Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего Минаева Е.В.,
судей Дубинина А.И., Калоевой З.А.,
при секретаре Богдановой Т.А.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Ставропольского края ДремовойМ.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации Минераловодского городского округа РевенкоД.В. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 1 августа 2016 года по гражданскому делу по исковому заявлению Минераловодского межрайонного прокурора Ставропольского края, выступающего в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по подготовке и направлению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявления и документации, необходимой для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в виде водопроводных сетей, расположенных в с. ... Ставропольского края: от башни ... до подключения, ул. ... , диаметром 125 мм, протяженностью 0,500 км (материал чугун); от ул. ... до ул. ... , диаметром 125 мм., протяженностью 0,300 км (материал чугун); по ул. ... , диаметром 50 мм., протяженностью 0,070 км (материал пнд); по ул. ... , диаметром 89 мм., протяженностью 0,100 км (материал сталь); по ул. ... , диаметром 89 мм., протяженностью 0,175 км (материал чугун); по ул. ... , диаметром 50 мм., протяженностью 0,460 км (материал пнд); по ул. ... , диаметром 50 мм, протяженностью 0,375 км (материал пнд); по ул. ... , диаметром 50 мм, протяженностью 0,335 км (материал пнд); по ул. ... , диаметром 32 мм, протяженностью 0,120 км (материал пнд); по ул. ... , диаметром 20 мм, протяженностью 0,220 км (материал сталь).
Заслушав доклад судьи Ставропольского краевого суда Минаева Е.В., судебная коллегия
установила:
Минераловодский межрайонный прокурор Ставропольского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, в обоснование которого указал, что Минераловодской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения действующего законодательства при эксплуатации водопроводных сетей, расположенных на территории с. ... Ставропольского края. Проверкой установлено, что на уличные водопроводные сети, расположенные в селе ... Ставропольского края: от башни ... до подключения, ул. ... , диаметром 125 мм, протяженностью 0,500 км (материал чугун); от ул. ... до ул. ... , диаметром 125 мм., протяженностью 0,300 км (материал чугун); по ул. ... , диаметром 50 мм., протяженностью 0,070 км (материал пнд); по ул. ... , диаметром 89 мм., протяженностью 0,100 км (материал сталь); по ул. ... , диаметром 89 мм., протяженностью 0,175 км (материал чугун); по ул. ... , диаметром 50 мм., протяженностью 0,460 км (материал пнд); по ул. ... , диаметром 50 мм, протяженностью 0,375 км материал пнд); по ул. ... , диаметром 50 мм, протяженностью 0,335 км (материал пнд); по ул. ... , диаметром 32 мм, протяженностью 0,120 км (материал пнд); по ул. ... , диаметром 20 мм, протяженностью 0,220 км (материал сталь), право собственности в установленном законом порядке администрацией Минераловодского городского округа не зарегистрировано. В настоящее время администрацией Минераловодского городского округа проводятся отдельные мероприятия по инвентаризации бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения Минераловодского городского округа для дальнейшей передачи указанных объектов до признания на них права собственности филиалу ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Южный" Производственно-техническое подразделение Минераловодское. Целью проведения данных мероприятий декларировано обеспечение надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водопроводной сети, своевременное проведение профилактических и ремонтных работ, устранение аварий в процессе эксплуатации сети. Сами мероприятия проводятся в рамках "Плана мероприятий "Дорожная карта" по решению проблемы с бесхозяйными объектами систем водоснабжения и водоотведения, сложившейся па территории Минераловодского городского округа, который носит декларативный характер, нормативного регулирования проводимых мероприятий администрацией округа не осуществлено, в результате чего их финансирование не обеспечено. Даже несмотря на это, проведение работ по оформлению в установленном законом порядке бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Минераловодского городского округа, запланировано только в период с декабря ... года по июнь ... года.
Однако наличие зарегистрированных прав на объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры является одним из основных условий установления долгосрочных тарифов на коммунальные услуги. Длительное непринятие администрацией Минераловодского городского округа мер по оформлению в установленном законом порядке бесхозяйных сетей влечет увеличение тарифов на услуги по поставке коммунального ресурса по водоснабжению. Одновременно нарушаются права граждан на бесперебойное обеспечение холодной питьевой водой надлежащего качества в необходимых потребителю объемах.
Согласно информации, предоставленной филиалом ГУПСК"Ставрополькрайводоканал" - "Южный" Производственно-техническое подразделение Минераловодское, указанные водопроводные уличные сети, расположенные в селе ... округа Ставропольского края, на балансе филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Южный" Производственно-техническое подразделение Минераловодское не состоят. Согласно информации, представленной администрацией Минераловодского городского округа, вышеуказанные водопроводные сети, являются бесхозяйными. Данных о наличии притязаний на спорные участки инженерных сетей, указанных в иске, нет. Принимая во внимание, что в ЕГРП записей о собственнике спорных участков инженерных сетей нет, на балансе сети ни у кого не числятся, в реестре муниципальной собственности не состоят, ни за кем не закреплены, никто не следит за их техническим состояние указанные объекты являются бесхозяйными. Указанные обстоятельства влекут нарушение прав неопределенного круга лиц - потребителей коммунальной услуги по водоснабжению, проживающих на территории муниципальных образований с. ... , х. ... , по бесперебойному обеспечению холодной питьевой водой надлежащего качества в необходимых потребителю объемах, предусмотренных п.п. "в" гг. 3, п.п. "а" п. 33 Правил N 354. Учитывая вышеизложенное, а также то, что в течение длительного времени данное право не реализовано, необходимо возложить данную обязанность по осуществлению действий по постановке на учет вышеуказанных бесхозяйных сетей на администрацию Минераловодского городского округа, поскольку законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества..
