Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Мясникова А.А.
судей Бостанова Ш.А., Свечниковой Н.Г.
при секретаре судебного заседания Горбань В.В.
с участием прокурора Протасовой О.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации Минераловодского городского округа СК Аванесовой О.В.
на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 25 июля 2016 года,
по гражданскому делу по иску Минераловодского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края об обязании постановки на учет бесхозяйного имущества,
заслушав доклад судьи Мясникова А.А.,
УСТАНОВИЛА:
Минераловодский межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, к администрации Минераловодского городского округа СК об обязании постановки на учет бесхозяйного имущества.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения действующего законодательства при эксплуатации водопроводных сетей, расположенных на территории х. ... Минераловодского городского округа СК. Проверкой установлено, что на уличные водопроводные сети (спорные водопроводные сети), предназначенные для обеспечения водой жителей х. ... Минераловодского городского округа СК, право собственности в установленном законом порядке администрацией не зарегистрировано. Согласно информации, предоставленной филиалом ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Южный" Производственно-техническое подразделение Минераловодское, спорные водопроводные сети на его балансе не состоят. В настоящее время администрацией в рамках Плана мероприятий "Дорожная карта" по решению проблемы с бесхозяйными объектами систем водоснабжения и водоотведения, сложившейся на территории Минераловодского городского округа" проводятся отдельные мероприятия по инвентаризации бесхозяйных сетей в целях надлежащего технического и санитарно- эпидемиологического состояния водопроводных сетей, своевременного проведения профилактических и ремонтных работ, устранения аварий в процессе эксплуатации сети. Однако нормативного регулирования проводимых мероприятий администрацией не осуществлено, в результате чего их финансирование не обеспечено. Более того, проведение работ по оформлению в установленном законом порядке бесхозяйных сетей водоснабжения, расположенных на территории Минераловодского городского округа СК, запланировано только в период с декабря 2016 года по июнь 2018 года. Длительное непринятие администрацией мер по оформлению в установленном законом порядке бесхозяйных сетей влечет увеличение тарифов на услуги по поставке коммунального ресурса по водоснабжению, одновременно нарушаются права граждан на бесперебойное обеспечение холодной питьевой водой надлежащего качества в необходимых потребителю объемах. Наличие зарегистрированных прав на объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры является одним из основных условий установления долгосрочных тарифов на коммунальные услуги.
Просит суд обязать администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по подготовке и направлению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявления и документации, необходимой для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в виде водопроводных сетей, расположенных в х. ... Минераловодского городского округа Ставропольского края: по улице ... , диаметром 100 мм, протяженностью 0,350 км (материал сталь); по улице ... , диаметром 50 мм, протяженностью 0,300 км (материал сталь); по улице ... диаметром 50 мм, протяженностью 0,300 км (материал сталь); по улице ... , диаметром 50 мм, протяженностью 0,220 км (материал сталь); по улице ... , диаметром 100 мм, протяженностью 0,200 км (материал сталь); по ул. ... , диаметром 50 мм, протяженностью 0,240 км (материал сталь); по ул. ... , диаметром 50 мм, протяженностью 0,275 км (материал сталь); по ул. ... , диаметром 150 мм, протяженностью 0,610 км (материал чугун); по ул. ... , диаметром 75 мм, протяженностью 0,080 км (материал пнд), диаметром 150 мм, протяженностью 0,450 км (материал пнд); диаметром 50 мм, протяженностью 0,087 км (материал пнд); по ул. ... от врезки в водовод Ду-500 мм до ул. ... , диаметром 100 мм, протяженностью 0,321 км (материал сталь); (далее - спорные водопроводные сети)
Обжалуемым решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 27 июля 2016 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для их удовлетворения и отмене решения суда не нашла.
Судом правильно определен характер правоотношений сторон, юридически значимые обстоятельства. Материальный закон применен и истолкован верно. Существенных нарушений норм процессуального законодательства не допущено.
В соответствии со ст. ст. 56, 195, 196 ГПК РФ, суд разрешает дело в пределах заявленных истцом требований и по основаниям, им указанным, основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В условиях состязательности процесса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.
Судом первой инстанции и судебной коллегией установлено, что по информации ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", указанные выше прокурором водопроводные сети являются бесхозяйными и на обслуживание предприятию не переданы.
Данные водопроводные сети внесены в инвентаризационную ведомость бесхозяйных.
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю в ЕГРП записи о регистрации прав на вышеуказанные водопроводные уличные сети не имеется.
