Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 01 ноября 2016 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Брянского В.Ю.,
судей Мирошниченко Д.С., Товчигречко М.М.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе комитета градостроительства администрации города Ставрополя на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 16 августа 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению И.В.И. к администрации города Ставрополя, комитету градостроительства администрации города Ставрополя о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
И.В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ставрополя о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В обоснование иска административный истец указал, что проживает в аварийном доме, построенном в 1941 году, в городе Ставрополе по улице " ... ", на основании соглашения о прекращении права общей долевой собственности от 25 февраля 2014 года.
По результатам проведенной строительно-технической экспертизы общий физический износ объекта составил - " ... " %.
22 апреля 2016 года административный истец обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением по вопросу признания дома N " ... " по улице " ... " в городе Ставрополе, непригодным для проживания. Однако до настоящего времени ему не направлены соответствующие заключение межведомственной комиссии и решение администрации города Ставрополя.
Административный истец просил суд: признать незаконным бездействие межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе, выразившееся в непринятии решения по заявлению И.В.И. по вопросу признания жилого дома N " ... " по улице " ... " в городе Ставрополе, непригодным для проживания в установленный законом срок;
признать незаконным бездействие администрации города Ставрополя, выразившееся в ненадлежащем контроле за деятельностью межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе, повлекшее нарушение сроков рассмотрения заявления И.В.И. от 22 апреля 2016 года и принятия соответствующего решения;
признать незаконным бездействие администрации города Ставрополя, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по результатам рассмотренного межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе заявления И.В.И. по вопросу признания жилого дома N " ... " по улице " ... ", в городе Ставрополе непригодным для проживания;
признать незаконным бездействие администрации города Ставрополя, выразившееся в не направлении И.В.И. по итогам рассмотрения его заявления от 22 апреля 2016 года по вопросу признания жилого дома N " ... " по улице " ... ", в городе Ставрополе, соответствующего решения органа местного самоуправления;
обязать администрацию города Ставрополя принять в установленный срок решение по результатам рассмотренного межведомственной комиссий по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе заявления И.В.И. по вопросу признания жилого дома N " ... " по улице " ... " в городе Ставрополе непригодным для проживания;
обязать администрацию города Ставрополя направить И.В.И. по итогам рассмотрения его заявления от 22 апреля 2016 года по вопросу признания жилого дома N " ... " по улице " ... " в городе Ставрополе, непригодным для проживания заключение межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе и соответствующее решение администрации города Ставрополя.
Судом принят отказ от административных исковых требований в части возложения обязанности на межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе рассмотреть заявление И.В.И. от 22 апреля 2016 года о признании жилого дома N " ... " по улице " ... " в городе Ставрополе непригодным для проживания в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу и выдать соответствующее заключение и постановление о его утверждении.
Определением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 27 июля 2016 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен комитет градостроительства администрации города Ставрополя.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 16 августа 2016 года административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель комитета градостроительства администрации города Ставрополя Б.С.И. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать. Считает, что решение суда является незаконным и необоснованным, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, нарушением норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Ставрополя П.В.С. просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований отказать. Указывает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по контролю за деятельностью межведомственной комиссии.
В возражениях на апелляционные жалобы И.В.И. указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
И.В.И., его представитель М.И.В., представитель комитета градостроительства администрации города Ставрополя, в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. От И.В.И. поступило заявление о рассмотрении апелляционных жалоб в его отсутствие с участием представителя Ф.А.В.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующие лица не возражали против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, выслушав представителя администрации города Ставрополя П.В.С., поддержавшего доводы, изложенные в апелляционных жалобах, в полном объеме, представителя административного истца Ф.А.В., просившего решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Межведомственная комиссия на основании заявлений, в том числе поступивших от нанимателей жилых помещений, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, что включает в себя прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов (пункт 44 Положения).
Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям; о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико- экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 46 Положения предусмотрено, что комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В соответствии с пунктом 49 Положения в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Пунктом 51 Положения регламентировано, что комиссия в 5-дневный срок со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 49 Положения, направляет в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал или региональный портал государственных и муниципальных услуг (при его наличии), по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю, а также в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения такого помещения или дома.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, И.В.И. на основании соглашения о прекращении права общей долевой собственности от 25 февраля 2014 года является собственником дома N " ... ", по улице " ... " в городе Ставрополе, построенного в 1941 году.
