Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Минаева Е.В.
судей Фомина М.В. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Вяхиревой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 октября 2016 года
дело по апелляционной жалобе представителя министерства имущественных отношений Ставропольского края Воропаева И.А.
на решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 08 августа 2016 года
по делу по исковому заявлению прокурора города Невинномысска в интересах Беловой А.А. к министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Невинномысска, действующий в защиту интересов Беловой А.А., обратился в суд с иском к министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование требований указал, что Белова А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края Белова А.А. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Белова А.А. обратилась в министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Однако до настоящего времени жилое помещение Беловой А.А. не предоставлено, чем нарушены требования ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Просил суд обязать министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Беловой А.А., " ... " года рождения, жилое помещение в виде дома (квартиры) специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям города Невинномысска по нормам предоставления площади жилого помещения в пределах Ставропольского края (л.д.2-4).
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 08 августа 2016 года исковые требования прокурора города Невинномысска в интересах Беловой А.А. к министерству имущественных отношений Ставропольского края удовлетворены.
На министерство имущественных отношений Ставропольского края возложена обязанность предоставить Беловой А.А., " ... " года рождения, специализированное жилое помещение в границах городского округа муниципального образования города Невинномысска.
В апелляционной жалобе представитель министерства имущественных отношений Ставропольского края Воропаев И.А. указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, поскольку судом нарушены нормы процессуального права, предусмотренные статьей 148 ГПК РФ, неправильно применены нормы материального права ввиду неприменения закона, подлежащего применению.
Суд не принял во внимание то обстоятельство, что Белова А.А. обратилась в Министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о предоставлении ей специализированного жилищного фонда Ставропольского края лишь 03.06.2016 года, и в журнале учета ее заявление зарегистрировано под номером 2125. Первоочередным предоставлением ей жилого помещения будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации до Беловой А.А.
Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора отказать в полном объеме.
В возражениях на данную жалобу заместитель прокурора города Невинномысска Караев Т.И. просит оставить решение без изменения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Стороны и третьи лица в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания, не предоставили доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки в судебное заседание, и не заявили ходатайств об отложении дела слушанием.
Принимая во внимание, что участники судебного разбирательства надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении извещения, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся сторон и третьих лиц, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав заключение прокурора Ставропольской краевой прокуратуры Дремовой М.Д. об отсутствии предусмотренных законом оснований к отмене или изменению вынесенного по делу судебного акта, судебная коллегия находит постановленное по делу решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установлено судом, Белова А.А., " ... " года рождения, осталась без попечения родителей.
Министерством образования Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в который включена и Белова А.А.
Из материалов дела усматривается, что Белова А.А. проживает по адресу: Ставропольский край, город Невинномысск, ул. " ... ".
Законом Ставропольского края N 6-кз от 06.02.2015 "О внесении изменений в ст. 7 Закона Ставропольского края "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения, согласно которым предоставление жилья детям-сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления имущественных отношений
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось стороной ответчика, что жилых помещений в собственности или по договору социального найма Белова А.А. не имеет.
Судом установлено, что до настоящего времени Белова А.А. специализированным жилым помещением не обеспечена.
Также участвующими в деле лицами не оспаривалась нуждаемость Беловой А.А. в жилом помещении.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что Белова А.А. имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда.
Постановлением Правительства СК от 20.06.2013 N 240-п утвержден порядок предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
Принимая во внимание положения приведенных норм права, суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на министерство имущественных отношений Ставропольского края.
Ответчик фактически указывает на то, что им формируется очередь из указанной категории лиц на получение жилых помещений по договорам специализированного найма. Постановленное судом решение, по мнению ответчика, повлечет нарушение очередности предоставления жилых помещений.
Данный довод жалобы заслуживает внимания, однако не является основанием к отмене вынесенного по делу судебного акта, ввиду следующего.
Ни нормами Жилищного кодекса РФ, ни Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности.
Положениями раздела 4 ЖК РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Напротив, ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения могут предоставляться после достижения возраста 18 лет: по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Таким образом, федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению. Толкование ответчиками норм правовых актов обязывающих их устанавливать указанных лиц и формировать списки для предоставления жилых помещений, как обязанность предоставления жилых помещений по спискам в порядке очередности, не соответствует нормам федеральных законов и правовых актов Ставропольского края.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
С учетом изложенного следует признать постановленное по делу решение законным и обоснованным. Являясь законным, оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 08 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя министерства имущественных отношений Ставропольского края Воропаева И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.