Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Грант" Гапоновой Н.А. на решение судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 24 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Грант",
установила:
постановлением заместителя начальника Юго-Восточного отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области N от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ООО "Грант" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 24 июня 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника юридического лица Гапоновой Н.А. без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, Гапонова Н.А. подала жалобу в Приморский краевой суд, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи и о прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых вынесено постановление.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "Грант" Гапонову Н.А., поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области Свешниковой М.И., прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены решения судьи и об удовлетворении жалобы.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела администрация Шкотовского муниципального района (арендодатель) и ООО "Грант" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером N, площадью 632,4357 га для сельскохозяйственного использования в границах, указанных в прилагаемом к договору кадастровом паспорте, местоположение земельного участка установлено: примерно в 4590 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: "адрес"
Настоящий договор заключен сроком на 10 лет по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ администрацией Шкотовского муниципального района обследования указанного земельного участка установлено, что работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы арендатором ООО "Грант" не проводятся. Из интенсивности зарастания земельного участка сорной растительностью следует, что на земельном участке не осуществляются обязательные агротехнические и фитосанитарные мероприятия, а именно: мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, выпас скота, заготовка кормов не осуществляются.
При обследовании земельного участка проводилась фотосъемка. Результаты обследования зафиксированы в акте осмотра земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные материалы направлены в Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области для решения вопроса о привлечении ООО "Грант" к административной ответственности.
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Юго-Восточного отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области вынесено определение о возбуждении в отношении ООО "Грант" дела об административном правонарушении по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования, 11 декабря 2015 года составлен протокол об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ по делу вынесено оспариваемое постановление.
Принимая решение об отказе в удовлетворении жалобы защитника ООО "Грант", судья обоснованно исходил из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и о доказанности вины юридического лица в его совершении.
Факт совершения ООО "Грант" административного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: договором аренды земельного участка, актом осмотра земельного участка и фототаблицей к нему, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протоколом об административном правонарушении и другими материалами.
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В статье 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства, в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена, в том числе на арендаторов сельскохозяйственных земель.
Поскольку ООО "Грант" на арендуемом земельном участке не выполнялись обязательные мероприятия по защите земель, что привело к зарастанию сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарником, вывод судьи районного суда о том, что бездействие юридического лица образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правомерным.
Довод жалобы о том, что акт осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ является недопустимым доказательством, отклоняется в силу следующего.
По условиям договора аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ арендодатель - администрация Шкотовского муниципального района имеет право на беспрепятственный доступ на территорию участка с целью контроля за его использованием в соответствии с условиями договора (подпункт "в" пункт 3.1 Договора).
В данном случае, должностные лица управления имущественных и земельных отношений администрации Шкотовского муниципального района, действуя от имени арендодателя земельного участка в рамках предоставленных им полномочий вправе выявлять нарушения, фиксировать их и уведомлять органы государственного земельного контроля, наделенные полномочиями по привлечению к ответственности о выявленных нарушениях, связанных с использованием земельных участков.
При обследовании ДД.ММ.ГГГГ земельного участка администрация выступала не в роли органа контроля (надзора), а в качестве собственника имущества, переданного в аренду, который проверял его сохранность и использование по назначению в рамках гражданско-правовых отношений, а именно: договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N.
Акт осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ содержит выводы по вопросу об исполнении обществом, как арендатором земельного участка, обязательств по использованию земельного участка в соответствии с условиями договора аренды, целевым назначением и разрешенным использованием арендованного земельного участка. Указанные в акте выводы непосредственно связаны с предметом договора аренды и не выходят за пределы полномочий арендодателя земельного участка, установленных подпунктом "в" пункта 3.1 раздела 3 договора.
При таких обстоятельствах, положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к настоящему делу не применимы.
Утверждение защитника юридического лица о надлежащем использовании земельного участка не подтверждено документами, которые бы опровергали обстоятельства, изложенные в акте обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения ООО "Грант" к ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание юридическому лицу назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости назначенного наказания.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену решения судьи Шкотовского районного суда Приморского края не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
решение судьи Шкотовского районного суда Приморского края от 24 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Грант", оставить без изменения, жалобу защитника Гапоновой Н.А. - без удовлетворения.
Судья С.П. Судницына
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.