Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Волковой Я.Ю.,
судей Федина К.А., Редозубовой Т.Л.,
при секретаре Паначёвой О.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Цисарук Е.В. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области о признании незаконным бездействия ГУФСИН России по Свердловской области в прекращении принятия заявлений о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, отмене решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании права на получение единовременной социальной выплаты, обязании принять на учет для получения единовременной социальной выплаты
по апелляционной жалобе ГУФСИН России по Свердловской области на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 18.07.2016.
Заслушав доклад судьи Федина К.А., объяснения представителя ответчика Сазонову О.В. (доверенность ***/ТО/40-27 от *** сроком на три года), поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Цисарук Е.В. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Свердловской области о признании незаконным бездействия ГУФСИН России по Свердловской области, выразившегося в прекращении принятия заявлений (рапортов) о постановке на учет для получения ЕСВ в период с *** по ***, признании права на получение ЕСВ, отмене решения от *** об отказе в постановке истца на учет для получения ЕСВ, обязании ответчика принять истца на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований истец указал, что общая продолжительность службы истца в ФКУ ИК- *** ОУХД ГУФСИН по Свердловской области по состоянию на *** составила более *** лет. За полгода до увольнения истец обратился в администрацию ФКУ ИК- *** ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области по вопросу обеспечения жильем. Секретарь ЖБК учреждения *** выдала памятку, содержащую перечень необходимых документов для принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369. При этом, секретарь пояснила, что прием заявлений в ГУФСИН России по Свердловской области о принятии на учет для получения ЕСВ временно прекращен, возобновится ***. В указанную дату истец, собрав необходимый пакет документов, вновь обратился к секретарю, которая повторно сообщила истцу, что прием заявлений в ГУФСИН России по Свердловской области не осуществляется. Накануне увольнения истцу сообщили, что документы от него приниматься не будут, так как от уволенных сотрудников заявления не принимаются.
В связи с чем просил признать незаконным бездействие ГУФСИН России по Свердловской области, выразившееся в прекращении в период с *** по *** принятия заявлений (рапортов) о постановке на учет для получения ЕСВ, признать за истцом право на получение ЕСВ, обязать ГУФСИН России отменить решение от *** в части отказа истцу в постановке на учет в целях получения ЕСВ, обязать ответчика поставить истца на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 18.07.2016 исковые требования Цисарук Е.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что Цисарук Е.В. в период прохождения службы не обращался с рапортом и пакетом документов, чем нарушен порядок обращения.
Кроме того, несмотря на приостановление приема документов в октября 2014 года по апрель 2015 года истец не был лишен возможности направить документы по почте.
В возражениях на апелляционную жалобу Цисарук Е.В. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание истец, третье лицо ФКУ ИК- *** ОУХД не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки в суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство по делу суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела по доводам, изложенным в жалобе, заслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия с учетом положений статьи 327.1 ГПК РФ не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Удовлетворяя исковые требования Цисарук Е.В., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для постановки истца на учет и выплате единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность органов государственной власти по обеспечению условий для осуществления права граждан на жилище.
В силу пункта 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно п. 7 названной нормы право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (п.6 ст. 4 Закона).
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24 апреля 2013 г. N 369 которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих Правил относится, в том числе, Федеральная служба исполнения наказаний (п. 3 Правил).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов Российской Федерации".
В частности пункт 1 части 3 статьи 4 названного Закона предусматривает право на получение единовременной социальной выплаты сотруднику, не являющегося нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 Правил, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона (далее - члены семьи).
Согласно части 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
При этом Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24 апреля 2013 г., определяют, что сотрудник и совместно проживающие с ним члены его семьи могут иметь постоянную регистрацию, отличную от места проживания либо вообще не иметь таковой.
Из материалов дела усматривается, что с *** года Цисарук Е.В. проходил службу в уголовно-исполнительной системе. На день увольнения общая продолжительность его службы в органах уголовно-исправительной системы составила в календарном исчислении ***.
На основании приказа врио начальника ФКУ ИК- *** ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области от *** ***-лс Цисарук Е.В. уволен по п. "б" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел по достижению предельного возраста.
