Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова И.В.
судей
Шихановой О.Г.
Дорджиева Б.Д.
при секретаре
Иванове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калмыцкой региональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкии" в защиту прав Кусинова Э.В. к акционерному обществу "Газпром газораспределение Элиста" о защите прав потребителя по апелляционной жалобе представителя ответчика ОАО "Газпром газораспределение Элиста" Джанкаевой К.Б. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Калмыкия Дорджиева Б.Д., объяснения представителя ответчика акционерному обществу "Газпром газораспределение Элиста" Лагаевой М.А., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
установила:
Калмыцкая региональная общественная организация "Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкии" обратилась в суд в защиту прав Кусинова Э.В. с иском к акционерному обществу "Газпром газораспределение Элиста" (далее - АО "Газпром газораспределение Элиста") о защите прав потребителей ссылаясь на то, что 29 марта 2016 года по его заявлению была произведена замена прибора учета газа в связи с истечением срока поверки, о чем составлен соответствующий акт. Ответчиком за май 2016 года начислена задолженность за потребленный газ по нормативам потребления в размере 18312 руб. 31 коп., однако истцом вовремя производилась оплата по показаниям счетчика, который был исправен согласно свидетельству о поверке, задолженности не имеет. 29 апреля 2016 года ответчику была направлена претензия, в которой Кусинов Э.В. просил произвести перерасчет согласно показаниям прибора учета в связи с тем, что демонтированный счетчик признан годным до 25 апреля 2024 года.
Калмыцкая региональная общественная организация "Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкии" (далее -КРОО "Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкии") просила суд признать действия АО "Газпром газораспределение Элиста" по начислению Кусинову Э.В. задолженности незаконными и произвести перерасчет задолженности путем списания выставленной задолженности в сумме 18312 руб. 31 коп., взыскать штраф в размере 50% от начисленной суммы задолженности 18312 руб. 31 коп. и компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Истец Кусинов Э.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суд, не явился.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель КРОО "Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкии" Яковлев А.В. заявленные требования поддержал, пояснив, что замена прибора учета газа произведена в связи с истечением срока поверки по требованию ответчика, а не потому что был неисправен.
Представитель АО "Газпром газораспределение Элиста" Кудырова А.Н. просила в удовлетворении иска отказать, пояснив, что истец, как абонент, обязан был обеспечить в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки. Считает, что по истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, следовательно, расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Решением Элистинского городского суда от 18 августа 2016 года исковые требования Калмыцкой региональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкии" в защиту прав Кусинова Э.В. удовлетворены частично. Действия акционерного общества "Газпром газораспределение Элиста" по начислению Кусинову Э.В. суммы задолженности 18312 руб. 31 коп. за потребление газа в домовладении, расположенном по адресу: Республика Калмыкия, г.Элиста, улица Скрипкина, дом 14 "А" по нормативам потребления газа признаны незаконными.
На акционерное общество "Газпром газораспределение Элиста" возложена обязанность аннулировать начисленную Кусинову Э.В. задолженность за потребленный природный газ в размере 18 312 руб. С акционерного общества "Газпром газораспределение Элиста" в пользу Кусинова Э.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 2 000 руб. и штраф в размере 500 руб. С акционерного общества "Газпром газораспределение Элиста" в пользу Калмыцкой региональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей Республики Калмыкия" взыскан штраф в размере 500 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика АО "Газпромгазораспределение Элиста" Джанкаева К.Б. просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, мотивируя тем, что законодательством не предусмотрена обязанность газоснабжающей организации осуществлять контроль за соблюдением срока поверки прибора учета газа абонента. Действующее законодательство, которое регулирует порядок поставки газа для нужд граждан, возлагает обязанность на потребителя следить за сроком поверки прибора учета газа и предусматривает последствия пропуска срока такой поверки. Нарушение срока поверки прибора учета газа является основанием для перерасчета объема потребленного газа по нормативам его потребления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газоснабжение - это одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий электроэнергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (ст. 540 ГК РФ).
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (ст. 541 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий электроэнергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 547 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб.
В соответствии со статьей 8 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации Постановлением от 21 июля 2008 года N 549 утвердило Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила).
Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
К внутридомовому газовому оборудованию в домовладениях отнесены приборы учета газа. Под "поверкой приборов учета газа" понимается совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы с целью определения и подтверждения соответствия приборов учета газа установленным техническим требованиям (п. 3 Правил).
В силу пункта 16 Правил в договоре поставки газа в качестве существенных условий должны быть отражены периодичность и порядок проведения поставщиком газа проверок технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу (далее - проверка).
Абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки (п. 21 Правил).
Поставщик газа обязан осуществлять не реже 1 раза в полугодие проверку (п. 22 Правил в редакции от 06.05.2011 г.).
