Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Стрюкова Д.А.
судей Мельниковой О.Г., Наконечной Е.В.
при секретаре : Моисеенко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лазовского района в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края, администрации Лазовского муниципального района о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки между 4-м и 5-м километром автодороги Валентин-Лазо по апелляционной жалобе Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края на решение Лазовского районного суда Приморского края от 14 июня 2016 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Мельниковой О.Г., выслушав объяснения представителей Департамента по доверенностям Ф, М, прокурора Б, судебная коллегия
установила:
прокурор Лазовского района Приморского края обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование, что прокуратурой совместно со специалистом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в г. Партизанске проведена проверка соблюдения законодательства об экологической безопасности на территории Валентиновского сельского поселения Лазовского, в ходе которой установлено, что между 4 и 5 километром автодороги Валентин-Лазо Лазовского района, рядом с проезжей частью дороги располагается несанкционированная свалка в виде бытовых отходов. Просил суд возложить на Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Валентиновского сельского поселения между 4-м и 5-м километром автодороги Валентин-Лазо Лазовского района; возложить на администрацию Лазовского муниципального района обязанность участвовать в ликвидации указанной несанкционированной свалки.
Уточнив исковые требования, прокурор просил суд установить срок для ликвидации несанкционированной свалки - в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Я уточненные исковые требования поддержала.
Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв о несогласии с иском.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Решением Лазовского районного суда Приморского края от 14 июня 2016 года на Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Валентиновского сельского поселения между 4-ми 5-м километром автодороги Валентин - Лазо Лазовского района в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу судебного решения; на администрацию Лазовского муниципального района возложена обязанность участвовать в ликвидации указанной несанкционированной свалки.
С решением суда в части не согласился Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, его представителем подана апелляционная жалоба об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права и недоказанностью установленных судом обстоятельств. В жалобе указывает на отсутствие полномочий в области обращения с бытовыми отходами, на ненормативный характер Перечня о распределении полномочий, на который сослался в решении суд, отсутствие финансирования и нормативного регулирования в указанной сфере.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения против них, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 Федерального Закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Статьей 22 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат использованию и хранению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Требованиями ст. 12 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлен запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно- оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Санитарными правилами "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление и надежное обезвреживание бытовых отходов, уличного мусора, скапливающихся на территории населенного пункта.
По делу установлено, что на территории Валентиновского сельского поселения между 4-ми 5-м километром автодороги Валентин - Лазо Лазовского района, имеется несанкционированная свалка, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-9).
Поскольку федеральным законодательством установлено право граждан на благоприятную окружающую среду, суд пришел к верному выводу о нарушении прав неопределенного круга лиц, вызванного наличием несанкционированной свалки на территории муниципального образования, что может представлять угрозу здоровья неопределенного круга лиц.
Удовлетворяя требования прокурора о возложении на Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливных ресурсов Приморского края обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, суд обоснованно руководствовался положениями ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами является, в том числе, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Довод апелляционной жалобы о том, что Департамент является ненадлежащим ответчиком, судебной коллегией отклоняется, как необоснованный.
Полномочия по непосредственной организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с 01.01.2016 года в силу ст.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
В соответствии с согласованным директорами Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, Департамента по тарифам Приморского края Перечнем распределения полномочий в области обращения с отходами между органами исполнительной власти Приморского края, полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов возложены на Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края (подпункт 6 пункт 1 Перечня).
Стороны исполнительной власти Приморского края добровольно распределили между собой полномочия в области обращения с отходами, Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам взял на себя обязательство по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и захоронению твердых коммунальных отходов. Сведений о том, что данный вид деятельности должен выполнять другой Департамент, не имеется.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе основаны на неправильном толковании закона, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, могли бы влиять на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются судебной коллегией несостоятельными. Решение суда законно и обоснованно.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Лазовского районного суда Приморского края от 14 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края без удовлетворения.
Председательствующий Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.