Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Колесниковой О.Г., судей Редозубовой Т.Л., Петровской О.В.,
при секретаре Доевой И.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чекенева АВ к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту - ГУ МВД России по Свердловской области) о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии, возложении обязанности восстановить в очереди для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
по апелляционной жалобе ответчика на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 15.07.2016.
Заслушав доклад судьи Петровской О.В., объяснения представителя ответчика Волошиной С.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя истца Брагиной С.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Чекенева АВ обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Свердловской области, указав, что проходил службу в органах внутренних дел. В период прохождения службы ( / / ) он подал заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. При этом, решением жилищной комиссии 5 ОМ ОВД Чкаловского района г. Екатеринбурга, оформленного протоколом от ( / / ) N, он и члены его семьи были признаны нуждающимися в получении жилья. По результатам рассмотрения заявления истца на заседании ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области принято решение, оформленное протоколом от ( / / ) N, об отказе в постановке на учет в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более ... кв.м., поскольку у Чекеневой Е.Г. имеется в собственности жилой дом общей площадью ... кв.м в СНТ " ... " участок N. Однако, указанный дом был поставлен на кадастровый учет как жилой ошибочно, в связи с чем в правоустанавливающие документы были внесены соответствующие изменения. ( / / ) истец обратился в ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области с заявлением об отмене ранее принятого решения от ( / / ) N, и с просьбой принять на учет. Решением ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области, оформленным протоколом от ( / / ) N-есв, он и члены его семьи были приняты на соответствующий учет. Между тем, решением ЖБК ГУ МВД России по Свердловской области, оформленным протоколом от ( / / ) N-есв, истец снят с учета на основании п.п. "г" п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) N. С таким решением истец не согласен, полагает его незаконным, поскольку все условия, необходимые для принятия его на учет, имелись, а после увольнения со службы ( / / ) он обратился в ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области с заявлением об отмене ранее принятого решения, оформленного протоколом от ( / / ) N, а не с заявлением вновь принять его на учет. В связи с чем, истец просил суд признать незаконным решение ЖБК ГУ МВД России по Свердловской области, оформленное протоколом от ( / / ) N-есв, возложить обязанность восстановить его в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от ( / / ) исковые требования удовлетворены. Судом постановлено:признать незаконным и отменить решение ЖБК ГУ МВД России по Свердловской области от ( / / ) в части снятия Чекенева АВ с учета очередников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в ГУ МВД России по Свердловской области; обязать ГУ МВД России по Свердловской области восстановить Чекенева АВ и членов его семьи - супругу Чекеневу Е.Г., дочь Чекеневу В.А. в очереди принятых на учет для получения единовременной социально выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в ГУ МВД России по Свердловской области.
С таким решением ответчик не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Чекенева АВ и третьи лица Чекенева Е.Г., Чекенева В.А., УМВД по г. Екатеринбургу не явились, об уважительных причинах неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости, допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное по делу решение суда не отвечает вышеуказанным требованиям.
Из материалов дела следует, что Чекенева АВ проходил службу в органах внутренних дел; последняя занимаемая должность - ... ОП N УМВД России по г. Екатеринбургу; приказом от ( / / ) N уволен по п. 4 ч. 2 ст. 82 по Федерального закона от ( / / ) N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии); выслуга лет в календарном исчислении составила ... Чекенева АВ является пенсионером МВД РФ и ему выплачивается пенсия с ( / / ).
Чекенева АВ и члены его семьи (жена Чекенева Е.Г. и дочь Чекенева В.А.) зарегистрированы и проживают по адресу: ... Данное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли) Чекеневой Е.Г. и Чекеневой В.А. на основании договора передачи комнаты (квартиры) в собственность граждан от ( / / ).
( / / ) Чекенева АВ обратился с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения семьи в составе трех человек (его, жены Чекеневой Е.Г. и дочери Чекеневой В.А.). На день обращения с указанным заявлением Чекенева АВ проходил службу в органах внутренних дел и стаж его службы по состоянию на ( / / ) составлял в календарном исчислении ...
По результатам рассмотрения заявления истца на заседании ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области принято решение, оформленное протоколом от ( / / ) N, об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м., поскольку у Чекеневой Е.Г. имеется в собственности жилой дом общей площадью ... кв.м в СНТ " ... " участок N.
В связи с внесением на основании технического заключения СОГУП "Областной Центр недвижимости" от ( / / ) в правоустанавливающие документы на указанный дом изменений в части указания назначения здания в СНТ " ... " участок N - нежилое, общая площадь ... кв.м, о чем ( / / ) выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права собственности.
( / / ) Чекенева АВ обратился в ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области с заявлением, к которому были приложены технический план здания, копия свидетельства о регистрации права собственности от ( / / ), выписка из ЕГРП, и содержалась просьба отменить ранее принятое решение, оформленное протоколом от ( / / ) N, принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области, оформленным протоколом от ( / / ) N-есв (приложение к распоряжению ГУ МВД России по Свердловской области от ( / / ) N-р), Чекенева АВ и члены его семьи были приняты на соответствующий учет.
Между тем, решением ЖБК ГУ МВД России по Свердловской области, оформленным протоколом от ( / / ) N-есв, Чекенева АВ был снят с учета на основании п.п. "г" п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) N.
