обучения в МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4" до " ... ", выдана безосновательно.
Судебная коллегия находит возможным согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции, календарный учебный график МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4" на 2014-2015 учебный год, согласно протоколу от " ... " N педагогического совета МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4", был установлен до " ... ", летние каникулы в 2-11 классах - до " ... ".
На основании приказа МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4" от " ... " N "О завершении освоения общеобразовательной программы среднего общего образования выпускниками 11-х классов и отчислении", П.О.А. отчислена из МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4".
Суд первой инстанции, установив факт освоения П.О.А. общеобразовательной программы среднего общего образования и ее отчисления из образовательного учреждения " ... ", правомерно признал, что на момент обращения за получением компенсации стоимости проезда, П.О.А. не являлась обучающейся в образовательных организациях по очной форме обучения, и, при достижении ею возраста 18 лет " ... ", правом на получение таковой не обладала.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортном обеспечении и осуществлении отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" утверждены Правила осуществления выплаты на проведение оздоровительного отдых детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, ставших инвалидами вследствие военной травмы, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) по контракту.
Согласно п. 1 указанных Правил, осуществление выплат денежных средств
производится один раз в год на проведение оздоровительного отдыха детей школьного возраста военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, ставших инвалидами вследствие военной травмы, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) по контракту (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 433, от 04.10.2013 N 868, от 14.07.2014 N 658, от 09.04.2015 N 330). При наличии оснований для получения выплаты, предусмотренной настоящими Правилами, и пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1051 предоставляется выплата либо пособие по выбору одного из лиц, имеющих право на их получение (п. 1 в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 N 60).
Указанными Правилами выплата на проведение оздоровительного отдыха производится одному из родителей ребенка школьного возраста в текущем году при наличии документов, поименованных в п. 3 Правил.
Согласно п. 3 Правил, для получения выплаты родители или иные законные представители детей представляют в текущем году следующие документы: (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 N 60) заявление о получении соответствующей выплаты; (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 08.12.2010 N 983, от 31.01.2012 N 60) копия документа, подтверждающего признание в установленном порядке военнослужащего (сотрудника) безвестно отсутствующим или объявление умершим в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо извещения о гибели (смерти) и заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи гибели (смерти) с увечьем (ранением, травмой, контузией) или заболеванием, полученными вследствие военной травмы, либо справка, выданная государственным учреждением медико-социальной экспертизы, подтверждающая установление военнослужащему (сотруднику) инвалидности вследствие военной травмы; (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 08.12.2010 N 983, от 31.01.2012 N 60) копия свидетельства о рождении ребенка; копия решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над ребенком (для опекунов, попечителей) (абзац введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2010 N 983).
При наличии оснований для получения пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1051 представляется документ о его неполучении в текущем году (абзац введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 312, в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 08.12.2010 N 983, от 31.01.2012 N 60).
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1051 "О порядке предоставления пособий на проведение летнего
оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников
некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших),
пропавших без вести, ставших инвалидами, в связи с выполнением задач в условиях
вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на
непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе
контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации" предусмотрено, что пособие выплачивается на указанных в п. 1 настоящих Правил детей школьного возраста (до 15 лет включительно) ежегодно перед проведением летнего оздоровительного отдыха одному из их законных представителей (матери, отцу, усыновителю, опекуну или попечителю) либо близких родственников (бабушке, дедушке), совместно проживающих с детьми.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2000 N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом офицеров указанной категории на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год), а также членов их семей при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).
Из материалов дела следует, что календарный учебный график МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4" на 2014-2015 учебный год был составлен в мае 2014 до начала учебного года, принят педагогическим советом " ... ", что отражено в протоколе N, утвержден приказом директора от " ... " N.
Расписание ЕГЭ на 2015 было установлено и обнародовано в феврале 2015 на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2015 N 44 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его про ведении в 2015 году" и включало в себя 3 периода: досрочный, основной, дополнительный.
П.О.А. успешно прошла государственную итоговую аттестацию в основные сроки сдачи ЕГЭ, получила аттестат о среднем общем образовании, таким образом, она завершила обучение в МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4", и была отчислена из МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4" на основании приказа директора МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4" от " ... " N.
При вынесении решения, суд первой инстанции правомерно не принял в качестве достоверного доказательства доводов истца справки N N и N от " ... ", поскольку признал их противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации об образовании, что также признавалось и представителем МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4".
Законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений на нее проверены судебной коллегией в соответствии со ст. 327.1 ГПК Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что справки МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4" и ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" подтверждают право на социальные гарантии П.О.А., как члена семьи военного пенсионера, судебная коллегия находит несостоятельными.
