Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Тертышниковой С.Ф.
судей Богониной В.Н., Литвиновой А.М.
при секретаре Пыхановой К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шохирева А.В. к Жилищно-строительному кооперативу N 4 г. Строитель о возмещении материального и морального вреда
по апелляционной жалобе Жилищно-строительного кооператива N 4 г. Строитель
на решение Яковлевского районного суда Белгородской области от 23 июня 2016 года
Заслушав доклад судьи Литвиновой А.М., объяснения представителя ЖСК N 4 г. Строитель Меренкова А.В., поддержавшего доводы, приведенные в апелляционной жалобе, истца Шохирева А.В., представителя третьего лица администрации городского поселения "Город Строитель" Леляковой Л.И., полагавших, что оснований для отмены судебного постановления не имеется, судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ около 11 часов по адресу "адрес", возле подъезда N 4, из-за отсутствия обработки пешеходной дорожке антигололедными средствами упала Ш.Р.А. В результате падения, от полученной черепно-мозговой травмы, наступила смерть женщины.
Дело инициировано Шохиревым А.В. - сыном погибшей, предъявившим иск к жилищно-строительному кооперативу N 4 г. Строитель о компенсации морального вреда. Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по уборке придомовой территории, отсутствие обработки поверхности пешеходной дорожки антигололедными реагентами, просил взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 1500000 руб., а также понесенные им расходы на лекарства в период нахождения матери в больнице в сумме 623,20 руб., а в дальнейшем на погребение матери в сумме 44720 рублей.
Решением суда требования признаны обоснованными в части.
Постановлено взыскать с Жилищно-строительного кооператива N 4 г. Строитель в пользу Шохирева А.В. в счет возмещения материального вреда 44720 руб., компенсацию морального вреда 500000 руб., отказав в удовлетворении остальной части требований.
С Жилищно-строительного кооператива N 4 г. Строитель в бюджет муниципального района "Яковлевский район" взыскана государственная пошлина в размере 1841,60 руб.
В апелляционной жалобе Жилищно-строительный кооператив N 4 г. Строитель просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Судебная коллегия, выслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции на основании положений ГК Российской Федерации, Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 и Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории городского поселения "Город Строитель", пришел к выводу, что место падения Шохиревой Р.А. относится к придомовой территории многоквартирного дома N 2 по ул. Центральная в г. Строитель, обязанность по содержанию которой возлагается на жилищно-строительный кооператив N 4 г. Строитель.
Согласно п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия полагает, что данным требованиям постановленное судом решение не отвечает.
Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:
а) собственниками помещений:
путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом):
путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации;
путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 названных Правил в состав общего имущества включаются в том числе: е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с пунктом 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
26.06.1991 исполнительным комитетом Строительного поселкового совета народных депутатов Яковлевского района принято решение о регистрации Жилищно-строительного кооператива N4 (л.д.82,83).
20.02.1995 ЖСК N 4 пос. Строитель поставлен на учет в налоговом органе (л.д.80).
26.02.2003 ЖСК N 4 г. Строитель внесена запись в ЕГРЮЛ (л.д.81).
14.07.2008 на общем собрании собственников жилья утвержден устав ЖСК-4 г. Строитель (л.д.40-51).
Земельный участок под многоквартирным жилом домом "адрес" и дом поставлены на кадастровый учет, правообладателем которых является ЖСК-4 г. Строитель.
Право собственности на земельный участок в установленном законом порядке не зарегистрировано (л.д.212).
Согласно план-схемы спорного земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", выполненной кадастровым инженером ООО "БелГеоКом", по поручению суда апелляционной инстанции, место происшествия находится за пределом границ вышеуказанного земельного участка. Таким образом, ЖСК -4 г. Строитель не может являться надлежащим ответчиком по делу.
Действующим федеральным законодательством предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязанность по благоустройству дома и расположенных на занимаемом таким домом земельном участке объектов только в пределах соответствующего земельного участка. В силу подпункта "в" пункта 15 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав работ и услуг по содержанию общего имущества дома не входят уборка очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, уборка очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.
