Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Меньшова С.В.
судей Ситьковой О.Н., Медведевой Д.С.
при секретаре Павловой Н.В.
рассмотрев в апелляционном порядке в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истцов Задорожного Н.Я. и Задорожной И.Н. на решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 18 августа 2016 года по гражданскому делу по иску Задорожного Н.Я., Задорожной И.Н. к Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
заслушав доклад судьи Ситьковой О.Н.
УСТАНОВИЛА:
Задорожный Н.Я. и Задорожная И.Н. обратились в суд с иском к Министерству обороны РФ, в котором просили признать за каждым по 1/2 доле в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: Ставропольский край, город Буденновск, микрорайон "Северный", дом N " ... ", квартира N " ... "; прекратить право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Министерства Обороны РФ на данную квартиру.
В обоснование требований указали, что указанная квартира 10.04.1995 была предоставлена Задорожному Н.Я. на состав семьи из четырех человек на условиях социального найма. На имя Задорожного Н.Я. был выдан типовой ордер N " ... ". Указанная квартира была признана служебной 18.08.1995 Постановлением главы администрации города Буденновска и Буденновского района Ставропольского края N1137. С Задорожным Н.Я. договор найма служебного жилого помещения не перезаключался, истцы проживают в спорной квартире на условиях социального найма и имеют право на приватизацию занимаемого жилого помещения.
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 18 августа 2016 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истцы просили решение суда отменить, ссылаясь на неправомерность выводов суда относительно того, что спорная квартира относится к специализированному жилищному фонду, поскольку предоставлена на основании договора социального найма, правоустанавливающих документов ответчиком не представлено, в реестре муниципальной собственности города Буденновска не состоит и не является муниципальной собственностью. Ранее в приватизации истцы не участвовали, спорная квартира является для них единственным жильем.
В судебном заседании истцы Задорожный Н.Я. и Задорожная И.Н. поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика Министерства обороны РФ просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив по ним законность и обоснованность решения суда с оценкой имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, что Задорожному Н.Я. на состав семьи из четырех человек 10.04.1995 была предоставлена квартира N " ... " в доме N " ... " микрорайона "Северный" города Буденновска Ставропольского края и выдан типовой ордер N " ... ", имеющий отметку "Служебный".
20.04.1995 между Задорожным Н.Я. и Буденовским Домоуправлением в лице Начальника Д.У. Буденновской КЭЧ заключен договор на обслуживание квартиры и предоставление коммунальных услуг.
Постановлением главы администрации города Буденновска и Буденновского района Ставропольского края от 18.08.1995 N1127 присвоен статус служебного жилья квартире N " ... " в доме N " ... " в микрорайоне "Северный".
17 декабря 2010 года Приказом N 1871 Министерства обороны РФ принято решение о реорганизации в форме присоединения, в соответствии с которым к Федеральному государственному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ перешли все права и обязанности "Буденновской квартирно-эксплуатационной части района" Министерства обороны РФ.
Правопреемником Буденновской КЭЧ района является Федеральное государственное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
На основании Распоряжения Правительства РФ от 19.08.2011 N 1470-р "О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р" военные городки г.Буденновск 6 и г.Буденновск 12 исключены из Перечня.
Отказывая в иске, суд обоснованно пришел к выводу о принадлежности спорного жилого помещения к категории специализированных и отсутствии у истцов правовых оснований для ее приватизации.
Согласно ст. ст. 2, 11 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Перечень не подлежащих приватизации жилых помещений определен ст. 4 указанного Закона, в соответствии с которой не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Ссылка истцов на социальный статус спорной квартиры с момента вселения и по настоящее время не подтверждена допустимыми доказательствами и не может быть принята судебной коллегией во внимание.
Статьей 6 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии со статьями 28 - 31, 33, 42, 43 ЖК РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований ЖК РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденное решением органа местного самоуправления.
Между тем, в деле такое решение об обеспечении семьи истца жилым помещением, как лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, отсутствует.
Согласно разъяснением Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения; к отношениям по пользованию специализированными жилыми помещениями, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, применяются с учетом их длящегося характера нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом (статья 5 Вводного закона).
В силу статьи 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих (статья 104 ЖК РСФСР).
Согласно статье 105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным кодексом и другим законодательством РСФСР.
В силу статьи 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
На момент заселения семьи Задорожного Н.Я. действовала Инструкция о порядке заселения жилой площади Министерства обороны СССР, утвержденная Главным квартирно-эксплуатационным управлением Министерства обороны СССР 04.10.1978 г. N 147/15/35060, согласно п. 1 которой единым документом, дающим право на вселение в жилые помещения, является ордер, выдаваемый в установленном порядке.
Также порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями по состоянию на момент предоставления Задорожному Н.Я. квартиры регулировался Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 г. N 288, которым было утверждено Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте.
Согласно п. 26 указанного Положения заселение жилой площади производится по ордерам, оформление которых производится через КЭЧ районов. При этом, заселение производилось только в служебные жилые помещения.
При этом, исходя из п. 31 Положения заселение служебных жилых помещений производится по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся.
Также, согласно пункту 2 постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Исходя из анализа названных выше норм права признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 г.) являлось обязательное наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Как правильно установлено судом, спорная квартира МО РФ, отнесенная к служебной на основании постановления главы администрации города Буденновска и Буденновского района от 18.08.1995 N 1127, была предоставлена семье военнослужащего в качестве служебной по ордеру о вселении, не оспоренному истцами в установленном законном порядке (ст.48 ЖК РСФСР).
Кроме того, исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений части 2 статьи 92 ЖК РФ на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как правильно установлено судом и следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
Действительно, решение о включении жилого помещения, предоставленного Задорожному Н.Я., в число служебных, принято после его вселения, вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Между тем, решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, Задорожному Н.Я. на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Указанная квартира предоставлена истцу как военнослужащему во временное пользование на период службы с соблюдением требований Федерального закона "О статусе военнослужащих", на основании личного заявления и договора найма.
При указанных обстоятельствах, выводы суда об отказе в иске являются правильными, соответствуют правоприменительной практике Верховного Суда РФ и нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности решения суда основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, не подтверждены допустимыми доказательствами отнесения спорной квартиры к социальном жилью, противоречат материалам дела, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ и не опровергают правильность выводов суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 18 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.