И.В.И. 22 апреля 2016 года обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением, в котором просил признать дом N " ... ", по улице " ... " в городе Ставрополе, непригодным для проживания.
Указанное заявление принято секретарем Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе.
Разрешение вопроса о пригодности или непригодности для проживания муниципального жилого помещения, занимающего административным истцом, входит в компетенцию администрации города Ставрополя, как органа местного самоуправления.
Поскольку заявление поступило непосредственно в межведомственную комиссию, оно должно было быть рассмотрено в установленном порядке.
Однако в адрес И.В.И. не направлены заключение комиссии и соответствующее постановление администрации города Ставрополя. Административными ответчиками не представлено допустимых, относимых и в совокупности достаточных доказательств принятия какого-либо решения по представленным И.В.И. документам и его направления в адрес административного истца.
В материалах дела имеются копии акта обследования помещения от 09 июня 2016 года N " ... " и заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещено непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 07 июля 2016 года N 23. При этом, не представлено каких-либо доказательств направления заключения в адрес административного истца, утверждения главой администрации города Ставрополя соответствующего постановления.
Таким образом, бездействием должностных лиц администрации города Ставрополя и членов межведомственной комиссии нарушено право административного истца на надлежащие рассмотрение его заявления и своевременное получение постановление главы администрации города Ставрополя.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении административный исковых требований о признании незаконным бездействия межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе, выразившегося в непринятии решения по заявлению И.В.И. по вопросу признания жилого дома N " ... " по улице " ... " в городе Ставрополе, непригодным для проживания в установленный законом срок; признании незаконным бездействия администрации города Ставрополя, выразившегося в непринятии в установленный срок решения по результатам рассмотренного межведомственной комиссией заявления И.В.И. от 22 апреля 2016 года; признании незаконным бездействия администрации города Ставрополя, выразившегося в не направлении И.В.И. по итогам рассмотрения его заявления соответствующего решения органа местного самоуправления; возложении обязанности на администрацию города Ставрополя принять в установленный срок решение по результатам рассмотренного межведомственной комиссий заявления И.В.И.; возложении обязанности на администрацию города Ставрополя направить И.В.И. по итогам рассмотрения его заявления соответствующее решение администрации города Ставрополя.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что решение суда в части признания незаконным бездействия администрации города Ставрополя, выразившееся в ненадлежащем контроле за деятельностью межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе, повлекшее нарушение сроков рассмотрения заявления И.В.И. от 22 апреля 2016 года и принятия соответствующего решения, подлежит отмене, поскольку на администрацию города Ставрополя не возложена обязанность по контролю за деятельностью межведомственной комиссии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 16 августа 2016 года в части признания незаконным бездействия межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе, выразившегося в непринятии решения по заявлению И.В.И. по вопросу признания жилого дома N " ... " по улице " ... " в городе Ставрополе, непригодным для проживания в установленный законом срок; признания незаконным бездействия администрации города Ставрополя, выразившегося в непринятии в установленный срок решения по результатам рассмотренного межведомственной комиссией заявления И.В.И. от 22 апреля 2016 года; признания незаконным бездействия администрации города Ставрополя, выразившееся в не направлении И.В.И. по итогам рассмотрения его заявления соответствующего решения органа местного самоуправления; возложения обязанности на администрацию города Ставрополя принять в установленный срок решение по результатам рассмотренного межведомственной комиссий заявления И.В.И.; возложения обязанности на администрацию города Ставрополя направить И.В.И. по итогам рассмотрения его заявления соответствующее решение администрации города Ставрополя оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Это же решение в части признания незаконным бездействия администрации города Ставрополя, выразившегося в ненадлежащем контроле за деятельностью межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе, повлекшее нарушение сроков рассмотрения заявления И.В.И. от 22 апреля 2016 года и принятия соответствующего решения - отменить.
Принять по делу в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований И.В.И.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.