Согласно статьям 37 - 39 Федерального закона "Об охране окружающей природной среды" юридические и физические лица при осуществлении строительства и реконструкции, при вводе в эксплуатацию, а также осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий безопасного размещения отходов производства и потребления, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 12 ст. 1 ГК РФ территория общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Статьями 12, 130 и 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое действует самостоятельно в пределах своих полномочий. При этом органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Таким образом, расположенные на территории городского поселения территории общего пользования находятся в муниципальной собственности.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Под бременем содержания имущества в гражданском праве понимается гражданско-правовая обязанность субъекта права совершать определенные действия (а равно воздерживаться от совершения некоторых действий), а также нести расходы, обусловленные и связанные с обладанием имуществом, пользованием или в некоторых случаях с возможностью распоряжения им.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных пунктами 7.1 - 9, 15 и 19 части 1 статьи 14 и вопросов местного значения городских округов, предусмотренных пунктами 7.1 - 11, 20 и 25 части 1 статьи 16 данного Федерального закона, законодатель исходит из добровольности участия в выполнении социально значимых для поселения и городского округа работ.
Между тем, в рассматриваемой правовой ситуации выполнение обязанности по уборке и содержанию прилегающих территорий, не принадлежащих гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на праве собственности или ином вещном праве, возлагается на указанных лиц в силу нормативного принуждения.
В ст. 210 ГК РФ предусматривается возможность перенесения собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц. Это допустимо лишь в случаях, указанных в законе или договоре.
В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 ГК РФ порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.
Согласно ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, случаи несения бремени содержания имущества не собственником могут быть установлены лишь федеральными законами.
При этом подобную обязанность на граждан и юридических лиц не возлагает ни земельное законодательство, ни Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующий отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ни статьи 37 - 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды", регулирующие вопросы обеспечения соблюдения юридическими и физическими лицами при осуществлении строительства и реконструкции, при вводе в эксплуатацию, а также при осуществлении эксплуатации зданий, строений, сооружений нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий безопасного размещения отходов производства и потребления, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, путем проведения мероприятий по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Как уже было отмечено выше, собственник может перенести бремя содержания имущества (полностью или частично) на других лиц на основании договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Воли одного только собственника переложить бремя содержания имущества на других лиц является недостаточным - необходимо согласие всех договаривающихся сторон.
Ссылки в судебном постановлении на Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории городского поселения "Город Строитель" Яковлевского района Белгородской области, утвержденные 27 января 2013 года решением городского собрания городского поселения N 3 не могут быть приняты во внимание, поскольку данный нормативный акт в той части, в которой возлагает обязанность на собственников помещений в многоквартирных домах и организации, осуществляющие управление многоквартирными домами по содержанию не только принадлежащего дому участка, но и прилегающей к нему территории противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Кроме того, согласно пункту 25 названных Правил физические и юридические лица участвуют в благоустройстве прилегающих территорий в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Для определения степени участия за физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях благоустройства закрепляется прилегающая территория.
Границы прилегающей территории, лица, ответственные за содержание прилегающей территории, перечень видов работ по содержанию прилегающей территории и их периодичность определяются соглашением о содержании прилегающей территории, в соответствии с паспортом благоустройства, заключаемым администрацией городского поселения "Город Строитель" Яковлевского района с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Соглашение о содержании прилегающей территории не влечет перехода прав на прилегающую территорию к лицам, осуществляющим ее содержание.
Для закрепления территории города в целях благоустройства за физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями администрация городского поселения формирует карты-схемы с учетом фактического использования территории юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели согласовывают карту-схему и заключают соглашение о содержании прилегающей территории в течение 20 рабочих дней со дня их получения.
Данные о том, что с ответчиком подписывались соглашение, карта-схема, какие-либо иные договора о возложении обязанности по содержанию спорной территории материалы дела не содержат.
Как указывалось выше возложение дополнительных, не предусмотренных законом обязанностей на граждан и юридических лиц, в том числе по содержанию имущества в отношении территорий, прилегающих к имуществу собственника, в отсутствие соответствующего договора, противоречит требованиям федерального законодательства.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что на ЖСК-4 г. Строитель лежала обязанность по обработке и очистке пешеходной дорожки в месте падения истицы от снега и гололеда, не основан на нормах действующего законодательства. Оснований для удовлетворения требований Шохирева А.В. к Жилищно-строительному кооперативу N 4 г. Строитель у суда первой инстанции не имелось. В связи с нарушением норм материального права при принятии решения оно подлежит отмене с принятием нового об отказе в иске.
Руководствуясь п. 1ст. 328, ст. 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Яковлевского районного суда Белгородской области от 23 июня 2016 года по делу по иску Шохирева А.В. к Жилищно-строительному кооперативу N 4 г. Строитель о возмещении материального и морального вреда отменить.
Принять новое решение, которым в иске Шохиреву А.В. к Жилищно-строительному кооперативу N 4 г. Строитель о возмещении материального ущерба и морального вреда - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.