Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А.
судей Федоровой Л.Н., Дегтяревой Л.Б.
при секретаре Моисеенко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Уссурийского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Уссурийского городского округа, муниципальному казенному учреждению Уссурийского городского округа "Служба единого заказчика-застройщика" о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об автомобильной и дорожной деятельности
по апелляционной жалобе администрации Уссурийского городского округа Приморского края на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 05.07.2016, которым иск удовлетворен частично. Возложена обязанность на администрацию Уссурийского городского округа Приморского края и муниципальное казенное учреждение Уссурийского городского округа "Служба единого заказчика-застройщика" устранить нарушения требований законодательства об автомобильной и дорожной деятельности путем проведения ремонта и приведения в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному стоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. "адрес" в течение пяти месяцев с момента вступления решения в законную силу, автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. "адрес" срок по январь 2018 г. В остальной части иска отказано.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Н., объяснения прокурора Романовой О.Н., судебная коллегия
установила:
Уссурийский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Уссурийского городского округа, муниципальному казенному учреждению Уссурийского городского округа "Служба единого заказчика-застройщика" (МКУ "СЕЗЗ") о возложении обязанности на ответчиков устранить нарушения требований законодательства об автомобильной и дорожной деятельности путем проведения ремонта и приведения в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" автомобильных дорог общего пользования местного значения по ул. "адрес" в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в г. Уссурийске Приморского края установлено, что указанные автомобильные дороги общего пользования местного значения не соответствует требованиям действующих нормативных документов.
Представитель МКУ "СЕЗЗ" иск не признал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации Уссурийского городского округа Приморского края.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 06.07.2016 исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе администрации Уссурийского городского округа Приморского края ставится вопрос об отмене решения, указывается, что администрация Уссурийского городского округа является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку автомобильные дороги местного значения в границах Уссурийского городского округа переданы в оперативное управление МКУ "СЕЗЗ", к тому же, данный спор подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, регламентированном КоАП РФ.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 257-ФЗ).
В силу ч. 9 ст. 6 указанного Федерального закона к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 16).
Аналогичные положения, относящие осуществление дорожной деятельности и мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения к полномочиям органов местного самоуправления, содержатся в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Требования к техническому содержанию автомобильных дорог изложены в Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221.
Согласно подпунктам 3.1.1, 3.1.2 названного стандарта, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Разделом 4 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст установлены требования к техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 на автомобильных дорогах должно быть обеспечено стационарное электрическое освещение дорог, проходящих через населенные пункты, а также за его пределами на расстоянии 100 м.
В соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устанавливаются на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.
Пунктом 6.2 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст предусмотрено нанесение на автомобильные дороги горизонтальной дорожной разметки.
Материалами дела установлено, что в ходе проведенной Уссурийской городской прокуратурой проверки соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в г. Уссурийске Приморского края выявлены следующие недостатки.
Так, дорожное покрытие на проезжей части автомобильной дороги по ул. "адрес" в районе домов NN N а также автомобильная дорога по ул. "адрес" не соответствует требованиям действующих нормативных документов, не обеспечивает безопасных условий для движения автотранспорта и создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий по дорожным условиям, что подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленного 07.04.2015 госинспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по г. Уссурийску.
Из акта следует, что в нарушение требований п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 автомобильная дорога по ул. "адрес" не оборудована стационарным освещением; в нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 автомобильная дорога по ул. "адрес" в районе дома N N имеет множественные разрушения проезжей части, выбоины глубиной до 14 см, длиной до 170 см, шириной до 210 см, в районе дома N N имеются выбоины глубиной до 8 см, длиной до 53 см, шириной 240 см, в районе дома N N имеется провал проезжей части гравийного покрытия, застой воды на дороге; в нарушение требований ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ Р 52289-2004 на ул. "адрес" отсутствует тротуар (пешеходная дорожка) и горизонтальная дорожная разметка на участке с асфальтобетонным покрытием.
В соответствии со ст. ст. 3, 5Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд пришел к правильному выводу о том, что на вышеуказанных участках дороги по ул. "адрес" имеются нарушения требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, предусмотренных техническими регламентами.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности заявленных требований к администрации Уссурийского городского округа не могут повлечь отмену решения, поскольку администрация г. Уссурийск как соответствующий орган местного самоуправления является лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения и проездов, который должен обеспечивать содержание автомобильных дорог местного значения в соответствии с требованиями технических регламентов (п. 5 ч. 1 ст. 16Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Ссылки в жалобе на то, что установленные судом сроки исполнения решения суда не мотивированы, являются необоснованными, поскольку устанавливая сроки исполнения решения суда, суд учел характер, объем и сложность работ, а также ориентировочный срок проведения необходимых работ.
Довод жалобы о том, что данный спор должен решаться в порядке административного судопроизводства, основан не неверном толковании норм процессуального права.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, представленные доказательства оценены в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, то судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 05.07.2016 оставить без изменении, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.