Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Колесниковой О.Г., судей Редозубовой Т.Л., Петрвоской О.В.
при секретаре Доевой И.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туканова Х.Б. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту - ГУФСИН России по Свердловской области), Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее по тексту - ФСИН России) о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности принять на учет в целях получения единовременной социальной выплаты
по апелляционным жалобам истца и ответчика ГУФСИН России по Свердловской области на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 05.08.2016.
Заслушав доклад судьи Петровской О.В., объяснения представителя истца Матяж К.А., представителя ответчиков Сазоновой О.В., поддержавших доводы своих жалоб, представителя третьего лица ФГУП Институт ФСБ РФ Федоренко О.В., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Туканова Х.Б. обратился с иском к ГУФСИН России по Свердловской области и ФСИН России, указав, что проходил службу в ГУФСИН России по Свердловской области; приказом от ( / / ) уволен по достижении предельного возраста, выслуга лет составила ... С ( / / ) по настоящее время он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы. ( / / ) он обратился с рапортом о принятии его и членов его семьи (жены ... и сына ... ) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) N. Решением комиссии ФСИН России, оформленным протоколом от ( / / ) N, ему отказано в постановке на учет в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более ... кв.м. Однако, жилое помещение, в котором в настоящее время он проживает вместе с семьей, является служебным и было предоставлено его жене ... на период прохождения службы. Какого-либо жилья в собственности или по договору социального найма ни Туканова Х.Б., ни члены его семьи не имеют. С учетом изложенного истец просил признать незаконным решение комиссии ФСИН России, оформленное протоколом от ( / / ) N, признать право на постановку на учет и возложить на ответчиков обязанность принять его на учет в целях получения единовременной социальной выплаты с ( / / ).
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 05.08.2016 исковые требования Туканова Х.Б. удовлетворены частично. Судом постановлено:признать незаконным решение комиссии ФСИН России от ( / / ) в части отказа истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты; признать за Туканова Х.Б. право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ГУФСИН России по Свердловской области поставить Туканова Х.Б. и членов его семьи ... , ... , на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с ( / / ). В удовлетворении исковых требований Туканова Х.Б. к ФСИН России об обязании принять на учет в целях получения единовременной социальной выплаты отказать.
С таким решением не согласились как истец, так и ответчик.
В апелляционной жалобе истец, указывая на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований к ФСИН России, принять по делу в данной части новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, настаивая на доводах, приведенных им в качестве обоснования иска.
Ответчик в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований; ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Туканова Х.Б., третьи лица ... , ... не явились, представили заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.
Из материалов дела следует, что Туканова Х.Б. проходил службу в ГУФСИН России по Свердловской области, последняя занимаемая должность - заместитель начальника автомобильного отдела ФКУ УК ГУФСИН России по Свердловской области; приказом от ( / / ) N-лс уволен по п. "б" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ( / / ) N, по достижении предельного возраста; по состоянию на ( / / ) выслуга лет в календарном исчислении составила ...
Согласно справке ФКУ УК ГУФСИН России по Свердловской области от ( / / ) N/ТО/17/6-181 Туканова Х.Б. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФКУ УК ГУФСИН России по Свердловской области с ( / / ) по настоящее время.
Туканова Х.Б. и члены его семьи (жена ... и сын ... ) зарегистрированы и проживают по адресу: ...
Из материалов дела также следует, что данное жилое помещение общей площадью ... кв.м было предоставлено ... (жене истца) ФГУП Институт ФСБ РФ по договору найма служебного жилого помещения от ( / / ) N для временного проживания в связи с прохождением военной службы.
Решением комиссии ФСИН России, оформленным протоколом от ( / / ) N, Туканова Х.Б., отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м на основании п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Удовлетворяя исковые требования в части признания за истцом права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, суд первой инстанции верно исходил из того, что Туканова Х.Б. соответствует поименованным в законе требованиям для получения указанной выплаты, в том числе: имеет общую продолжительность службы в органах исполнения наказания 21 год 01 месяц 19 дней; какого-либо жилья в собственности или по договору социального найма, ни Туканова Х.Б., ни члены его семьи не имеют; в период прохождения службы Туканова Х.Б. был принят на жилищный учет в установленном законом порядке по месту прохождения службы, т.е. является нуждающимся в обеспечении жилым помещением. В связи с чем в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" он имеет право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, а у ответчика в данном случае отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе в постановке на соответствующий учет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в указанной части, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, которые оценены судом с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для принятия истца на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья повторяют позицию ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которая была предметом исследования и оценки суда, не опровергают выводов суда первой инстанции, в связи с чем отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, в том числе, если сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч.ч. 2, 4 ст. 4 названного Федерального закона).
Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В силу ч. 5 ст. 4 данного Федерального закона порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Фежерации от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с положениями п. 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона.
Согласно положениям п. 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К заявлению в числе иных прилагаются копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи; выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
В соответствии с п. 23 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Как следует из материалов дела, Туканова Х.Б. отказано в постановке на учет в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, жилое помещение общей площадью ... кв.м по адресу: ... , было предоставлено ... (жене истца) ФГУП Институт ФСБ РФ по договору найма служебного жилого помещения от ( / / ) N для временного проживания в связи с прохождением военной службы на основании контракта о прохождении военной службы, заключенным между ... и Пограничным управлением ФСБ России по ... на срок до достижения предельного возраста пребывания на военной службе - ( / / ).
В соответствии с п. 14 названного договора найма служебного жилого помещения он прекращается в связи с окончанием срока военной службы.
