Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Казанцевой Т.Б., Назимовой П.С., при секретаре Доржиеве Д.Д., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цынгыжаповой Т.Б., Замбалова А.Б., Замбаловой А.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Замбалова Б.А. к администрации МО "Тункинский район" о признании права на получение разовой материальной помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуации природного характера по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения РБ Замураевой С.Л. на решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 19 августа 2016 года, которым постановлено:
Удовлетворить частично исковое заявление Цынгыжаповой Т.Б., Замбалова А.Б., Замбаловой А.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Замбалова Б.А. к администрации МО "Тункинский район" о признании права на получение разовой материальной помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуации природного характера.
Признать право Цынгыжаповой Т.Б., Замбалова А.Б., Замбаловой А.В., Замбалова Б.А., пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей 28 июня 2014 года в пос. Аршан Тункинского района Республики Бурятия, на получение разовой материальной помощи в общей сумме ... рубля в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
Обязать администрацию МО "Тункинский район" включить Цынгыжапову Т.Б., Замбалова А.Б., Замбалову А.В., Замбалова Б.А. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в общей сумме ... рубля в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Признать право Замбаловой А.В. и Замбалова Б.А. на получение разовой материальной помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере по ... рублей каждому.
Обязать администрацию МО "Тункинский район" включить Замбалову А.В. и Замбалова Б.А. в список граждан, имеющих право на получение разовой материальной помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере по ... рублей каждому.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., выслушав пояснения представителей Министерства социальной защиты населения РБ Баяртуева А.Б., ГУ МЧС России по РБ Зайцевой О.А., изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, истцы просили признать за ними право на материальную помощь в размере ... руб. на каждого и на финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в размере 25000 руб. на каждого; обязать администрацию МО " " ... "" включить истцов в список граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
Исковые требования мотивированы следующим. В результате схода селевых потоков 28.06.2014г. в п. Аршан Тункинского района РБ установлена зона чрезвычайной ситуации, в которую вошло жилое помещение, расположенное по адресу " ... ". На момент чрезвычайной ситуации 28.06.2014г. по указанному адресу проживали истцы, факт проживания установлен решением суда. Актом обследования жилого помещения истцов установлено, что их земельный участок завален илом, песком и камнями, образовалось русло реки, подвал заилен, высота 30 см., необходимо вскрытие и замена пола, жилое помещение пригодно для проживания, требуется капитальный ремонт пола, предварительный ущерб ... руб. В результате чрезвычайной ситуации утрачено имущество, в том числе, 2 стиральные машины, холодильник, электропечь, одежда.
В судебном заседании истцы Цынгыжапова Т.Б., Замбалов А.Б., Замбалова А.В., действующая также в интересах несовершеннолетнего Замбалова Б.А., на удовлетворении иска настаивали.
Представитель Министерства социальной защиты населения РБ Хайдакова О.В. против удовлетворения иска не возражала.
Представители ответчика Администрации МО "Тункинский район", третьего лица ГУ МЧС России по РБ в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судом исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения РБ Замураева С.Л. просит отменить решение суда, отказав в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на допущенные районным судом нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что выводы суда о проживании истцов в спорном доме не соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству, поскольку проживание в объекте незавершенного строительства по указанному адресу было невозможно. Из акта обследования от ... нельзя сделать вывод о наличии утраченного имущества, до настоящего времени акт обследования от ... не оспорен. Указание в решении суда о признании права истцов на получение разовой материальной помощи в сумме ... руб. в связи с частичной утратой имущества не основано на нормах закона, поскольку в случае утраты имущества предоставляется финансовая помощь. Испорченный радиатор не может быть отнесен к предметам первой необходимости. У принимавшей участие в деле Хайдаковой О.В. в силу доверенности имелись полномочия только на предоставление письменных пояснений.
В судебное заседание апелляционной инстанции истцы Цынгыжапова Т.Б., Замбалов А.Б., Замбалова А.В., действующая также в интересах Замбалова Б.А., представитель ответчика администрации МО "Тункинский район" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
С учетом надлежащего извещения сторон, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Представитель Министерства социальной защиты населения РБ Баяртуев А.Б. на удовлетворении жалобы настаивал.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по РБ Зайцева О.А. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ - в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Пунктом 1 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Согласно статье 24 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты "г", "д" пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 10 сентября 2007 года N 280 утверждено Положение о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которому средства Резервного фонда выделяются на финансирование расходов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий межмуниципального и регионального характера, не предусмотренных в республиканском бюджете, а именно на выделение бюджетных ассигнований органам местного самоуправления в Республике Бурятия в целях оказания разовой материальной помощи гражданам и оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с соглашениями, заключаемыми главными распорядителями бюджетных средств с органами местного самоуправления в Республике Бурятия (подпункт "п" пункта 4).
