СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 03 ноября 2016 года
Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Брянского В.Ю.,
при секретаре судебного заседания Мельниковой Н.А.,
с участием: представителя административного истца Есаковой О.А.,
представителя филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому края Кийковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фарамазяна С.Ш.а, Сафаряна Э.Г. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Фарамазян С.Ш., Сафарян Э.Г. обратились в Ставропольский краевой суд с административным иском Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что кадастровая стоимость арендуемого Фарамазяном С.Ш., Сафаряном Э.Г. земельного участка с кадастровым номером 26:11:020401:1, площадью 1260 кв.м., категория земли населенных пунктов, с разрешенным использованием под торговые комплексы, расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, 1-й км. Автодороги " ... ", определена в государственном кадастре недвижимости в размере 3149848, 80 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Административные истцы считают, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, чем затрагиваются их права и обязанности по уплате арендных платежей, которые рассчитываются непосредственно от результатов определения кадастровой стоимости.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости, Фарамазян С.Ш., Сафарян Э.Г. обратились в Ставропольский краевой суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:11:020401:1 равной его рыночной стоимости в размере 1 010 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Заявленные требования основаны на результатах отчета об определении рыночной стоимости земельного участка N 00496 от 08 июня 2016 года, составленного ООО "Деловой партнер" по заказу административных истцов. При этом, согласно положительного экспертного заключения Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация "Деловой союз оценщиков" N 4178 от 20 июня 2016 года, выполненный ООО "Деловой партнер" отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а величина рыночной стоимости объекта оценки, определенная оценщиком в отчете, подтверждена.
В судебном заседании представитель административного истца Есакова О.А. уточнила исковые требования и просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:11:020401:1, площадью 1 260 кв.м., категория земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования под торговые комплексы, расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, 1-й км. автодороги " ... ", в размере его рыночной стоимости 1 773000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года, на основании заключения судебной экспертизы N 190/08/16-Э от 14 октября 2016 года.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Кийкова Е.А. в судебном заседании не признала предъявленные к кадастровой палате требования, но указала об отсутствии замечаний и возражений к заключению судебной экспертизы.
Административные истцы Фарамазян С.Ш., Сафарян Э.Г., представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующие лица не возражали против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание административных истцов, представителей административных ответчиков, заинтересованного лица в порядке ч. 4 ст. 247 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав эксперта Д.А.В., суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности" в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Как следует из материалов дела, Фарамазян С.Ш., Сафарян Э.Г. на основании договора аренды N 139 от 16 марта 2009 года и дополнительного соглашения к нему от 25 мая 2015 года, заключенных с администрацией муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, арендуют земельный участок с кадастровым номером 26:11:020401:1, площадью 1260 кв.м., категория земли населенных пунктов, с разрешенным использованием под торговые комплексы, расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, 1-й км. Автодороги " ... ".
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае, оценка которых проводилась по состоянию на 01 января 2015 года.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01 февраля 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:11:020401:1, определена в государственном кадастре недвижимости в размере 3149848, 80 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
В соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости земельного участка N 00496 от 08 июня 2016 года, составленного ООО "Деловой партнер" по заказу истцов, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:11:020401:1 составляет 1 010 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
На указанный отчет об определении рыночной стоимости земельного участка N 00496 от 08 июня 2016 года получено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация "Деловой союз оценщиков" N 4178 от 20 июня 2016 года, согласно которому отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, а так же подтверждающее что выводы сделанные оценщиком при расчете рыночной стоимости обоснованы, величина рыночной стоимости признана достоверной.
При принятии решения суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на истце.
По ходатайству административных истцов по делу назначалась судебная оценочная экспертиза.
На основании определения Ставропольского краевого суда от 29 июля 2016 года Научно-образовательным центром судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения "Северо-Кавказский федеральный университет" по делу проведена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению эксперта N 190/08/16-Э от 14 октября 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:11:020401:1 составляет 1 773 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец предоставил надлежащие доказательства в обоснование своих требований.
Судом предоставлялась возможность заинтересованным лицам предоставить доказательства в обоснование обстоятельств, на которых основаны их возражения, в числе которых указывалось на возможность предоставления экспертного заключения по спорному вопросу.
Вместе с тем, заинтересованные лица не воспользовались своим правом, не заявляли суду соответствующих ходатайств и не предоставили относимых и допустимых доказательств в обоснование своих возражений.
Оценив имеющиеся в материалах дела отчет и положительное экспертное заключение, заключение судебной экспертизы, в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что данные документы являются допустимыми доказательствами, они имеют доказательственное значение, обладают необходимой ясностью и полнотой, содержащиеся в них выводы аргументированы со ссылками на нормы действующего законодательства и основаны на результатах проведенных исследований.
Вместе с тем, в связи с расхождением рыночной стоимости, определенной в отчете и заключении судебной экспертизы, при определении размера рыночной стоимости земельного участка суд считает необходимым исходить из выводов заключения эксперта N 190/08/16-Э от 14 октября 2016 года. Оснований для сомнений в обоснованности заключения эксперта суд не усматривает. Экспертиза проведена судебно-экспертным учреждением по поручению суда, эксперт является дипломированным специалистом, имеет свидетельства на право производства судебных экспертиз и право осуществлять оценочную деятельность, обладает достаточным опытом работы, его оценочная деятельность застрахована, он предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки.
Представленные по делу доказательства свидетельствуют о несоответствии кадастровой оценки земельного участка его рыночной стоимости.
Пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указывает на то, что поскольку сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
При таких обстоятельствах, в резолютивной части решения суда подлежит указанию дата обращения истца в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Фарамазяна Самвела Шагеновича, Сафаряна Эрвина Генриковича - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:11:020401:1, общей площадью 1 260 кв.м., категория земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования под торговые комплексы, расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, 1-й км. автодороги " ... ", в размере его рыночной стоимости 1 773000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Административное исковое заявление подано в суд 12 июля 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено судом 07 ноября 2016 года.
Судья В.Ю. Брянский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.