Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Урмаевой Т.А., судей коллегии Холонгуевой О.Р., Вагановой Е.С., при секретаре Рычковой Л.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челночкова А.Н. к ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий по апелляционной жалобе начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия Дементьева А.В. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 01 августа 2016 г., которым исковые требования Челночкова А.Н. удовлетворены частично, Челночков А.Н. восстановлен в очереди на улучшение жилищных условий в ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ, в остальной части его требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад председательствующего, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца Андриевского А.М., представителя ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ Костромину А.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Челночков А.Н. обратился в суд с исковыми требованиями к ФКУ ИК-2 УФСИН по РБ о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ об исключении его из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности на ответчика включить его в указанный список и в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 г.г., признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, обязав ответчика предоставить жилищный сертификат во исполнение указанной программы в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2016 г.
Требования мотивированы тем, что в период прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы с 06.02.1997г. по 29.02.2008 г. он был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2005 г. Решением жилищно-бытовой комиссии от 05.04.2012 г. он был исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий. В октябре 2015 г. он обратился к ответчику с заявлением о выдаче протокола, копию которого получил почтовой связью. 03.12.2015 г. он обратился к ответчику с заявлением о восстановлении в очереди, но в апреле 2016 г. получил ответ об отказе в постановке на учет. Считает данный отказ незаконным, поскольку исключение из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по причине не предоставления документов не предусмотрено действующим законодательством.
В судебном заседании представитель истца Андриевский А.М. настаивал на удовлетворении заявленных истцом требований, пояснял, что у истца отсутствует недвижимое имущество, он был поставлен своевременно и надлежащим образом на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и обязанности по обновлению документов в учетном деле у истца не имелось.
Представитель ответчика Костромина А.С. исковые требования не признала, заявила о пропуске истцом срока обжалования решения жилищно-бытовой комиссии, который составляет 3 месяца. Также указывала на незаконность постановки Челночкова на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ввиду отсутствия сведений о его постоянном проживании на территории г. Улан-Удэ. С учетом данных обстоятельств принятие решения о восстановлении истца в списках нуждающихся являлось невозможным, также невозможным было включение истца в государственную целевую программу, так как от него не поступало заявление с приложенными документами, что предусмотрено инструкцией N267 от 16.05.2012 г.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе начальник ФКУ ИК-2 УФСИН России по РБ Дементьев А.В. просит отменить решение, настаивая на пропуске истцом срока обжалования решения жилищно-бытовой комиссии, принятого еще 05.04.2012 г. Также считает, что суд необоснованно не принял во внимание то обстоятельство, что оснований для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Челночкова не имелось, поскольку как того требовали положения Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на учет принимались граждане, постоянно проживавшие в данном населенном пункте, между тем Челночков на дату постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий имел регистрацию по месту жительства в " ... " районе РБ.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Костромина А.С. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила учесть пропуск истцом срока исковой давности и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель истца Андриевский А.М. просил доводы жалобы оставить без удовлетворения, а решение суда без изменения.
Проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела основанием для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий послужило заявление истца от 01.02.2005 г.
Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-2 УФСИН России по РБ от 14.02.2005 г. комиссией принято решение о признании Челночкова А.Н. нуждающимся в улучшении жилищно-бытовых условий как лицо, проживающее длительное время на условиях найма в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющего другой жилой площади.
Решением жилищно-бытовой комиссии от 14.02.2005 г. Челночков А.Н. поставлен на учет в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий с момента подачи рапорта.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.29 ЖК РСФСР признавались в том числе граждане, проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно - строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Порядок постановки на учет был урегулирован Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Бурятской АССР в редакции, утв. Постановлением Совета Министров и Совета Профсоюзов Бурятской АССР от 20.02.1987 N 48, в силу которых поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий подлежало проверке в том числе на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводилось учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерном снятии Челночкова А.Н. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным, отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введении его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые были приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., определены в ч. 2 ст. 6 названного Федерального закона.
Часть 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным подп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что граждане, поставленные на учет до 1 марта 2005 г. могут быть сняты с такого учета только по основаниям, предусмотренным подп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств, правильно исходил из того, что законных оснований для снятия истца с учета нуждающихся и исключении его из очереди как нуждающегося в улучшении жилищных условий, не имелось.
Судебная коллегия не находит оснований для признания данных выводов суда не соответствующими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права. Также судебная коллегия не находит оснований для признания обоснованными доводов автора апелляционной жалобы о пропуске истцом срока обжалования решения жилищно-бытовой комиссии ввиду того, что Челночкову было известно о снятии его с учета при обращении к ответчику с заявлением в октябре 2015 г.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. В качестве начального момента течения указанного срока законодатель предполагает момент возникновения у собственника осведомленности о факте нарушения своего права.
Из пояснений свидетеля М.Н.Н ... не следует, что при встрече с Челночковым в сентябре 2015 г. ей было достоверно известно о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, она лишь изложила сложившуюся с ней ситуацию, связанную с исключением и восстановлением ее в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, получением жилья.
Суд первой инстанции правомерно посчитал началом течения срока момент получения окончательного ответа на заявление в апреле 2016 г., объективных доказательств о том, что Челночков А.Н. был поставлен в известность о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий ранее, чем указано истцом, стороной ответчика, в соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представлено.
При разрешении дела суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, существенных нарушений норм процессуального права по делу не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены данного решения по приведенным в жалобе доводам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 01 августа 2016
г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.А. Урмаева
Судьи: О.Р. Холонгуева
Е.С. Ваганова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.