Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Фроловой Ж.А., Коуровой В.Е.,
при секретаре судебного заседания П.С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 20 октября 2016 года гражданское дело по иску Главного управления социальной защиты населения Курганской области к З.А.Т., Администрации Утичевского сельсовета Мокроусовского района Курганской области о признании отсутствия права состоять на учете нуждающихся, признании постановки на учет незаконным, снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях,
по апелляционной жалобе Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение Мокроусовского районного суда Курганской области от 1 августа 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Главного управления социальной защиты населения Курганской области к З.А.Т., администрации Утичевского сельсовета Мокроусовского района Курганской области о признании отсутствия права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признании указанного решения администрации Утичевского сельсовета незаконным, о возложении обязанности снять с учета нуждающихся в жилых помещениях, отказать".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., пояснения представителя истца Главного управления социальной защиты населения Курганской области З.А.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главное управление социальной защиты населения Курганской области (далее - ГУ СЗН) обратилось в суд с иском к З.А.Т.., Администрации Утичевского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (далее - Администрация Утичевского сельсовета) о признании отсутствия права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование иска указывало, что З.А.Т. является вдовой участника Великой Отечественной войны. Решением жилищно-бытовой комиссии Администрации Утичевского сельсовета от 15.01.2016 N она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. 22.01.2016 З.А.Т. обратилась в ГУ СЗН с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В результате оценки представленных документов З.А.Т. было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, поскольку она незаконно поставлена на учет нуждающихся в получении жилого помещения. С 15.10.2001 З.А.Т. зарегистрирована и проживает в жилом доме общей площадью 52 кв.м по адресу: "адрес", который ранее принадлежал ей. В 2010 году она подарила дом своему сыну З.Г.В., но продолжает проживать в доме вместе с сыном. На учет нуждающихся в получении жилья в Администрации Утичевского сельсовета З.А.Т. встала сразу по истечении 5 лет после совершения сделки. По заключению межведомственной комиссии при Администрации Утичевского сельсовета от 15.01.2016 жилой дом N по "адрес" нуждается в капитальном ремонте. При этом в акте обследования дома и в заключении межведомственной комиссии имеются рукописные дописки о непригодности дома для проживания, что недопустимо.
Просило признать отсутствие у З.А.Т. права состоять на учете нуждающихся в получении жилья на момент принятия решения жилищно-бытовой комиссии Администрации Утичевского сельсовета от 15.01.2016 N 1 "О принятии на учет", признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Администрации Утичевского сельсовета от 15.01.2016 N 1 "О принятии на учет", обязать Администрацию Утичевского сельсовета снять З.А.Т. с учета нуждающихся в жилых помещениях.
В судебное заседание представитель истца ГУ СЗН не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик З.А.Т. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежаще, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Утичевского сельсовета А.Н.П. против удовлетворения иска возражал, пояснял, что обследование жилого дома, где проживает З.А.Т., было проведено в соответствии с требованиями закона, дом признан непригодным для проживания, поэтому З.А.Т. поставлена на учет нуждающихся обоснованно.
Третье лицо З.Г.В. против удовлетворения иска возражал.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ СЗН просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы вновь ссылается на обстоятельства и доводы, изложенные в исковом заявлении. Полагает ошибочным вывод суда о том, что заключение межведомственной комиссии, которым жилой дом З. признан одновременно подлежащим капитальному ремонту и непригодным для проживания, не противоречит действующему законодательству. Указывает, что показания свидетелей по поводу износа конструкций дома противоречат выводам межведомственной комиссии о возможности капитального ремонта дома.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация Утичевского сельсовета выражает согласие с постановленным решением, просит в удовлетворении жалобы отказать.
В суде апелляционной инстанции представитель ГУ СЗН - З.А.М. на удовлетворении жалобы настаивала.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Руководствуясь ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации), судебная коллегия постановиларассмотреть дело в отсутствие неявивишихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" гарантировано обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Статья 13 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусматривает систему мер социальной поддержки ветеранов, в том числе предоставление жилых помещений.
Частью 1 ст. 21 данного закона предусмотрено, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
В числе прочих предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указу Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" полномочия по обеспечению жильем лиц, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. 5 п. 1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.04.2006 N 120, мерами социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" пользуются нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
По смыслу вышеприведенных норм закона право на указанную меру социальной поддержки имеют не все члены семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а лишь нуждающиеся в жилом помещении.
Условия нуждаемости граждан в жилых помещениях определяются нормами жилищного законодательства.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Из материалов дела следует, что З.А.Т., " ... " года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", о чем свидетельствует имеющаяся в деле копия удостоверения N (л.д. 17).
З.А.Т. принадлежал жилой дом общей площадью 52 кв.м, расположенный по адресу: "адрес". 23.11.2010 она подарила дом своему сыну З.Г.В., сохранив за собой в соответствии с п. 6 договора право проживания в доме (л.д. 24-25).
15.01.2016 межведомственной комиссией при Администрации Утичевского сельсовета жилой дом по адресу: "адрес" признан требующим капитального ремонта и непригодным для проживания (л.д. 29-30).
Решением жилищно-бытовой комиссии Администрации Утичевского сельсовета от 15.01.2016 N З.А.Т. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 14).
14.04.2016 З.А.Т. обратилась в ГУ СЗН с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, но получила отказ в связи с тем, что она не относится к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 13, 10).
Отказывая в удовлетворении исковых требований ГУ СЗН, суд пришел к выводу о том, что З.А.Т. правомерно поставлена на учет нуждающихся в получении жилья, поскольку дом, в котором она проживает, непригоден для проживания, его капитальный ремонт нецелесообразен, так как требуется установка фундамента, замена стен, перекрытий, кровли дома.
Судебная коллегия находит данный вывод суда обоснованным, соответствующим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 ЖК Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.
При постановке на учет З.А.Т. представила все необходимые документы, в том числе заключение межведомственной комиссии при Администрации Утичевского сельсовета от 15.01.2016, которым жилой дом по адресу: "адрес" признан непригодным для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
Допрошенные судом свидетели - члены межведомственной комиссии подтвердили, что жилое помещение, в котором проживает З.А.Т., не соответствует требованиям, содержащимся в разделе II вышеуказанного Положения, находится в ветхом состоянии, поэтому признано непригодным для проживания.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, при помощи свидетельских показаний суд устранил имеющиеся в заключении межведомственной комиссии противоречия.
Установление факта несоответствия помещения требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, является достаточным основанием для постановки члена семьи погибшего (умершего) инвалида или участника Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающегося в получении жилья в силу п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК Российской Федерации и ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Иных жилых помещений, пригодных для проживания, в пользовании или в собственности З.А.Т. не имеется.
Учитывая изложенное, на момент обращения З.А.Т. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и принятия Администрацией Утичевского сельсовета оспариваемого решения, З.А.Т. имела законные основания для постановки на учет, поскольку проживала в жилом доме, непригодном для проживания.
Постановленное судом решение является законным и обоснованным. Выводы суда подробно мотивированы в решении, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела. Материальный закон применен и истолкован судом правильно, нарушений процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК Российской Федерации основанием к отмене решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, повторяют правовую позицию истца, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в постановленном решении, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мокроусовского районного суда Курганской области от 1 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.