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549 Министерство регионального развития РФ Приказом от 26 июня 2009 года N 239 утвердило Порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3, 8 и 17 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ содержание внутридомового газового оборудования жилых домов в исправном и работоспособном состоянии осуществляется путем проведения комплекса работ по его обслуживанию, в том числе путем обслуживания индивидуальных приборов учета газа в соответствии с указаниями эксплуатационной документации изготовителей.
Техническое обслуживание приборов учета газа возложено на специализированную организацию, допущенную в установленном законодательством РФ порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, которая обязана в целях обеспечения надлежащего технического состояния газового счетчика заблаговременно оповещать абонента о представлении прибора учета для очередной поверки.
В состав работ по техническому обслуживанию бытового газового счетчика входит визуальный контроль, проверка на герметичность, работоспособность и погрешность измерений.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм обязанность контроля за соблюдением сроков поверки бытового газового счетчика лежит на газоснабжающей организации, с которой абонентом заключен договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования.
Удовлетворяя исковые требования Кусинова Э.В., суд первой инстанции исходил из того, что истцом проведена поверка, по итогам которой газовый счетчик признан исправным. При наличии у Кусинова Э.В. исправного прибора учета газа ответчик не имел законных оснований к определению объема потребленного истцом газа по нормативам его потребления.
Указанные выводы суда коллегия находит обоснованными, поскольку они сделаны на правильном применении норм материального и процессуального права и подтверждены доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кусинов Э.В. является собственником домовладения, расположенного по адресу: г. Элиста, ул. Скрипкина, д. 14 "А" и абонентом ОАО "Газпром газораспределение Элиста".
28 марта 2016 года Кусинов Э.В. обратился к ответчику с заявлением о замене прибора учета газа, которая была произведена 29 марта 2016 года в связи с истечением срока поверки.
ОАО "Газпром газораспределение Элиста" Кусинову Э.В. произведен перерасчет потребленного газа по нормативам потребления, задолженность за потребленный газ по состоянию за май составила 18312 руб. 31 коп.
Согласно свидетельству N Р/1311, 26 июля 2016 года Кусинов Э.В. в Федеральном бюджетном учреждении "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Калмыкия" провел поверку ранее использованного прибора учета газа СКГ-4 ГРСМ N 14740-98, заводской номер 308212, по результатам которой демонтированный счетчик признан годным до 25 апреля 2024 года.
Из расчета задолженности видно, что основанием начисления Кусинову Э.В. за потребленный газ по нормативам потребления явилось несоблюдение им условий о своевременной поверке прибора учета.
Согласно пункту 23 Правил поставщик газа вправе осуществлять при наличии приборов учета газа определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления в случаях, указанных в пунктах 28, 30 и 31 Правил.
Пунктом 28 Правил установлено, что в случае повреждения целостности любой из пломб, установленных на приборе учета газа или на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, или возникновения неисправности прибора учета газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
В силу пункта 30 Правил объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года. А если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа.
Согласно пункту 31 Правил, если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года. А если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа.
Таким образом, законодатель установилисчерпывающий перечень случаев, когда поставщик газа вправе при наличии приборов учета газа определять объем потребленного газа по нормативам его потребления - это нарушение целостности пломб, неисправность прибора учета газа, в периоды демонтажа или ремонта газового счетчика и непредставления абонентом сведений о показаниях прибора учета газа.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы о необходимости определения объема потребленного газа по нормативам его потребления нельзя признать обоснованными, поскольку нарушение срока поверки газового счетчика положениями пунктов 28, 30 и 31 Правил не предусмотрено.
Довод апелляционной жалобы о том, что по вине истца нарушен срок проведения очередной поверки прибора учета газа, основан на ошибочном толковании норм материального права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Из системного толкования пунктов 3, 15, 16, 21, 22, 23 и 55 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан следует, что поставщик газа обязан проверять техническое состояние прибора учета газа не реже 1 раза в полугодие путем визуального контроля и проверки наличия свидетельства о поверке и соблюдения сроков поверки. О результатах проверки, в том числе о сроке очередной поверки прибора учета газа, поставщик газа обязан уведомить абонента.
Судом установлено, что поставщик газа в лице филиала АО "Газпром газораспределение Элиста" своевременно не уведомил абонента Кусинова Э.В. о необходимости представления счетчика для проведения поверки в 2010 году, то есть до истечения даты последней поверки.
Уведомление о необходимости поверки газового счетчика АО "Газпром газораспределение Элиста" направило абоненту Кусинову Э.В. 31 октября 2013 года, тогда как срок поверки истек в 2010 году.
Поскольку в спорный период у Кусинова Э.В. имелся газовый счетчик, который по своему техническому состоянию признан годным к эксплуатации, то и показания данного прибора учета следует признать достоверными. Следовательно, оплата за потребленный газ в оспариваемый период произведена истцом в полном объеме.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу об отсутствии вины истца в просрочке поверки счетчика и незаконности требования ответчика об уплате задолженности за потребленный газ.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 августа 2016 года оставить без изменения.
Председательствующий И.В. Басангов
Судьи О.Г. Шиханова
Б.Д. Дорджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.