Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Шарыповой Н.В.,
судей Фроловой Ж.А., Коуровой В.Е.,
с участием прокурора П.А.А.,
при секретаре судебного заседания Г.С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 27 октября 2016 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кургана в интересах О.П.А. к Администрации города Кургана, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 19 июля 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований прокурора города Кургана в интересах О.П.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о предоставлении жилого помещения отказать.
исковые требования прокурора г. Кургана в интересах О.П.А. к Администрации города Кургана о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию города Кургана предоставить О.П.А., " ... " года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующее социальным нормам и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, мнение прокурора прокуратуры Курганской области П.А.А., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Кургана в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд в интересах О.П.А. с иском к Администрации города Кургана, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области, в котором просил возложить на первого ответчика обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной в границах г. Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м, а на второго ответчика прокурор просил возложить обязанность передать в муниципальную собственность муниципального образования города Кургана приобретенное за счет средств бюджета Курганской области указанное благоустроенное жилое помещение для предоставления О.П.А.
В обоснование иска указано, что О.П.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители умерли. В " ... " году О.П.А. закончил ГБОУ СПО "Курганский промышленный техникум". Постановлением Администрации города Кургана от " ... " N О.П.А. включен в список на получение жилья как лицо из числа детей-сирот на условиях специализированного найма. Однако, до настоящего времени истец жильем не обеспечен. Прокурор указывал, что обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления. Однако обязанность по обеспечению органов местного самоуправления материальными ресурсами, необходимыми для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы государственной власти Курганской области. Уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, которым является Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, материальные ресурсы в виде жилых помещений приобретаются за счет средств бюджета Курганской области и передаются в муниципальную собственность.
В судебном заседании действующий в интересах истца прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал.
Истец О.П.А. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Я.Н.А. возражала против удовлетворения иска.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие. Указывал, что исковые требования о возложении на Департамент обязанности приобрести жилое помещение и передать в муниципальную собственность для предоставления истцу противоречат закону и не подлежат удовлетворению. В соответствии с законом ответчик уполномочен приобретать квартиры в собственность Курганской области, а не конкретному сироте. В случае удовлетворения требований решение суда в части приобретения и передачи квартиры для предоставления конкретному сироте будет являться неисполнимым, поскольку приобретаемые ответчиком квартиры будут передаваться в муниципальную собственность обезличенно. По мнению ответчика, требования в таком виде не могут быть удовлетворены.
Представители третьих лиц Департамента образования и науки Курганской области, Финансового управления Курганской области, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Курганским городским судом Курганской области постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрация города Кургана просит решение суда отменить, в иске отказать, указывая на недоказанность истцом нарушений его прав со стороны ответчика. Ответчик не оспаривал право истца на получение жилого помещения. Судом не учтено, что ответчик как орган местного самоуправления, наделен полномочиями по предоставлению указанной категории граждан только тех жилых помещений, которые переданы ему в муниципальную собственность. Доказательств наличия у ответчика специализированного жилья для предоставления О.П.А. не представлено. Исполнить данное решение суда не представляется возможным, поскольку жилое помещение для предоставления его истцу в муниципальную собственность передано не было. Считает, что Администрация города Кургана не является надлежащим ответчиком по указанным требованиям.
В представленных возражениях Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области полагает доводы апелляционной жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Прокуратурой г. Кургана также принесены возражения на апелляционную жалобу, доводы которой считаются необоснованными.
Прокурор Курганской областной прокуратуры П.А.А. в суде апелляционной инстанции относительно доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица Департамента образования и науки Курганской области о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, с учетом мнения прокурора, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, учитывая заключение прокурора, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце пятом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце пятом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Курганской области от " ... " N "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье".
По смыслу вышеприведенных норм закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Из материалов дела усматривается, что истец О.П.А. родился " ... ", его мать Л.В.В. умерла " ... ", отец О.А.П. умер " ... " (представлены свидетельства о рождении, о смерти родителей).
Постановлением Администрации города Кургана от " ... " N над О.П.А. установлена опека, опекуном назначена бабушка Л.В.П. За истцом закреплено право на жилое помещение в виде 1/2 доли частного дома N N, собственником которого является Л.В.С.
" ... " О.П.А. окончил ГБПОУ "Курганский промышленный техникум"
По информации Управления Росреестра по Курганской области, ГУП "Кургантехинвентаризация" сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества за истцом отсутствуют. Закрепленного жилья истец не имеет.
Постановлением Администрации города Кургана от " ... " N О.П.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На момент рассмотрения спора жилое помещение О.П.А. не предоставлено.
Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст. ст. 4, 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Курганской области от " ... " N "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье".
При этом, суд правомерно исходил из того, что О.П.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении 18 лет, будучи поставленным на учет, как нуждающийся в жилом помещении, имеет право на предоставление ему для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда по норме предоставления, установленной в г. Кургане Курганской области к моменту рассмотрения дела.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, и возлагая на Администрацию города Кургана обязанность по предоставлению жилого помещения, суд первой инстанции обоснованно указал, что предоставляемое жилое помещение должно быть приобретено за счет средств бюджета Курганской области и передано в муниципальную собственность.
При этом суд первой инстанции подробно мотивировал свои выводы, ссылаясь на положения ст. 19 Федерального закона от " ... " N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 3 ст. 20 Федерального закона от " ... " N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Курганской области от " ... " N "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым утвержден порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области.
В рамках реализации приведенных выше законодательных норм Законом Курганской области от " ... " N "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 8 Закона Курганской области от " ... " N "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" в редакции вышеназванного закона, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Поскольку предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, исковые требования прокурора к Администрации г. Кургана обоснованно удовлетворены с указанием на предоставление истцу жилого помещения, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность.
Судебная коллегия находит указанные выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся между сторонами правоотношениям, соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию Администрации города Кургана, выраженную ее представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит новых доводов, которые могут повлиять на законность обжалуемого судебного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены принятого по делу решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 19 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Н.В. Шарыпова
Судьи Ж.А. Фролова
В.Е. Коурова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.