О том, что указанное жилое помещение является служебным помещением свидетельствуют также и представленные в материалы дела: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ( / / ) N, разрешение на строительство от ( / / ) N, кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от ( / / ), а также свидетельство о государственной регистрации права от ( / / ), из которых следует, что указанный жилой дом находится в оперативном управлении третьего лица - ФГУП Институт ФСБ РФ.
Каких либо доказательств, свидетельствующих о том, что статус спорного жилого помещения изменялся, как и доказательства того, что собственник жилого помещения в лице его уполномоченного органа в сфере жилищных правоотношений принимал решение об исключении жилого помещения из числа служебных, не представлено.
Напротив, как следует из объяснений представителя третьего лица ФГУП Институт ФСБ РФ, данных в суде апелляционной инстанции, ... на период прохождения службы было предоставлено именно служебное жилое помещение; в настоящее время контракт о прохождении военной службы с ... продлен сверх установленного предельного возраста; соответствующее распоряжение о признании вышеуказанного жилого дома служебным имеется, однако оно не было представлено суду в связи с отсутствием соответствующих ходатайств кого-либо из лиц, участвующих в деле.
Вопреки доводам жалобы ответчика отсутствие решения уполномоченного органа в сфере жилищных правоотношений об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду не означает отсутствие либо изменение такого статуса как на момент предоставления ... , так и в настоящее время. В данном случае, установленные обстоятельства проживания ... и членов ее семьи в указанном жилом помещении никоим образом не свидетельствуют о его предоставлении на условиях социального найма. Между чем, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (на основании которого истцу отказано в постановке на учет) единовременная социальная выплата не представляется сотруднику, если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для признания факта обеспеченности истца и его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. не имеется.
Несостоятельной является и ссылка ответчика на то, что форма договора найма служебного жилого помещения от ( / / ) N не соответствует форме типового договора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) N, так как это не свидетельствует об изменении статуса служенного жилого помещения на иной.
В тоже время судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы истца в части отказа в удовлетворении требований к ФСИН России о возложении обязанности принять на учет в целях получения единовременной социальной выплаты заслуживающими внимания.
Принимая решение о возложении обязанности на ГУФСИН России по Свердловской области поставить Туканова Х.Б. и членов его семьи на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с ( / / ), суд первой инстанции исходил из того, что п. 6 Приказа ФСИН России от 16.10.2014 N 550 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" (далее Порядок) в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы создаются в том числе комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в территориальных органах ФСИН России и подведомственных им учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он не соответствует обстоятельствам дела и основан на ошибочном толковании норм вышеприведенного Порядка решения вопроса о предоставлении сотруднику единовременной выплаты.
Так, в соответствии с п. 4 Порядка установлено, что заявления (рапорты), поданные сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы до вступления в силу данного приказа, подлежат рассмотрению Комиссией ФСИН России. Более того, исходя из смысла положений п. 7 Порядка, следует, что очередность постановки сотрудников на учет определяется именно по дате подачи соответствующего заявления и его регистрации в книге учета заявлений.
Как следует из материалов дела, ( / / ) Туканова Х.Б. обратился с заявлением (рапортом) на имя директора ФСИН России о принятии его и членов его семьи (жены ... и сына ... ) на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
По результатам заседания территориальной подкомиссии ГУФСИН России по Свердловской области, оформленного протоколом от ( / / ) N, принято решение направить представленный Туканова Х.Б. необходимый пакет документов для получения единовременной выплаты в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России, оформленным протоколом от ( / / ) N, Туканова Х.Б., отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Таким образом, принимая во внимание, что территориальной подкомиссией - ГУФСИН России по Свердловской области решение об отказе в принятии Туканова Х.Б. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не принималось и в силу вышеуказанных норм принятие такого решения не относилось к компетенции этой комиссии, то вывод суда первой инстанции о возложении обязанности поставить Туканова Х.Б. и членов его семьи на учет с ( / / ) на ГУФСИН России по Свердловской области является незаконным, поскольку такая обязанность исходя из установленных обстоятельств и по смыслу вышеприведенных норм действующего законодательства должна быть возложена именно на ФСИН России.
На данной позиции настаивали как сторона истца, так и сторона ответчика, приводя доводы в своих жалобах в части несогласия с решением суда о возложении обязанности постановки истца на учет на ГУФСИН России по Свердловской области.
Более того, представитель обоих ответчиков (ГУФСИН России по Свердловской области и ФСИН России) Сазонова О.В. подтвердила, что обязанность по постановке истца и членов его семьи на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с ( / / ) может быть исполнена в соответствии с п. 4 Приказа ФСИН России от ( / / ) N только ответчиком - ФСИН России.
В связи с чем, судебная коллегия отменяет решение суда в данной части (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и принимает по делу новое решение об удовлетворении указанных исковых требований к ФСИН России, отказе в удовлетворении данных исковых требований к ГУФСИН России по Свердловской области.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 05.08.2016 отменить в части возложения обязанности на Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области поставить Туканова Туканова Х.Б. и членов его семьи ... , ... Туканова Х.Б. оглы на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с ( / / ), а также в части отказа в удовлетворении данного искового требования к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации отменить, принять в указанной части новое решение.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации поставить Туканова Х.Б. Билал оглы и членов его семьи ... , ... Туканова Х.Б. оглы на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с ( / / ).
В удовлетворении указанного искового требования Туканова Х.Б. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Свердловской области отказать.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Колесникова О.Г.
Судьи
Редозубова Т.Л.
Петровская О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.