Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Булатова П.Г., Голубь Е.С.,
при секретаре Смирновой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 27.10.2016 гражданское дело по иску прокурора Кетовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию "Введенский сельсовет" в лице Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности провести лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории населенных пунктов сельсовета, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов сельсовета, определить границы земельных участков, занятых городскими лесами, и поставить их на государственный кадастровый учет
по апелляционной жалобе Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области на заочное решение Кетовского районного суда Курганской области от 28.07.2016, которым постановлено:исковые требования прокурора Кетовского района Курганской области в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к Муниципальному образованию "Введенский сельсовет" в лице администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности провести лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории населенных пунктов сельсовета, в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных действующим законодательством Российской Федерации, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов сельсовета, определить границы земельных участков, занятых городскими лесами, и поставить их на государственный кадастровый учет, удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное образование "Введенский сельсовет" в лице администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области в срок до 01.07.2017 провести лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории населенных пунктов сельсовета, в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных действующим законодательством Российской Федерации, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов сельсовета, определить границы земельных участков, занятых городскими лесами, и поставить их на государственный кадастровый учет.
Заслушав доклад судьи Голубь Е.С., мнение прокурора Поляковской И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кетовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному образованию "Введенский сельсовет" в лице Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области (далее - Администрация Введенского сельсовета, Введенский сельсовет) о возложении обязанности провести лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории населенных пунктов сельсовета, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов сельсовета, определить границы земельных участков, занятых городскими лесами, и поставить их на государственный кадастровый учет.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов в деятельности Администрации Введенского сельсовета, в ходе которой установлено, что в соответствии с правилами землепользования и застройки, а также картами градостроительного зонирования на землях населенных пунктов МО "Введенский сельсовет" Кетовского района расположены городские леса (древесно-кустарниковая растительность), не относящиеся к землям государственного лесного фонда. При этом границы земельных участков, занятых городскими лесами, не установлены, на кадастровый учет участки, занятые муниципальными лесами, не поставлены, лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенного пункта, не принят и не разработан, лесоустройство в отношении муниципальных лесов не проведено. Невыполнение ответчиком обязанностей нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля, обеспечения рационального использования лесов, организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах, а также привлечении лиц, виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного законодательства, к предусмотренной законом ответственности. Кроме того, неисполнение ответчиком возложенных на него обязанностей приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Просил возложить на Администрацию Введенского сельсовета обязанность до 01.07.2016 провести лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории населенных пунктов сельсовета, в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных действующим законодательством Российской Федерации, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов сельсовета, определить границы земельных участков, занятых городскими лесами и поставить их на государственный кадастровый учет.
В судебном заседании заместитель прокурора Кетовского района Заровный Е.Ю. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Ответчик Администрация Введенского сельсовета явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель Администрации Введенского сельсовета по доверенности Я.В.А. с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что границы с. Введенское не утверждены, на территории с. Введенское не находятся муниципальные и городские леса. Леса, о которых говорится в исковом заявлении, являются федеральными.
Третье лицо Государственное казенное учреждение "Курганское лесничество" (далее - ГКУ "Курганское лесничество") явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом.
Третье лицо Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом. В письменном отзыве представитель по доверенности В.И.В. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, полагала исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению (л.д. 100).
Дело рассмотрено судом в порядке заочного производства.
Исковые требования судом удовлетворены частично, постановленоизложенное выше заочное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Администрация Введенского сельсовета.
В обоснование жалобы указывает, что о времени и месте рассмотрения заявления об отмене заочного решения суда Введенский сельсовет не был извещен.
Считает, что настоящее дело должно было быть рассмотрено в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Ссылается на то, что леса, о которых указано в иске, находятся в федеральной собственности, и распоряжаться ими Введенский сельсовет не вправе, так как границы муниципального образования и населенных пунктов находятся на согласовании, и не поставлены на кадастровый учет, что не позволяет поставить на учет границы участков, занятых лесами.