С *** истец зарегистрирован и проживает в жилом *** в ***, принадлежащим на праве собственности ***, членом семьи которой Цисарук Е.В. не является.
В октябре и декабре 2014 года истец обращался к секретарю ЖБК ФКУ ИК- *** ГУФСИН России по Свердловской области *** (ответственной за предоставлением документов на ЕСВ) с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исправительной системы.
Секретарь ему разъяснила, что прием заявлений по вопросу постановки на учет для получения ЕСВ в ГУФСИН России по Свердловской области не ведется.
Данные обстоятельства подтверждаются письмом ГУФСИН по Свердловской области от *** ***/ТО/22-539, согласно которого предварительная запись личного приема сотрудников ГУФСИН по рассмотрению вопросов предоставления ЕСВ в период с *** по *** осуществляться не будет.
Кроме того, в письме ГУФСИН по Свердловской области от 04.12.2014 ***/ТО/1-2874 указано, что в период с *** до особого распоряжения прием документов для получения ЕСВ осуществляться не будет.
В последующем приказом *** от *** была создана комиссия ГУФСИН России по Свердловской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС ЕСВ, Цисарук Е.В. обратился *** с рапортом, приложив все необходимые документы.
Основанием для отказа в постановке на учет явилось то, что на момент рассмотрения комиссией ГУФСИН России по Свердловской области рапорта Цисарук Е.В. был уволен со службы в УИС (выписка из протокола *** от ***).
Судебная коллегия считает, что суд, оценив в совокупности собранные доказательства, пришел к обоснованному выводу о незаконности данного решения комиссии ГУФСИН России по Свердловской области.
На сотрудника, находящегося в распоряжении, распространяются все права, обязанности и гарантии социальной защиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России, регламентирующими прохождение службы в учреждениях и органах уголовно-исправительной системы.
При принятии решения комиссией ГУФСИН России по Свердловской области об отказе Цисарук Е.В. в постановке на учет для предоставления единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не учтено, что положениями Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ и Постановления Правительства РФ N 360 от 24.04.2013 приобретение права на получение единой социальной выплаты сотрудника УИС, обратившегося в период прохождения службы за указанной мерой социальной поддержки, не ставится в зависимость от даты рассмотрения заявления сотрудника комиссией ГУФСИН России по Свердловской области (до или после увольнения его из органов и учреждений УИС).
Иное, вопреки ст. 19 Конституции Российской Федерации, ставило бы в неравное положение действующих сотрудников УИС, имеющих право на улучшение своих жилищных условий, и сотрудников УИС, обладающих указанным правом на момент обращения с заявлением в комиссию ГУФСИН России по Свердловской области и уволенных из органов УИС на момент рассмотрения заявления комиссией ГУФСИН России по Свердловской области.
На момент первоначального обращения в комиссию ГУФСИН России по Свердловской области Цисарук Е.В. являлся полноправным сотрудником уголовно-исправительной системы, на него распространялись все социальные гарантии, предусмотренные для действующих сотрудников УИС, он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения по договору социального найма или членом семьи собственника жилого помещения, в период с октября 2014 года до момента увольнения (февраль 2015 года) в связи с приостановлением работы соответствующей комиссии лишен был возможности подачи рапорта с приложением документов, документы для постановки на учет для получения ЕСВ были представлены Цисарук Е.В. в полном объеме.
Судебная коллегия считает, что суд пришел к правильному выводу о том, что Цисарук Е.В. имел право на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения на основании ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, а следовательно решение комиссии ГУФСИН России по Свердловской области об отказе в постановке на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является незаконным, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Данные выводы являются правильными, оснований для иной оценки представленных в дело доказательствам по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется, поскольку Цисарук Е.В. является лицом, которое имеет право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не соблюден заявительный характер, и он имел возможность направить соответствующее заявление по почте, судебной коллегией отклоняются, поскольку, как указано выше, с 06.10.2014 прием документов ответчиком не осуществлялся, что препятствовало реализации его права на единовременную социальную выплату.
Таким образом, выводы суда первой инстанции мотивированны, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не установлено. Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 18.07.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Главного управления федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий Волкова Я.Ю.
Судьи Федин К.А.
Редозубова Т.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.