Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Бутковой Н.А.,
Ивановой Ю.В.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2-а-4242/2016 по апелляционной жалобе жилищно-строительного кооператива N 1190 на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 30 марта 2016 года по административному иску жилищно-строительного кооператива N 1190 к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга и администрации Красносельского района Санкт-Петербурга об оспаривании предписания и распоряжения.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., выслушав объяснения представителя ЖСК N 1190 Жуматий А.В. (по доверенности), председателя Правления ЖСК N 1190 Бурлакиной Л.Н., представителя Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Сазонова Г.В. (по довренности), представителя администрации Красносельского района Санкт-Петербурга Мироненко Т.А. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жилищно-строительный кооператив N 1190 (далее - ЖСК N 1190) обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга об оспаривании предписания N ... от 01.12.2015, которым кооперативу указывалось на необходимость устранить нарушения требований жилищного законодательства в части формирования фонда капитального ремонта дома "адрес"
Одновременно ЖСК N 1190 обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с самостоятельным административным иском к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, в котором представитель жилищного кооператива просил признать незаконным распоряжение названной районной администрации от 01 октября 2014 года N 2282 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов".
Определением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 марта 2016 года дела по указанным административным искам кооператива объединены в одно производство (л.д. " ... ").
В обоснование заявленных требований представитель жилищного кооператива указывал, что оспариваемым предписанием на ЖСК N 1190 незаконно возложена обязанность перечислить денежные средства, поступившие от уплаты собственниками жилых помещений многоквартирного дома взносов на капитальный ремонт жилого фонда на специальный счёт, открытый кооперативу в кредитном учреждении, на счёт регионального оператора, а также предложено осуществить формирование фонда капитального ремонта в соответствии с распоряжением администрации Красносельского района Санкт-Петербурга "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов" от 01 октября 2014 года N 2282.
По мнению представителя ЖСК N 1190, оспариваемым предписанием и распоряжением нарушаются права собственников помещений дома на выбор способа формирования фонда капитального ремонта; решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте, принятое на общем собрании собственников многоквартирного дома, в полностью соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, а действия по открытию специального банковского счёта для формирования фонда капитального ремонта совершены в сроки, установленные законом.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 30 марта 2016 года административный иск ЖСК N 1190 удовлетворён частично - предписание Государственной жилищной инспекции N ... от 01 декабря 2015 года признано незаконным в части требования перевода денежных средств, полученных кооперативом для формирования фонда капитального ремонта, на счёт некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капительного ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
Этим же решением на Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга возложена обязанность в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав истца, исключив из предписания требований о переводе денежных средств.
В апелляционной жалобе представитель ЖСК N 1190 просит решение суда в той его части, в которой кооперативу отказано в удовлетворении прочих требований по иску, отменить, и удовлетворить иск в полном объёме, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и неправильное применение судом норм материального права.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в части.
Судом при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга проведена проверка в отношении ЖСК N 1190, по результатам которой 01 декабря 2015 года составлен акт с указанием на допущенные кооперативом нарушения в сфере жилищного законодательства, а именно: решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте принято с нарушением требований статей 172, 175 Жилищного кодекса Российской Федерации; в протоколе общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не отражены вопросы, предусмотренные пунктами 1-5 части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации; специальный банковский счёт для формирования фонда капитального ремонта, в нарушение требований пункта 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" открыт 24 сентября 2014 года; уведомление ЖСК N 1190 поступило в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга 25 сентября 2014 года.
Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга 01 декабря 2015 года выдано предписание N ... , в соответствии с которым жилищно-строительному кооперативу N 1190 предложено в срок до 10 февраля 2016 года устранить нарушения жилищного законодательства - осуществлять формирование фонда капитального ремонта в соответствии с распоряжением администрации Красносельского района N 2286 от 01 октября 2014 года; перевести на счёт НО "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" денежные средства, поступившие на специальный счет кооператива от уплаты взносов на капитальный ремонт (л.д. " ... ").
Распоряжением администрации Красносельского района Санкт-Петербурга N 2286 от 01 октября 2014 года утверждён перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Красносельского района Санкт-Петербурга, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не реализовали в течение шести месяцев после официального опубликования утверждённой региональной программы капитального ремонта.
В указанный перечень включён дом "адрес", техническую эксплуатацию и обслуживание которого осуществляет ЖСК N 1190.