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 1августа 2016 года требования Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены.
Суд обязал администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по подготовке и направлению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявления и документации, необходимой для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в виде водопроводных сетей, расположенных в с ... Ставропольского края: от башни ... до подключения, ул. ... , диаметром 125 мм, протяженностью 0,500 км (материал чугун); от ул. ... до ул. ... , диаметром 125 мм., протяженностью 0,300 км (материал чугун); по ул. ... , диаметром 50 мм., протяженностью 0,070 км (материал пнд); по ул. ... , диаметром 89 мм., протяженностью 0,100 км (материал сталь); по ул. ... , диаметром 89 мм., протяженностью 0,175 км (материал чугун); по ул. ... , диаметром 50 мм., протяженностью 0,460 км (материал пнд); по ул. ... , диаметром 50 мм, протяженностью 0,375 км (материал пнд); по ул. ... , диаметром 50 мм, протяженностью 0,335 км (материал пнд); по ул. ... , диаметром 32 мм, протяженностью 0,120 км (материал пнд); по ул. ... , диаметром 20 мм, протяженностью 0,220 км (материал сталь).
В апелляционной жалобе представитель администрации Минераловодского городского округа Ревенко Д.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований прокурора в полном объеме. Полагает, что принятое судом первой инстанции решение нарушает нормы материального и процессуального права. Указывает на то, что прокурор может обратиться в суд за защитой прав либо неопределенного круга лиц, либо интересов Российской Федерации. Вместе с тем прокурором заявлены исковые требования в защиту и неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации. При этом прокурором не указано, какие конкретно интересы неопределенного круга лиц и интересы Российской Федерации он защищает и какие права нарушены. Считает необоснованным довод о том, что наличие бесхозяйных сетей влечет нарушение прав граждан на бесперебойное обеспечение водой надлежащего качества и в необходимых объемах. Доказательств таких нарушений в иске не приводится и не представлено, причинная связь между наличием бесхозяйных сетей и последствиями в виде нарушения прав отсутствует. Ссылается на то, что указанное в иске прокурором имущество является государственной собственностью субъекта Российской Федерации и находится в хозяйственном ведении ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", которое осуществляло ремонт спорных сетей в период с ... года по ... 2016 года ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" фактически приняло и владеет, пользуется и распоряжается объектами, оказывает посредством их услуги, осуществляет их ремонт, извлекает прибыль. Учитывает, что ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" как имущественный комплекс со всем имуществом (включая водопроводные сети), находится в собственности субъекта Российской Федерации и используется унитарным предприятием в своей деятельности для оказания ими услуг и извлечения прибыли (а в собственность муниципального образования не передавалось), оснований для возложения на администрацию округа обязанностей по настоящему иску не имеется. Определение способа реализации права на признание имущества прокурором действующим законодательством не предусмотрено и является вмешательством в хозяйственную деятельность ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" и в деятельность органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Кроме того, с учетом утвержденного бюджета какие-либо субъекты бюджетного процесса не имеют права брать на себя обязательства с превышением суммарного объема доходов бюджета, выделение дополнительных средств, в том числе на реализацию мер, требуемых прокурором в иске.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Минераловодский межрайонный прокурор Ставропольского края просит оставить решение Минераловодского городского суда Ставропольского края без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании судебной коллегии прокурор ДремоваМ.Д. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Основания приобретения права собственности предусмотрены ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В зависимости от вида бесхозяйной вещи закон устанавливает различные основания и порядок приобретения права собственности.
Исходя из вышеприведенных норм, для признания вещей бесхозяйными необходимо представить доказательства того, что бесхозяйная вещь не имеет собственника или собственник ее неизвестен, или собственник отказался от права собственности на данную вещь.
Как усматривается из материалов данного дела, Минераловодской межрайонной прокуратурой Ставропольского края проведена проверка соблюдения действующего законодательства при эксплуатации водопроводных сетей, расположенных на территории с. ... Ставропольского края.
