Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи Быстрова О.В.,
судей Луневой С.П., Медведевой Д.С.,
при секретаре судебного заседания Павловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Труфановой Л.И.
на решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 25 июля 2016
по гражданскому делу по исковому заявлению Труфановой Любови Ивановны к Главному управлению - Управление пенсионного фонда РФ по г.Ставрополю Ставропольского края о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении и выплате страховой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Луневой С.П.,
УСТАНОВИЛА:
Труфанова Л.И. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ России по г.Ставрополю Ставропольского края, в котором просит обязать ответчика включить ей в специальный стаж в календарном исчислении периоды ее работы: с 01.04.1983 по 24.05.1993 в должности фельдшера Ставропольской станции скорой медицинской помощи; с 25.05.1993 по 14.01.1994 в должности фельдшера по приему вызовов Ставропольской станции скорой медицинской помощи; с 01.05.1994 по 31.10.1999 в должности фельдшера по приему вызовов Ставропольской станции скорой медицинской помощи; с 01.11.1999 по 24.03.2002 с 01.07.2003 по 19.09.2005, с 09.10.2005 по 17.08.2007, с 22.08.2007 по 30.08.2008, с 01.09.2008 по 03.09.2008, с 05.09.2008 по 31.12.2008 в должности фельдшера по приему вызовов, с 01.01.2009 по 09.11.2011, с 14.11.2011 по 04.02.2011, с 06.02.2011 по 08.02.2011, с 10.02.2011 по 22.06.2012, с 24.06.2012 по 26.11.2015 в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам; обязать ответчика назначить и выплатить ей страховую пенсию по старости на основании п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с даты первоначального обращения, т.е. с 27.11.2015.
В обоснование требований указано, что 27.11.2015 она обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости как лицу, не менее 30 лет осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. 20.02.2016 ответчиком принято решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Поводом для отказа послужило то, что спорные периоды работы на Ставропольской станции скорой и неотложной медицинской помощи включить в стаж лечебной деятельности не представляется возможным, так как п. 2 "Наименование должностей" Перечня N 781 предусмотрена должность среднего медицинского персонала "фельдшер", такие должности как "фельдшер станции", "фельдшер по приему вызовов", "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам" Перечнем не предусмотрены. Считает, отказ Пенсионного фонда в досрочном назначении страховой пенсии по старости считает неправомерным, независимо от наименований должностей и учреждений, она выполняла одни и те же функциональные обязанность, которые не изменялись с начала ее медицинской деятельности, и в указанный период времени применялось Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа которых дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, где Перечнем предусматривались учреждения скорой медицинской помощи и фельдшеры всех наименований.
Обжалуемым решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 25 июля 2016 года исковые требования удовлетворены частично. Включен в специальный стаж Труфановой Л.И. в календарном исчислении периоды ее работы: с 01.04.1983 по 24.05.1993 в должности фельдшера Ставропольской станции скорой медицинской помощи; с 25.05.1993 по 14.01.1994 в должности фельдшера по приему вызовов Ставропольской станции скорой медицинской помощи; с 01.05.1994 по 31.10.1999 в должности фельдшера по приему вызовов Ставропольской станции скорой медицинской помощи.
Отказано Труфановой Л.И. в удовлетворении требований в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды работы: с 01.11.1999 по 24.03.2002, с 01.07.2003 по 19.09.2005, с 09.10.2005 по 17.08.2007, с 22.08.2007 по 30.08.2008, с 01.09.2008 по 03.09.2008, с 05.09.2008 по 31.12.2008 в должности фельдшера по приему вызовов, с 01.01.2009 по 09.11.2011, с 14.11.2011 по 04.02.2011, с 06.02.2011 по 08.02.2011, с 10.02.2011 по 22.06.2012, с 24.06.2012 по 26.11.2015 в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам.
Отказано Труфановой Л.И. в удовлетворении требований в части обязания ответчика назначить и выплатить страховую пенсию по старости с даты первоначального обращения - с 27.11.2015.
В апелляционной жалобе истица Труфанова Л.И. просит изменить обжалуемое решение в части отказа в исковых требованиях и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, считая, что вывод суда о том, что должности фельдшера по приёму вызовов и фельдшера по приёму вызовов и передаче их выездным бригадам не предусмотрены Списками, утверждёнными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 и от 29.10.2002 N 781 основан на неправильном толковании указанных списков.