Доказательства того, что спорные водопроводные сети находятся в чьей - либо собственности в материалах дела отсутствуют.
В материалы дела прокурором представлена заверенная им копия Плана мероприятий "Дорожная карта" по решению проблемы с бесхозяйными объектами систем водоснабжения и водоотведения, сложившейся на территории Минераловодского городского округа", утвержденный главой администрации Минераловодского городского округа С.Ф. Жукова и согласованный с директором филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - Минераловодский "Водоканал", без даты утверждения.
В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно пп. 4 и 8 ч. 1 ст. 16, п. 4.3 ч. 1 ст. 17, п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация водоснабжения и водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуации в границах городского округа и органы местного самоуправления обладают полномочиями, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", для чего в собственности муниципальных образований может находиться соответствующее имущество. Отсутствие же документов, подтверждающих собственность администрации муниципального образования на спорные участки водопроводной сети, либо передачу их в хозяйственное ведение какого-либо иного лица, не может служить основанием для отказа администрации муниципального образования нести в соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания этого имущества.
В силу пп. 1 и 2 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Пунктом 5 ст. 8 данного Закона предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В связи с чем, суд правильно пришел к выводу, что уличные системы водоснабжения, в отношении которых заявлены требования, относятся к недвижимым вещам, поскольку являются инженерными сооружениями, расположены под землей и прочно связаны с ней, их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Поэтому довод ответчика о том, что они являются имуществом движимым несостоятелен.
Также несостоятелен довод ответчика о том, что указанное имущество должно находиться в государственной собственности согласно п. 10 приложения N 2 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, поскольку указанное положение распространяется только на предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений.
С согласно абз. 3 п. 1 приложения N 3 к данному Постановлению спорные уличные водопроводные сети как объекты инженерной инфраструктуры городов прямо отнесены к муниципальной собственности.
Таким образом, законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет в установленном порядке бесхозяйных сетей водоснабжения, для чего требуется подача органом местного самоуправления в уполномоченный орган заявления.
Поскольку спорные водопроводные сети находятся на территории муниципального образования - Минераловодского городского округа Ставропольского края, то в силу прямого указания закона указанная обязанность возлагается на администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края.
Также обоснован вывод суда, что довод администрации о недоказанности прокурором нарушения прав неопределенного круга лиц в результате непринятия мер по постановке на учет спорных водопроводных сетей как бесхозяйного имущества является несостоятельным, поскольку они предназначены для водоснабжения населения, проживающего на территории муниципального образования, а отсутствие их собственника и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению населения, обеспечению надлежащего технического и санитарно- эпидемиологического состояния водопроводных сетей, устранении аварий в процессе эксплуатации сетей, несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ. Отсутствие указанных мер по обеспечению надлежащего технического состояния бесхозяйных водопроводных сетей не гарантирует бесперебойное предоставление коммунальных услуг по водоснабжению потребителей, предусмотренное пп. "в" п. 3, пп. "а" п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций.
Данные обстоятельства безусловно затрагивают права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и санитарно- эпидемиологическое благополучие населения, в интересах которых прокурор и обратился в суд и потому данный спор не относится к подведомственности арбитражного суда.
Кроме того, несостоятелен довод администрации о том, что прокурором не указаны признаки спорных сетей, позволяющих индивидуализировать их как недвижимое имущество, поскольку это противоречит материалам дела, согласно которым установлены адресные ориентиры, протяженность и материал сетей, что позволяет изготовить на них техническую документацию с указанием в ней всех необходимых сведений.
Довод администрации о том, что закон предоставляет право, но не обязывает орган местного самоуправления обращаться с заявлением о принятии объекта водоснабжения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества прямо противоречит буквальному толкованию п. 3 ст. 225 ГК РФ, согласно которому такая обязанность императивна для органа местного самоуправления как единственного лица, обладающего таким правом.
При этом суд учитывает, что сама по себе постановка на учет бесхозяйного имущества не нарушает прав возможных собственников этого имущества, поскольку заявление о признании права муниципальной собственности подается органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, в суд только по истечение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет. В указанный период лица, полагающие себя собственниками поставленного на учет в качестве бесхозяйного имущества и считающие свои права нарушенными, вправе защитить их в предусмотренном законом порядке.
На основании изложенного, суд обоснованно удовлетворил исковые требования.
Другие доводы апелляционной жалобы, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, которые довольно подробно, со ссылкой на нормы действующего законодательства отражены в мотивировочной части решения суда.
Исходя из изложенного, постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 25 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.