Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Захарчука О. В.,
судей: Соловьева В. А.,
Машкиной Н. Ф.
при секретаре Пенькиной Н. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N по Удмуртской Республике на решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым
исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N по Удмуртской Республике к К.А.Г. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям удовлетворены частично.
Взыскано с К.А.Г. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N по Удмуртской Республике в доход соответствующего бюджета задолженность по обязательным платежам в размере "данные изъяты" руб., в том числе:
транспортный налог с физических лиц в размере "данные изъяты" руб.;
пени в размере "данные изъяты" руб.
В остальной части исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N по Удмуртской Республике к К.А.Г. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям оставлены без удовлетворения.
Взыскано с К.А.Г. в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере "данные изъяты" руб.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Машкиной Н.Ф., выслушав объяснения представителя административного истца С.Т.И., поддерживающей доводы апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N по Удмуртской Республике (далее по тексту - налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к К.А.Г. о взыскании задолженности в сумме "данные изъяты" руб., в том числе: транспортный налог с физических лиц: пеня в размере "данные изъяты" руб.; транспортный налог с физических лиц: налог в размере "данные изъяты" руб., пеня в размере "данные изъяты" руб.; налог на имущество физических лиц, взымаемый по ставкам. Применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: пен в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование заявленных требований налоговый орган указал, что административный истец является плательщиком транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц. Налоговый орган исчислил налоги в отношении недвижимого имущество, земельных участков, транспортных средств. В направленном в адрес налогоплательщика налоговом уведомлении произведен расчет суммы налогов и указаны сроки их уплаты. Налогоплательщик в установленный срок исчисленную в налоговом уведомлении сумму налога не уплатил, в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени. В связи с наличием недоимки налоговый орган в адрес должника направил требование N от ДД.ММ.ГГГГ об уплате сумм налогов, пени, штрафа с указанием суммы задолженности по обязательным платежам и срока её уплаты в добровольном порядке.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение районного суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование указывает на то, что решение вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и выводы, изложенные в решении не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что суд необоснованно отказал во взыскании пени по транспортному налогу в сумме "данные изъяты" руб. пени по транспортному налогу в сумме "данные изъяты" руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере "данные изъяты" руб.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В развитие приведенных конституционных положений в статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно статьям 356, 357 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу с абзаца 3 части 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, для участия в дорожном движении осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
В силу пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно пункту 5 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.1 и 9.2 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон (пункт 11).
Таким образом, на налоговый орган возложена обязанность по исчислению налога и направлению налогоплательщику налогового уведомления на основании поступивших в электронном виде сведений.
Из материалов дела следует, что К.А.Г. является собственником транспортных средств: "данные изъяты", государственный номер "данные изъяты"; "данные изъяты", государственный номер "данные изъяты".
По сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом К.А.Г. начислен транспортный налог за 2014 год в сумме "данные изъяты" руб. и направлено налоговое уведомление N от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный транспортный налог административным ответчиком не оплачен.
В связи с неуплатой налога в установленный срок административным истцом в соответствии с требованиями статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока уплаты транспортного налога в размере "данные изъяты" руб., пени по транспортному налогу в размере "данные изъяты" руб., пени по транспортному налогу в размере "данные изъяты" руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере "данные изъяты" руб. - до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку требования в установленные сроки не были исполнены административным ответчиком, налоговый органа обратился с настоящим административным иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В силу положений абзацев 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 20-ФЗ): если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила "данные изъяты" рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила "данные изъяты" рублей;
если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила "данные изъяты" рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Срок обращение в суд с настоящим административным иском налоговым органом соблюден, в связи с чем, взыскание транспортного налога за 2014 год в размере "данные изъяты" руб. является законным и обоснованным.
Давая оценку заявленным административным истцом требований о взыскании недоимки пени по транспортному налогу в размере "данные изъяты" руб., пени по транспортному налогу в размере "данные изъяты" руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере "данные изъяты" руб., судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 указанной статьи).
В силу пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пункт 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Из анализа данных норм следует, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При таких обстоятельствах, на административного истца действующим законодательством возложена обязанность представления доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований, а именно: законность оснований взыскания с ответчика задолженности по пени от сумм недоимок по транспортному налогу и налогу на имущество.
Вместе с тем, данная обязанность по доказыванию налоговым органом исполнена не была.
В представленных материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства формирования и направления в адрес административного ответчика налоговых уведомлений об уплате транспортного налога, налога на имущество, требований, а также принятия мер по принудительному взысканию с К.А.Г. сумм недоимок санкций по транспортному налогу и налогу на имущество. Указанные документы не были приобщены к административному исковому заявлению.
Согласно части 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть оформлено в соответствии с требованиями части 1 статьи 125 настоящего Кодекса и подписано руководителем контрольного органа, от имени которого подано заявление.
В административном исковом заявлении должны быть указаны размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию (пункт 5 части 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В административном иске, равно как и в иных исходящих от административного истца документах, отсутствует обоснованный расчет взыскиваемых санкций применительно к налоговым периодам за которые образовалась недоимка для начисления пени.
Приложенные к апелляционной жалобе в обоснование взыскания недоимок санкций по транспортному налогу и налогу на имущество (уведомления, требования, расчёт) судебной коллегией на основании части 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут быть приняты, поскольку доказательств невозможности предоставления дополнительных доказательств в суд первой инстанции административным истцом не представлено.
Кроме того, не предоставлены административным истцом и доказательств мер по принудительному взысканию с К.А.Г. сумм недоимок санкций по транспортному налогу и налогу на имущество
Суд первой инстанции, распределяя бремя доказывания по настоящему делу, в определении о принятии и подготовке дела к судебному разбирательству указал на необходимость представления административным истцом доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований.
Вместе с тем, данная обязанность по доказыванию административным истцом не исполнена.
В своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ N-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об частичном удовлетворении требований о взыскании пени по транспортному налогу за 2014 года, не смотря на арифметическую ошибку в подсчета.
Размер пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 год за период с 02 октября 2015 года по 12 октября 2015 года, составит 28,19 руб. (9320,00 (сумма недоимки (налога)х11(количество дней) х0,000275 (ставка пени).
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции вынес решение в соответствии с требованиями закона, доказательств законности и обоснованности взыскания пени по транспортному налогу в размере 55,95 руб., пени по транспортному налогу в размере 13870,19 руб. (13898,38-28,19), пени по налогу на имущество в размере 2339,01 руб. со стороны административного истца не предоставлено.
С учетом положений статей 111 и 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400,00 руб. (9320,00+28.19)х4%)=373,93 руб., но не менее 400,00 руб.).
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным дела,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ изменить в части взыскания с административного ответчика пеней по транспортному налогу, резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
"Взыскать с К.А.Г. в доход бюджета задолженность по транспортному налогу в размере 9320,00 руб., пени по транспортному налогу в размере 28.19 руб.
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N по Удмуртской Республике к К.А.Г. о взыскании пени по транспортному налогу в размере 55,95 руб., пени по транспортному налогу в размере 13870,19 руб., пени по налогу ан имущество в размере 2339,01 руб. отказать.
Взыскать с К.А.Г. в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 400,00 руб."
Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N по Удмуртской республике - оставить без удовлетворения.
Председательствующий судья О. В. Захарчук
Судьи В. А. Соловьев
Н. Ф. Машкина
Копия верна: судья О. В. Захарчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.