Этим же распоряжением районной администрации сформирован фонд капитального ремонта в отношении многоквартирных домов на счёте некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капительного ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
Общие положения о порядке финансирования капитального ремонта многоквартирных жилых домов установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
Согласно части 3 названной выше статьи Закона собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования фонда, а именно перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счёте, либо перечисление взносов на капитальный ремонт на счёт регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В силу пунктов 1.1, 1.1-1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета, заключении договора банковского вклада (депозита) в целях размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, совершении операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, специальном депозите в российской кредитной организации, в которой должен быть открыт специальный счет, специальный депозит, размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, специальном депозите в российских кредитных организациях.
Из материалов дела следует, что ЖСК N 1190 первоначально совместно с уведомлением об открытии банковского счёта представил в Государственную жилищную инспекцию протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, согласно которому участие в голосовании по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта приняли собственники, на долю которых приходится 23157,8 кв.м. жилых помещений (431 человек), за размещение денежных средств фонда капитального ремонта на специальном счёте кооператива проголосовало 409 человек (22015 кв.м.), то есть 65,06 % голосов, исходя из общей площади жилых помещений в многоквартирном доме равной 33838 кв.м. (л.д.39).
В силу части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения по указанным вопросам принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме и оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, исходя из содержания протокола от 27 декабря 2013 года, на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, отсутствовал необходимый для принятия решения по такому вопросу, как выбор способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, кворум.
28 октября 2014 года ЖСК N 1190 направило в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга уточнённый протокол от 27 декабря 2013 года с внесенными изменениями в данные голосования, указав, что корректировка вызвана неточностями и ошибками при подсчёте голосов (л.д. " ... ").
Согласно уточнённому протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном дома, расположенного по адресу: "адрес" от 27 декабря 2013 года (л.д. " ... "), участие в голосовании приняли 442 собственника, которым принадлежит 23792,6 кв.м. общей площади помещений дома, что составило 70,32 %; за формирование фонда капитального ремонта на специальном счете ЖСК N 1190 проголосовало 419 человек (22584,5 кв.м.).
Однако, из содержания представленных кооперативом протоколов от 27 декабря 2013 года не следует, что собственниками помещений многоквартирного дома принято решение по всем вопросам, обязательным к рассмотрению в силу части 4 статьи 170 ЖК Российской Федерации, в частности, не был определён размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, кредитная организация, в которой будет открыт специальный счёт для зачисления денежных средств.
Кроме того, частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утверждённой в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включён многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Этой же нормой право на владельца специального счёта возлагается обязанность обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счёта о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счёта и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
Отношения, связанные с проведением в Санкт-Петербурге капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, регулируются Законом Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 N 84 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, опубликована 21 февраля 2014 года на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга.
Таким образом, собственникам помещений в многоквартирном доме следовало принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта до 21 августа 2014 года.
Договор специального банковского счета N ... между ЖСК N 1190 и ОАО " ... " заключён 24 сентября 2014 года, о чём в адрес ЖСК N 1190 направлено уведомление об открытии банковского счёта.
Уведомление о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта с приложением комплекта необходимых документов направлено кооперативом в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга после 24 сентября 2014 года.
Согласно части 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирном доме в установленный законом срок (до 21 августа 2014 года) кооперативом реализовано не было, в связи с чем в силу положений части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации у администрации Красносельского района Санкт-Петербурга возникла обязанность принять решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении дома "адрес" на счёте регионального оператора
Нельзя согласиться с выводами суда первой инстанции в части признания незаконным требования Государственной жилищной инспекции о возложении на кооператив обязанности осуществить перевод денежных средств, собранных на специальном счёте ЖСК N 1190, на счёт регионального оператора.
В отсутствие принятого в установленный законом срок решения собственников помещений многоквартирного дома о способе формирования фонда капитального ремонта, денежные средства, уплаченные собственниками помещений в указанных целях, должны капитализироваться на счёте регионального оператора в соответствии с распоряжением администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от 01 октября 2014 года N 2286 до тех пор, пока способ формирования фонда капитального ремонта не будет изменён согласно правилами статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 30 марта 2016 года, в части признания предписания Государственной жилищной инспекции от 01 декабря 2015 года N ... в отношении требования перевода денежных средств на счёт некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капительного ремонта общего имущества в многоквартирных домах", незаконным, отменить.
В удовлетворении административного иска Жилищно-строительного кооператива N 1190 отказать в полном объёме заявленных требований.
В остальной части решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 30 марта 2016 года по делу N 2а-4242/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива N 1190 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.