В возражениях на жалобу прокурор Кетовского района просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Указывает, что предусмотренные законом обязанности в отношении городских лесов Введенским сельсоветом не исполняются. Решением Введенской сельской Думы от 12.09.2014 N 15 утвержден генеральный план сельсовета, которым в свою очередь утверждены границы муниципалитета. Данный иск не оспаривает бездействие органа местного самоуправления, оно содержит требование о понуждении к действию муниципального образования осуществить обязанность предусмотренную законом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Поляковская И.В. полагала апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения, поддержала представленные прокурором Кетовского района возражения.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном процессуальным законом порядке, сведений об уважительных причинах неявки не представили.
Судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы (в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ), заслушав мнение прокурора прокуратуры Курганской области, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Кетовского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов в деятельности администрации Введенского сельсовета.
В ходе данной проверки установлено, что в соответствии с правилами землепользования и застройки, а также картам градостроительного зонирования на землях населенных пунктов Муниципального образования "Введенский сельсовет" Кетовского района расположены городские леса (древесно-кустарниковая растительность), не относящиеся к землям государственного лесного фонда.
При этом предусмотренная законом обязанность в отношении муниципальных лесов не осуществляется, границы земельных участков, занятых городскими лесами не установлены, на кадастровый учет участки, занятые муниципальными лесами не поставлены, лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенного пункта не принят и не разработан, лесоустройство в отношении муниципальных лесов не проведено.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Муниципальное образование "Введенский сельсовет" обязанности провести лесоустройство в отношении городских лесов, расположенных на территории населенных пунктов сельсовета, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов сельсовета, определить границы земельных участков, занятых городскими лесами, и поставить их на государственный кадастровый учет суд пришел к выводу о том, что ответчик не выполняет возложенные на него законодательством обязанности в области муниципального лесного контроля.
Судебная коллегия соглашается с решением суда, принимая во внимание следующее.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 3 ст. 36); лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. "к" ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76).
Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 09.01.1998 N 1-П и от 07.06.2000 N 10-П; определения от 27.06.2000 N 92-О и от 03.02.2010 N 238-О-О).
По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) определяющей основные принципы лесного законодательства, которая среди основных принципов лесного законодательства, определяет устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии со ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области лесных отношений и в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со ст. 19 ЛК РФ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В силу ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 3 ст. 23 ЛК РФ, лесничества и лесопарки также располагаются на землях: населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Из карт градостроительного зонирования следует, что на территории Введенского сельсовета имеются участки, занятые городскими лесами, которые не поставлены на государственный кадастровый учет (л.д. 6-9, 84-90, 96).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что невыполнение ответчиком обязанностей нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды. Приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля, обеспечения рационального использования лесов, организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах, а также привлечении лиц, виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного законодательства к предусмотренной законом ответственности.
Довод жалобы о том, что о времени и месте рассмотрения заявления об отмене заочного решения суда Введенский сельсовет не был извещен, основанием к отмене обжалуемого решения суда не является, так как Администрация Введенского сельсовета реализовала свое права по его обжалованию.
Судебная коллегия отклоняет довод жалобы о том, что настоящее дело должно было быть рассмотрено в порядке, предусмотренном КАС РФ, поскольку правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям (п. 6 ст. 330 ГПК РФ). В ходе рассмотрения дела представителем ответчика не заявлялось о рассмотрении дела в ином судебном порядке. Апелляционная жалоба не содержит доводов, в чем выразилось нарушение прав ответчика в связи с рассмотрения настоящего дела в порядке гражданского судопроизводства.
Вопреки доводам жалобы в государственном лесном реестре отсутствуют сведения по лесам, явившимся предметом рассмотрения по настоящему спору, данных о том, что спорные лесам находятся в федеральной собственности, материалы дела не содержат.
Доводы апелляционной жалобы не основаны на нормах действующего законодательства, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда.
В соответствии с требованиями статьи 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Кетовского районного суда Курганской области от 28.07.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области - без удовлетворения.
Судья - председательствующий И.В. Литвинова
Судьи: П.Г. Булатов
Е.С. Голубь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.