Справка N от " ... " содержит ссылку на необходимое наличие для детей в возрасте от 18 до 23 лет справки из учебного заведения по очной форме обучения.
Судебная коллегия признает необоснованным довод жалобы истца о том, что на момент прохождения санаторно-курортного лечения и на момент его обращения с заявлением о возмещении расходов на проезд, П.О.А. являлась субъектом льготы, предусмотренной ч. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Согласно п. 6 постановления Правительства Российской федерации от 20.04.2000 N 354, порядок возмещения расходов, связанных с проездом на лечение в медицинские организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год), определяется Министерством обороны Российской Федерации.
Такой порядок регламентирован п. 54 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 06.06.2001 N 200. Расходы возмещаются военными комиссариатами за счет средств, предусмотренных в сводной бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации на социальное обеспечение уволенных военнослужащих (ст. 006226 Классификации расходов по бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации).
Таким образом, законодатель не увязывает возмещение расходов к месту санаторно-курортного лечения с предоставлением льгот по приобретению санаторно-курортной путевки.
Согласно позиции ответчика ФКУ "Военный комиссариат Курганской области", им возмещаются расходы к месту санаторно-курортного лечения независимо от того, приобреталась ли путевка на льготных основаниях, либо санаторно-курортное учреждение являлось организацией, не относящейся к Министерству обороны Российской Федерации, путевка в которую оплачивалась в полном размере.
Юридически значимым обстоятельством для данного дела, как указал ответчик и с чем согласился суд первой инстанции, является факт обучения члена семьи в образовательной организации по очной форме обучения на момент совершения поездки в санаторно-курортное учреждение, а не предоставление льготы до приобретения санаторно-курортной путевки.
Доводы апелляционной жалобы об оспаривании законности приказа директора МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4" от " ... " N "О завершении освоения общеобразовательной программы среднего общего образования выпускниками 11-х классов и отчислении", о несогласии с утверждениями директора школы по установленному порядку разработки календарного учебного графика, и о получении П.О.А. среднего общего образования в срок до " ... ", с учетом предоставления каникул, судебная коллегия считает безосновательными.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 33 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") к обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (п. 3 ст. 60 указанного Федерального закона).
Документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня: основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании); среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании) (п. 6 ст. 60 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Как указано в пп. 1 п. 1, п. 4 ст. 61 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность в связи с получением образования (завершением обучения). Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Если с обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося заключен договор об оказании платных образовательных услуг, при досрочном прекращении образовательных отношений такой договор расторгается на основании распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, прекращаются с даты его отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 4.4, 4.19 Устава МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4" организация образовательного процесса в школе регламентируется учебным планом, расписанием занятий, календарным учебным графиком, являющимися частью основной образовательной программы школы, разрабатываемыми и утверждаемыми школой самостоятельно, а также приказами директора школы. Учебный год в школе начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом. В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются школой самостоятельно.
Итоговая аттестация, завершающая освоение образовательных программ основного общего и среднего общего образования, имеющих государственную аккредитацию, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация для учащихся 11 классов проводится в форме единого государственного экзамена в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации, а также в соответствии с законодательством Курганской области. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании (п. 4.30, 4.36 Устава).
В соответствии с п. 10.5 Устава МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4", локальные нормативные акты утверждаются приказом директора школы и вступают в силу с даты, указанной в приказе.
Таким образом, получение П.О.А. аттестата, издание приказа директора МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4" от " ... " N "О завершении освоения общеобразовательной программы среднего общего образования выпускниками 11-х классов и отчислении" свидетельствуют об окончании ею школы с даты издания приказа.
Судебная коллегия, с учетом положений ст. 56 ГПК Российской Федерации, соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в материалах дела не содержится доказательств того, что П.О.А. имела статус обучающегося в образовательном учреждении в спорный период.
Довод апелляционной жалобы о непредставлении МКОУ "СОШ г. Шадринска N 4" отзыва на измененный иск судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку представление отзыва в обоснование позиции относительно требований истца является правом ответчика, а не обязанностью.
Судебная коллегия считает довод апелляционной жалобы истца об искажении судом первой инстанции показаний свидетеля П.М.В. необоснованным ввиду отсутствия со стороны истца замечаний на протокол судебного заседания, которые он был вправе принести в соответствии с нормами ГПК Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает, что доводов, которые имели бы юридическое значение для правильного разрешения спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в нем выводы, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу ч. 4 ст. 330 ГПК Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене решения суда первой инстанции, в ходе рассмотрения дела судом допущено не было.
В связи с изложенным, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 14 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.А.И. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий И.В. Литвинова
Судьи: Н.В. Шарыпова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.