Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Коуровой В.Е., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 18 октября 2016 г. гражданское дело по иску прокурора Далматовского района Курганской области в интересах Мануйлова С.Б. к администрации Далматовского района Курганской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации Далматовского района Курганской области на решение Далматовского районного суда Курганской области от 18 августа 2016 г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора Далматовского района Курганской области в интересах Мануйлова С.Б. к Администрации Далматовского района о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Далматовского района предоставить Мануйлову С.Б., " ... " года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории города Далматово, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м., приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, мнение прокурора Половниковой А.А., судебная коллегия
установила:
прокурор Далматовского района Курганской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в интересах Мануйлова С.Б. с иском к администрации Далматовского района Курганской области о предоставлении Мануйлову С.Б. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного на территории г. Далматово, соответствующего социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
В обоснование иска указывал, что Мануйлов С.Б. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители умерли, он был определен в государственное детское учреждение. Закрепленное за ним жилое помещение было признано непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии от 17 июля 2014 г. В связи с необеспеченностью жилым помещением Мануйлов С.Б. был включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма. Однако, до настоящего времени он жильем не обеспечен, проживает у родственников. Прокурор указывал, что обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления. Однако обязанность по обеспечению органов местного самоуправления материальными ресурсами, необходимыми для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы государственной власти Курганской области. Уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, которым является Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, материальные ресурсы в виде жилых помещений приобретаются за счет средств бюджета Курганской области и передаются в муниципальную собственность.
В судебном заседании истец Мануйлов С.Б., действующий в его интересах прокурор, а также представитель по устному ходатайству Зайков А.Д. на удовлетворении исковых требований настаивали.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Далматовского района Курганской области по доверенности Максимов А.В., представляющий также по доверенности интересы третьего лица - Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района Курганской области, иск не признал. Пояснил, что на территории Далматовского района отсутствует свободный жилой фонд для предоставления по договорам специализированного найма жилья. Отметил, что в соответствии с вступившими в силу изменениями в действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем детей-сирот обеспечивается за счет переданных им органами исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретенных и переданных в муниципальную собственность жилых помещений.
Представитель третьего лица без самостоятельных исковых требований относительно предмета спора Отдела опеки и попечительства Управления по дела образования, культуры, молодежи и спорта администрации Далматовского района Курганской области по доверенности Зуйков И.Н. исковые требования поддержал.
Представители третьих лиц Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, Департамента образования и науки Курганской области, Финансового управления Курганской области, администрации г. Далматово в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом (л.д. 56-58).
В представленном письменном отзыве представитель Департамента земельных и имущественных отношений Курганской области просил рассмотреть дело без его участия, просил в иске отказать.
Далматовским районным судом Курганской области постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Далматовского района Курганской области просит решение суда отменить, в иске отказать. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со статьями 1-3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", органы местного самоуправления наделены полномочиями по однократному предоставлению детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, приобретаемых за счет средств бюджета "адрес" и передаваемых в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством. Отмечает, что действующим законодательством определен алгоритм действий, согласно которому в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полномочия по приобретению за счет соответствующего финансирования из бюджета Курганской области и передаче органам местного самоуправления материальных ресурсов в виде жилых помещений отнесены к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области. В связи с этим настаивает, что исполнение полномочий органов местного самоуправления поставлено в зависимость от соответствующих действий государственного органа. Указывает, что на момент вынесения решения суда и до настоящего времени материальные ресурсы в виде жилых помещений, предназначенные для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в муниципальную собственность Далматовского района не поступили. Полагает, что при таких обстоятельствах обжалуемое решение суда исполнить будет невозможно по причинам, не зависящим от должника. Также ответчик ссылается на необоснованность обращения прокурора в суд с настоящим иском, поскольку отсутствовал факт нарушения имущественных прав истца со стороны администрации Далматовского района Курганской области.
В представленных возражениях прокурор, Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области полагают решение суда законным и обоснованным.
В заседании судебной коллегии прокурор Половникова А.А. полагала решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно статье 1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из материалов дела усматривается, что истец Мануйлов С.Б. родился " ... " (л.д. 10), его мать М.С.М. и отец М.Б.И. умерли " ... " и " ... " соответственно (л.д. 12-13).
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установилпринадлежность истца Мануйлова С.Б. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 февраля 2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В связи с отсутствием родительского попечения Мануйлов С.Б. на основании распоряжения администрации Далматовского района Курганской области от 5 декабря 2007 г. N-р был определен в образовательное учреждение для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 3 данного распоряжения за Мануйловым С.Б. и его сестрой было закреплено право проживания по месту регистрации родителей по адресу: д. "адрес" (л.д. 14). Однако, заключением Межведомственной комиссии при администрации Далматовского района от 17 июля 2014 г. указанное жилое помещение, расположенное по "адрес", признано непригодным для проживания (л.д. 15-19).
Материалы дела свидетельствуют, что истец Мануйлов С.Б. регистрации по месту жительства не имеет, фактически проживает по адресу: "адрес" в "адрес", собственником которого, нанимателем или членом семьи нанимателя которого он не является (л.д. 24).
30 июня 2014 г. Мануйлов С.Б. окончил обучение в ГБПОУ " " ... "" (л.д. 21).
В соответствии с постановлением администрации Далматовского района Курганской области от 3 декабря 2015 г. N Мануйлов С.Б. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Далматовского района (л.д. 11).
До настоящего времени он жильем не обеспечен, своего жилья в собственности или по договору социального найма не имеет, членом семьи нанимателя жилого помещения не является (л.д. 22-26).
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Мануйлова С.Б. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (приложение N 2).
Пунктом 3 названного Порядка установлено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
В соответствии с переданными муниципальному образованию государственными полномочиями по опеке и попечительству и пункту 3 статьи 3-1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области", действующей на дату вынесения обжалуемого решения суда) администрацией Далматовского района сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, в который включен истец Мануйлов С.Б.
Таким образом, истец соответствует всем условиям для обеспечения его жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах Мануйлова С.Б. требований о предоставлении ему как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением Далматовской городской Думы от 29 декабря 2005 г. N 96 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде администрации г. Далматово Курганской области, в размере не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (л.д. 27).
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 3-1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134), предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Данным законом, а также Законом Курганской области от 28 ноября 2014 г. N 87 "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2016 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию Далматовского района обязанность по предоставлению Мануйлову С.Б. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории г. Далматово в пределах нормы предоставления - не менее 15 кв.м общей площади, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта.
Право истца на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием приведенных выше условий, а именно: достижение совершеннолетия (если от лица нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области. В рассматриваемом случае все условия имеют место быть, поэтому у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа прокурору в удовлетворении исковых требований о предоставлении Мануйлову С.Б. жилого помещения по договору специализированного найма.
Удовлетворяя исковые требования прокурора и возлагая на администрацию Далматовского района обязанность по предоставлению жилого помещения, суд первой инстанции обосновано указал, что предоставляемое жилое помещение должно быть приобретено за счет средств бюджета Курганской области и передано в муниципальную собственность.
Так, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
В рамках реализации приведенных выше законодательных норм Законом Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (далее - Закон Курганской области N 288) в редакции вышеобозначенного закона, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Поскольку предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, исковые требования прокурора к администрации Далматовского района обоснованно удовлетворены в полном объеме, с указанием на предоставление истцу жилого помещения, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность.
Судебная коллегия находит указанные выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся между сторонами правоотношениям, соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию администрации Далматовского района, выраженную ее представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам, изложенным в жалобе, не подлежит. Предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Далматовского районного суда Курганской области от 18 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Далматовского района Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.