В ходе проверки установлено, на уличные водопроводные сети, расположенные в селе ... Ставропольского края: от башни ... до подключения, ул. ... , диаметром 125 мм, протяженностью 0,500 км (материал чугун); от ул. Степная до ул. ... , диаметром 125 мм., протяженностью 0,300 км (материал чугун); по ул. ... , диаметром 50 мм., протяженностью 0,070 км (материал пнд); по ул. ... , диаметром 89 мм., протяженностью 0,100 км (материал сталь); по ул. ... , диаметром 89 мм., протяженностью 0,175 км (материал чугун); по ул. ... , диаметром 50 мм., протяженностью 0,460 км (материал пнд); по ул. ... , диаметром 50 мм, протяженностью 0,375 км материал пнд); по ул. ... , диаметром 50 мм, протяженностью 0,335 км (материал пнд); по ул. ... , диаметром 32 мм, протяженностью 0,120 км (материал пнд); по ул. Овражная, диаметром 20 мм, протяженностью 0,220 км (материал сталь), предназначенные для обеспечения водой жителей с. ... , право собственности в установленном законом порядке администрацией Минераловодского городского округа не зарегистрировано.
Согласно инвентаризационной ведомости бесхозяйных водопроводных сетей на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края по состоянию на ... года, утвержденной заместителем главы администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, и согласованной техническим директором ПТП Минераловодское филиала ГУП "Ставрополькрайводоканал" - "Южный", спорные водопроводные сети являются бесхозяйными.
Из письма ФГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Южный" N ... от ... года следует, что спорные водопроводные сети на его балансе не состоят.
Как следует из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N 26/021/304/2016-916 от 30 мая 2016года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на спорные водопроводные сети отсутствуют.
Удовлетворяя исковые требования Минераловодского межрайонного прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что спорные водопроводные сети являются бесхозяйным имуществом, поскольку их собственник не установлен, на балансе объекты не состоят, в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правообладателе не имеется, в реестре муниципальной собственности водопроводные сети не значатся. Отсутствие собственника объекта и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению населения, обеспечению надлежащего технического состояния водопроводных сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие мер по обеспечению надлежащего технического состояния водопроводных сетей не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
Установив, что орган местного самоуправления необходимых мер по постановке бесхозяйного имущества на учет не принимает, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность на администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по подготовке и направлению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявления и документации, необходимой для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в виде водопроводных сетей.
Поскольку спорные водопроводные сети, расположенные в с. ... Ставропольского края, находятся на территории муниципального образования - Минераловодского городского округа Ставропольского края, то в силу прямого указания закона администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края обязана принять на баланс указанные объекты водопроводной сети.
Выводы суда первой инстанции основаны на обстоятельствах дела и представленных сторонами доказательствах, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 6октября2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 5, 9 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Частью 5 ст. 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.
Из указанных норм законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан обеспечить надлежащую эксплуатацию, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также обязан обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения. Как усматривается из материалов дела, названные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности спорного участка системы водоотведения.
Материалами данного гражданского дела установлено, что собственник спорных водопроводных сетей не определен. Сети ни у кого на балансе не числятся. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о данных объектах отсутствуют. В реестре муниципальной собственности они также не состоят. Эти сети ни за кем не закреплены и никто не осуществляет контроль за их техническим состоянием. Указанные обстоятельства позволяют судебной коллегии согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что данные объекты являются бесхозяйными. Такой вывод основан на законе и подтверждается представленными в материалы дела сведениями.
В силу ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Как видно из материалов дела, отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию системы водоснабжения и водоотведения может привести к отсутствию должного контроля за состоянием и нормальной работой указанных объектов, что не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, затопления, угрозу санитарному благополучию жителям
с. ...
Бесхозяйность сетей, задействованных в системах водоснабжения с. ... Ставропольского края, и отсутствие со стороны администрации мер по принятию их на баланс и поддержанию в надлежащем техническом состоянии, приводит к социально-негативным последствиям, в том числе ухудшению водоснабжения населения, нарушая тем самым законные права и интересы жителей.
В данном случае отсутствие оформленных в установленном порядке прав является препятствием для передачи имущества на обслуживание эксплуатирующей организации, в связи с чем надлежащая эксплуатация объекта не осуществляется, что приводит к его разрушению и создает угрозу окружающей природной среде, жизни и здоровью граждан.
Поскольку спорные водопроводные сети, расположенные в с. ... Ставропольского края, находятся на территории муниципального образования - Минераловодского городского округа Ставропольского края, то в силу прямого указания закона администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края обязана принять на баланс указанные объекты водопроводной сети.
Суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что орган местного самоуправления не только вправе, но и обязан принимать меры по учету бесхозяйного имущества с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам населения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что спорное имущество является бесхозяйным, и с учетом требований ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возложил на администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по подготовке и направлению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявления и документации, необходимой для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в виде водопроводных сетей, расположенных в с. Канглы Минераловодского городского округа Ставропольского края.
Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение обжалуемого решения суда первой инстанции, не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, приведенную в суде первой инстанции, по существу аналогичны тем доводам, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку, и сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств по делу. Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств судебная коллегия не усматривает, в связи с чем доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные. Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции мотивированы, сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельств, надлежащей оценке представленных доказательств и основаны на нормах материального права. Процессуальные действия судьи в части движения дела, сбора доказательств и их оценки основаны на законе и не могут быть признаны как необъективный подход к рассмотрению дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе: оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исходя из изложенного, постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционной жалобы не содержат, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правовых оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 1августа 2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.