Полагает, что системное толкование пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N17Э-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и вышеназванных списков, позволяет прийти к выводу о том, что для досрочного назначения пенсии имеет значение не формально точное наименование должности, а суть осуществляемой деятельности. Кроме того, должность фельдшера списками предусмотрена, и такое название должности является обобщающим понятием.
Указывает, что в течение рабочей смены она незамедлительно осуществляла обработку всех обращений, самостоятельно определяла профиль направляемой бригады, при необоснованном обращении рекомендовала в какое медицинское учреждение необходимо обратиться и какие лекарственные средства принять до осмотра врачом. При отсутствии на станции выездных бригад она обязана оказывать медицинскую помощь больным - вводить лекарственные препараты по медицинским показаниям, останавливать кровотечения, накладывать повязки, транспортные шины, проводить реанимационные мероприятия в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи; также при оказании медицинской помощи использовать медицинскую аппаратуру, проводить базовую сердечную реанимацию, снимать ЭКГ.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав истца Труфанову Л.И., ее представителя по доверенности Алексееву Н.Н., судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению состоявшегося решения.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях в учреждениях и организациях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года
N 392-О).
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.
Как следует из материалов гражданского дела и установлено судом первой инстанции, согласно трудовой книжки серии АТ-III N 4443682, выданной на имя Труфановой Л.И., истица 01.04.1983 была принята на должность фельдшера Ставропольской станции скорой медицинской помощи (запись N 2).
Согласно записи N 6 трудовой книжки запись N 2 звучит: "переведена фельдшером в диспетчерскую" согласно штатного расписания, утвержденного 24.01.2001г.
Также согласно записи N 3 трудовой книжки Труфанова Л.И. 25.05.1993г. была переведена на должность фельдшера по приему вызовов. Постановлением главы администрации г. Ставрополя N 2547 от 15.08.1995г. Городская станция скорой и неотложной медицинской помощи переименована в МУ станция скорой и неотложной медицинской помощи. На основании распоряжения главы администрации г. Ставрополя
N 479/98-И от 15.09.1998г. МУ Станция скорой и неотложной медицинской помощи переименована в МУ Станция скорой медицинской помощи г. Ставрополя.
Согласно записи N 7 трудовой книжки в связи с изменением в штатном расписании должность Труфановой звучит "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам". Муниципальное учреждение Станции скорой медицинской помощи с 24.01.2012 переименовано в муниципальное бюджетное учреждение Станция скорой медицинской помощи г. Ставрополя.
01.01.2013 Труфанова Л.И. была переведена в диспетчерскую на должность фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи. МБУ Станция скорой медицинской помощи г. Ставрополя с 14.03.2014 переименовано в ГБУЗ Ставропольского края "Станция скорой медицинской помощи г. Ставрополя.
01.01.2014 Труфанова Л.И. переведена в диспетчерскую для приема вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи на должность фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что подлежит включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии период работы истицы, начиная с 01.04.1983г. по 31.10.1999г. При этом, учитывая заявленные требования в отношении периодов работы истца, включению в стаж для назначения страховой пенсии подлежат периоды работы Труфановой Л.И.: с 01.04.1983г. по 24.05.1993г. в должности фельдшера Ставропольской станции скорой медицинской помощи; с 25.05.1993г. по 14.01.1994г. в должности фельдшера по приему вызовов Ставропольской станции скорой медицинской помощи; с 01.05.1994г. по 31.10.1999г. в должности фельдшера по приему вызовов Ставропольской станции скорой медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности "фельдшера по приему вызовов" и в должности "фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам".
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности "фельдшера по приему вызовов" и в должности "фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам".
После принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Проанализировав приведенное выше правовое регулирование спорных отношений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных законом основания для включения Труфановой Л.И. в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости спорных периодов ее работы после 01.11.1999г. в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
По доводам жалобы, касающемуся установления тождества наименований профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), следует отметить, что приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2006 N435 "Об установлении тождества наименований должностей "Фельдшер выездной бригады", "Фельдшер скорой помощи", "Фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "Фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "Фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "Фельдшер" установлено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождество наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер", предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Таким образом, вышеуказанный список не устанавливает тождества наименований занимаемой должности истца "фельдшера по приему вызовов" и должности "фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам" наименованию должности "Фельдшер".
Доводы жалобы аналогичны изложенной истцом позиции в суде первой инстанции, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Других доводов апелляционная жалоба не содержит, в силу чего в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ решение суда в остальной части предметом проверки суда апелляционной инстанции не являлось.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 25 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.