Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе
председательствующего Светловой С.Е.
судей Туктамышевой О.В. и Украинцевой С.Н.
при секретаре Малявиной В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административный иск ФИО7 о признании незаконным отказа департамента здравоохранения Приморского края в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты отдельным категориям медицинских работников по апелляционной жалобе Тарасенко И.А. на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 2 августа 2016 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., судебная коллегия
установила:
Тарасенко И.А. обратилась в суд с вышеназванным административным иском, и в обоснование указала, что является специалистом с высшим медицинским образованием. 1 сентября 2009 года была трудоустроена в ГБУЗ "Краевая психиатрическая больница N1" расположенное в сельском населенном пункте - с. Заречное Приморского края. 31 марта 2015 года трудовой договор расторгнут по инициативе работника. С 6 апреля 2015 года по 28 октября 2015 года работала в должности медицинского психолога в КГАУСО "Уссурийский реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью", уволена по собственному желанию. 11 января 2016 года повторно принята на должность клинического психолога в ГБУЗ "Краевая психиатрическая больница N1", расположенное в с. Заречное Приморского края. Проживает Тарасенко И.А. в г.Уссурийске. 16 мая 2016 года ею подано заявление о заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты отдельным категориям медицинских работников. Решением департамента здравоохранения Приморского края от 14 июня 2016 года Тарасенко И.А. отказано в заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты отдельным категориям медицинских работников. Считает отказ департамента здравоохранения Приморского края незаконным, поскольку она полностью соответствует требованиям для заключения указанного договора, к заявлению о заключении договора ею были предоставлены все необходимые документы. Просит признать незаконным отказ департамента здравоохранения Приморского края N18-4893 от 14 июня 2016 года в заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты отдельным категориям медицинских работников; обязать департамент здравоохранения Приморского края заключить с ней договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты отдельным категориям медицинских работников.
В судебном заседании административный истец Тарасенко И.А. настаивала на заявленных требованиях.
Представитель департамента здравоохранения Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласилась Тарасенко И.А., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель департамента здравоохранения по Приморскому краю ссылается на законность и обоснованность принятого решения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что 11 июня 2009 года Тарасенко И.А. окончила ГБОУ ВПО "Владивостокский государственный медицинский университет" Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, квалификация психолог, клинический психолог, преподаватель психологии по специальности "клиническая психология".
1 сентября 2009 года трудоустроена в ГБУЗ "Краевая психиатрическая больница N1", расположенное в сельском населенном пункте - с. Заречное Приморского края.
31 марта 2015 года трудовой договор расторгнут по инициативе работника.
С 6 апреля 2015 года по 28 октября 2015 года Тарасенко И.А. работала в должности медицинского психолога в КГАУСО "Уссурийский реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью", уволена по собственному желанию.
С 11 января 2016 года повторно принята на должность клинического психолога в ГБУЗ "Краевая психиатрическая больница N1", расположенное в с. Заречное Приморского края, где работает по настоящее время.
16 мая 2016 года административным истцом в департамент здравоохранения Приморского края подано заявление о заключении с Тарасенко И.А. договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты отдельным категориям медицинских работников.
14 июня 2016 года департаментом здравоохранения Приморского края принято решение об отказе Тарасенко И.А. в заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты отдельным категориям медицинских работников, поскольку Тарасенко И.А. повторно заключила договор с одним и тем же медицинским учреждением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Тарасенко И.А., суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что поскольку административный истец как медицинский работник, принятый на работу 1 сентября 2009 года, уволилась 28 октября 2015 года, и в последующем повторно заключила трудовой договор с одним и тем же медицинским учреждением, она не является специалистом, прибывшим в сельскую местность на работу в 2016 году, в связи с чем, правом на получение единовременной компенсационной выплаты в соответствии с п.12.1 ст.51 Федерального закона N326-ФЗ не обладает.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия признает правильными, поскольку они основаны на материалах дела и оценке представленных по делу доказательств в их совокупности с учетом положений действующего законодательства.
В целях осуществления социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях, с 2012 года в Российской Федерации действует федеральная программа, основные положения которой установлены Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции от 03.07.2016) в 2016 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.
Целью правовой нормы, установленной ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты. Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство или переезд на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в Определение от 21.11.2013 N 1798-О, необходимость предоставления единовременной денежной выплаты отдельным категориям медицинских работников непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и, соответственно, ее установление является исключительной компетенцией законодателя. Именно законодатель вправе определять размер такой выплаты, порядок ее осуществления, источник финансирования, а также круг субъектов, на которых она распространяется, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью обеспечения реализации конституционного права на охрану здоровья граждан, проживающих в сельской местности, и, следовательно, привлечения молодых квалифицированных специалистов на работу в сельских населенных пунктах и рабочих поселках.
Правовое регулирование, установленное в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики.
Таким образом, исходя из смысла ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Тарасенко И.А. не относится к числу медицинских работников, переехавших или прибывших на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, и не имеет права на получение единовременной компенсационной выплаты, поскольку зарегистрирована и проживает в г.Уссурийске, в сельский населенный пункт не переезжала. Данные обстоятельства стороной административного истца не опровергнуты.
Согласно положениям Федерального закона N 326-ФЗ основополагающая характеристика понятию единовременной выплаты сводится к тому, что она должны носить компенсационный характер, то есть единовременная компенсация должна возместить медицинскому работнику понесенные вследствие прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт затраты. Как видно из материалов дела, Тарасенко И.А. не несла расходов вследствие прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт.
Кроме того, расторжение трудовых отношений в 2015 году по собственной инициативе и трудоустройство спустя более девяти месяцев на прежнее место работы свидетельствует о возвращении на прежнее место работы в 2016 году, а не о прибытии на работу в сельские населенные пункты в 2016 году.
Таким образом оспариваемый административным истцом отказ департамента здравоохранения Приморского края в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты соответствует требованиям закона, оснований для удовлетворения исковых требований Тарасенко И.А. у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, фактически, выражают несогласие административного истца с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
Руководствуясь статьями 307- 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 2 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО8 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.