Основанием для принятия такого решения послужило выявление сведений о том, что на момент постановки на учет (протокол от ( / / ) N-есв) истец был уволен со службы - являлся пенсионером с ( / / ), до ( / / ) на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы, не состоял (ст. 6 Федерального закона от ( / / ) N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от ( / / ) N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) N (далее по тексту - Правила), исходил из того, что решением ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области, оформленным протоколом от ( / / ) N-есв (приложение к распоряжению ГУ МВД России по Свердловской области от ( / / ) N-р), Чекенева АВ был принят на соответствующий учет как действующий сотрудник органов внутренних дел на основании его заявления от ( / / ) об отмене ранее принятого решения, оформленного протоколом от ( / / ) N.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он не соответствует обстоятельствам дела и основан на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с п.п. "в" п. 14 Правил комиссия принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета. Такое решение принимается Комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п. 5 названных Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа (п. 15). Отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет (п. 16).
Пунктом 12 Правил определено, что при выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах, комиссия возвращает их сотруднику с указанием причин возврата.
Из смысла приведенных норм следует, что актом реагирования на заявление сотрудника, предусмотренное п. 5 Правил, является решение о принятии его на учет для получения единовременной выплаты, решение об отказе в принятии на учет для получения единовременной выплаты либо возврат документов при условии, что установлена недостоверность информации в представленных документах. Возврат документов заявителю для их доработки в связи с неполным соответствием перечню, указанному в п. 5 Правил, не предусмотрен.
Согласно п. 14 Правил на комиссию возложены функции по проверке сведений, содержащихся в документах, представленных сотрудником в соответствии с п. 5 Правил, направлении в случае необходимости запросов в другие государственные органы и организации для проверки сведений о наличии условий для принятия на учет для получения единовременной выплаты. Таким образом, ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области обязана проверить сведения, содержащиеся в представленных заявителем документах, посредством направления соответствующих запросов в компетентные органы.
Таким образом, рассматривая ( / / ) на заседании ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области заявление Чекенева АВ от ( / / ), к которому были приложены технический план здания, копия свидетельства о регистрации права собственности от ( / / ), выписка из ЕГРП, комиссия приняла решение, оформленное протоколом от ( / / ) N-есв (приложение к распоряжению ГУ МВД России по Свердловской области от ( / / ) N-р), о принятии Чекенева АВ и членов его семьи на соответствующий учет с ( / / ), что подтверждается выпиской из электронной книги учета (л.д. 131). Иное противоречило бы вышеприведенным нормам действующего законодательства.
Вместе с тем, оснований для принятия истца на учет для получения единовременной выплаты 25.06.2014 на основании его заявления от 07.02.2014 не имелось ввиду отсутствия совокупности предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ условий (факт прохождения службы, наличие необходимого стажа и отсутствие жилого помещения по договору социального найма или в собственности сотрудники или членов его семьи).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
На основании п. 1 ч. 2 ст. 4 названного Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 6 ст. 4).
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 01.03.2005, и совместно проживающим с ними членам их семей по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со ст. 4 названного Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения предоставляется только тем уволенным со службы в органах внутренних дел гражданам Российской Федерации, которые в период службы были приняты на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты либо до 01.03.2005 были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Данная льгота не может быть предоставлена тем гражданам, которые уволены со службы в органах внутренних дел, но не состояли на учете ни в качестве имеющих право на единовременную социальную выплату (в органах внутренних дел), ни в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в органах местного самоуправления).
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Чекенева АВ до ( / / ) был принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и состоял на этом учете на момент увольнения, в материалы дела в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Довод истца, с которым согласился суд первой инстанции, о том, что он в период прохождения службы был признан нуждающимся в жилом помещении со ссылкой на решение жилищной комиссии 5 отделения милиции ОВД Чкаловского района г. Екатеринбурга, оформленное протоколом от ( / / ) N, несостоятелен, так как иных документов, свидетельствующих о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищным условий до ... (как условие для предоставления единовременной социальной выплаты в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от ( / / ) N 247-ФЗ), не представлено, в связи с чем, наличие у истца копии вышеуказанного протокола от ( / / ) N (подлинник которого суду не представлялся) правового значения для разрешения данного дела не имеет.
Вывод суда первой инстанции о том, что ( / / ) комиссией было фактически рассмотрено истца от ( / / ) (поданное им, когда он являлся действующим сотрудником), судебная коллегия признает неправомерным, так как он опровергается материалами дела.
Так, из заявления самого истца от ( / / ) действительно следует, что он просил отменить ранее принятое решение от ( / / ) и поставить его на учет согласно очередности на момент его первичного обращения на ( / / ). Вместе с тем, в силу положений Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) N, ЦЖБК ГУ МВД России по Свердловской области такими полномочиями не обладает.
Из протокола от ( / / ) N-есв однозначно следует, что комиссия приняла решение с учетом документов и обстоятельств, имеющих место на момент подачи истцом заявления от ( / / ) (а именно - отсутствия на данный момент у него и членов его семьи жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, или принадлежащих им на праве собственности), и поставила истца на учет с даты подачи заявления ( / / ), что подтверждается электронной книгой учета. Решения об отмене ранее принятого решения от ( / / ) не принималось.
Принимая во внимание, что по состоянию на ( / / ) истец не являлся действующим сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации, а также на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы, не состоял, обжалуемое решение жилищной комиссии, оформленное протоколом от ( / / ) N-есв, о снятии Чекенева АВ и членов его семьи с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п.п. "г" п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации основано на законе.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имелось.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия отменяет обжалуемое решение в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 15.07.2016 отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Чекенева АВ к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии от ( / / ), возложении обязанности восстановить в очереди для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказать.
Председательствующий
Колесникова О.Г.
Судьи
Редозубова Т.Л.
Петровская О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.