28 июня 2014 года в с. Аршан Тункинского района Республики Бурятия произошло стихийное бедствие - сход селевых паводковых вод реки Кынгырга.
В пункте 2.2.2 Соглашения о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия от 23 июля 2014 года, заключенного между Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия и МО "Тункинский район", предусмотрено, что размер финансовой помощи за частично утраченное имущество составляет 50000 руб. на гражданина, за полностью утраченное имущество - 100000 руб. Если сумма ущерба составляет менее 50000 руб., то финансовая помощь оказывается в размере, равном ущербу.
Аналогичные положения сдержатся в п. 6 Порядка оказания гражданам финансовой помощи, предоставляемой за счет средств резервного фонда Правительства РБ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённого постановлением Администрации МО "Тункинский район" 21 июля 2014г. N 259.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 01.07.2014г. N 384-р выделены денежные средства из резервного фонда Правительства Республики Бурятия на оказание разовой материальной помощи гражданам.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия N433-р от 17.07.2014 г. выделены денежные средства из резервного фонда Правительства Республики Бурятия на оказание финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
Из материалов дела следует, что истцы на момент стихийного бедствия проживали в доме, расположенном по адресу " ... ".
Данное обстоятельство подтверждается справкой ... , свидетельскими показаниями.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Тункинского районного суда РБ тот ... в отношении истцов установлен факт владения и пользования жилым домом, а также - проживания в нем.
Сведений о том, что дом был недостроен, в материалах дела не имеется. Ссылки на необходимость государственной регистрации права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество нельзя принять во внимание, поскольку отсутствие такой регистрации не означает, что дом не существовал в момент чрезвычайной ситуации.
Довод жалобы о необходимости вновь доказывать факт владения, пользования жилым домом, проживания в нем истцов, поскольку при вынесении решения об установлении данного факта Министерство социальной защиты населения РБ участия в деле не принимало, не может быть принят в качестве основания для отмены решения суда, поскольку факт проживания истцов в спорном доме подтвержден не только судебным решением, но и другими доказательствами, которые получили оценку суда в своей совокупности.
В материалах дела имеется акт ... от ... , согласно которому при осмотре дома Цынгыжаповой Т.Б. установлено, что земельный участок завален илом, песком и камнями, образовалось русло реки, подвал заилен, высота ила 30 см., необходимо вскрытие и замена пола. Жилое помещение пригодно для проживания, требуется капитальный ремонт пола, предварительный ущерб ... руб.
Указанный документ подтверждает факт частичной утраты имущества истцов.
Оснований не доверять этому документу не имеется. Акт составлен спустя небольшой период времени после затопления, подписан комиссией, в состав которой входили " ... " и ряд других должностных лиц, чья объективность и незаинтересованность не вызывают сомнения.
Также районным судом допрошены свидетели С., З., которые подтвердили факт проживания истцов по адресу: " ... " и причинения ущерба их имуществу.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представленные истцами доказательства (документы на бытовую технику, товарные чеки, акт обследования дома, показания свидетелей) подтверждают факт частичной утраты имущества первой необходимости, в то время как ответчик и третьи лица не представили доказательства, которые бы опровергали причинение ущерба имуществу истцов.
При этом доводы жалобы о том, что у принимавшей участие в деле в качестве представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Хайдаковой О.В. в силу доверенности имелись полномочия только на предоставление письменных пояснений, отклоняются. Как следует из текста доверенности, выданной Хайдаковой О.В., последняя имела полномочия на представление доказательств по делу.
Указывая, что испорченный радиатор не может быть отнесен к предметам первой необходимости, автор апелляционной жалобы не приводит каких-либо мотивов в его подтверждение.
Согласно методическим рекомендациям, утвержденным МЧС России 03.10.2014 г. N 2-4-87-24-7, к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Таким образом, перечень такого имущества не является исчерпывающим, а подлежит определению с учетом необходимости сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, что и было сделано районным судом. При таких обстоятельствах выводы суда является верными, а доводы жалобы в данной части- подлежащими отклонению.
Вместе с тем, обоснованными являются доводы жалобы о том, что указание в абзаце 2 резолютивной части решения суда о признании права истцов на получение разовой материальной помощи в связи с частичной утратой имущества не основано на нормах закона, поскольку в случае утраты имущества предоставляется финансовая помощь.
При таких обстоятельствах решение подлежит изменению с указанием на признание за истцами права на получение финансовой помощи в общей сумме 33894 руб. в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 19 августа 2016 года изменить, изложив абзац 2 резолютивной части решения в следующей редакции:
Признать право Цынгыжаповой Т.Б., Замбалова А.Б., Замбаловой А.В., Замбалова Б.А., пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей 28 июня 2014 года в пос. Аршан Тункинского района Республики Бурятия, на получение финансовой помощи в общей сумме ... рубля в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.