Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова И.В.
судей
Шихановой О.Г.
Дорджиева Б.Д.
при секретаре
Мукаеве Э.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Бадма-Халгаева Д.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия, к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконными решений по апелляционной жалобе истца Бадма-Халгаева Д.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 29 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Калмыкия Дорджиева Б.Д., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия,
установила:
Бадма-Халгаев Д.А. обратился в суд с указанным иском мотивируя тем, что он проходит службу в уголовно-исполнительной системе России. 16 декабря 2013 года обратился с рапортом в Территориальную подкомиссию Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия (далее - УФСИН России по РК) о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из 4 человек: он, его супруга Бадма-Халгаева Р.Э. и дети - Бадма-Халгаева О.Д. и Бадма-Халгаева И.Д.
Протоколом Территориальной подкомиссии УФСИН России по Республике Калмыкия N 1 от 30 декабря 2013 года принято решение о направлении документов Бадма-Халгаева Д.А. в комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России (далее ФСИН России) для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России N 75 от 10 ноября 2015 года ему отказано в постановке на учет для получения единовременной выплаты в соответствии с пунктами 5 и 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году, а также в связи с непредставлением в комиссию обязательных документов.
Выписку из протокола комиссии ФСИН России N 75 от 10 ноября 2015 года он получил 14 марта 2016 года.
Считает, что решение комиссии ФСИН России от 10 ноября 2015 года является незаконным, нарушающим его право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку, он и члены семьи собственного жилья не имеют, единовременную социальную выплату не получали. До 3 апреля 2013 года его семья была зарегистрирована и проживала в жилом помещении по адресу: г. Элиста, ул. ***, д. ***, площадью ***кв.м., собственником которого является мать жены - Б-ва Н.Н. Впоследствии по семейным обстоятельствам они переехали в другое жилое помещение площадью ***кв.м. по адресу: г. Элиста, ул. ***, д. ***, где с семьей встали на регистрационный учет, кроме них по указанному адресу проживает еще пять человек.
Просил суд признать незаконным протокол N1 от 30 декабря 2013 года Территориальной подкомиссии УФСИН России по Республики Калмыкия в части решения о направлении рапорта и документов в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты; признать незаконным протокол N 75 от 10 ноября 2015 года комиссии ФСИН России в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с пунктом 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году и с пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, с отсутствием обязательных документов; обязать комиссию ФСИН России поставить истца с 16 марта 2014 года на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369.
Истец Бадма-Халгаев Д.А. и его представитель Манджиев М.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Республике Калмыкия Орусов В.В. иск не признал, пояснив, что оснований для отмены решения Территориальной подкомиссии УФСИН по Республике Калмыкия от 30 декабря 2013 года о направлении документов в комиссию ФСИН России и решения ФСИН России от 10 ноября 2015 года об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты не имеется, поскольку Бадма-Халгаев Д.А. ухудшил свои жилищные условия, при этом, доказательств необходимости совершения таких действий не представил. Кроме того, не представил сведения о своей регистрации с 29 декабря 2010 года по 26 февраля 2011 года, супруги до 23 октября 2009 года, детей с рождения до 3 апреля 2013 года.
Решением Элистинского городского суда от 29 августа 2016 года в удовлетворении исковых требований Бадма-Халгаева Д.А. отказано.
В апелляционной жалобе истец Бадма-Халгаев Д.А. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении иска. Указывает, что он и члены его семьи в собственности жилого помещения не имеют, жилищные условия не ухудшали; членом семьи матери супруги (собственника жилого помещения) он не является, поэтому ответчик незаконно отказал ему и членам семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Бадма-Халгаева Д.А., суд руководствуясь Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, пришел к выводу об отсутствии условий необходимости для постановки истца и членов его семьи - жены и двух дочерей на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, ввиду их обеспеченности жильем более 15 кв. м. на каждого. Также суд исходил из того, что для постановки на учет на получение указанной выплаты истцом не были представлены обязательные документы, предусмотренные пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 368.
С такими выводами суда следует согласиться.
В соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 7 вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Перечень документов, подлежащих предоставлению сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты указан в пункте 5 Правил.
В соответствии с указанным пунктом наряду с заявлением сотрудник должен предоставить также выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Разрешение вопросов о перечне документов, необходимых для предоставления сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения, отнесено к дискреционным полномочиям федерального законодателя и Правительства Российской Федерации, которые учли в этих целях дифференциацию видов государственной службы и специфику решаемых ими публичных задач.
В силу прямого указания закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, при условии, что сотрудник, в том числе, является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
Установление в выше приведенных нормативных правовых актах, регламентирующих меры социальной поддержки для разных категорий государственных служащих, определенных оснований для предоставления единовременной социальной выплаты направлено, в том числе и против необоснованного сверхнормативного обеспечения жильем за счет бюджетных средств.
Обязанность по предоставлению таких документов возлагается на заявителя, а комиссия лишь проверяет предоставленные сведения о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения единовременной выплаты. Именно сотрудник - несет ответственность за предоставляемый пакет документов или доказательств невозможности получения документов. Между тем, доказательств невозможности получения истцом указанных документов ответчику представлено не было.
Как следует из материалов дела, Бадма-Халгаев Д.А. с 2003 года проходит службу в органах исполнения наказания, состоит в должности заместителя начальника Федерального казенного учреждения Исправительная колония - 2 УФСИН России по Республике Калмыкия, с выслугой лет в календарном исчислении более 10 лет.
С 25 декабря 2010 года состоит в браке с Бадма-Халгаевой (ранее - Б-ва) Р.Э., имеет двух детей - дочь Бадма-Халгаеву О.Д., ***года рождения, дочь Бадма-Халгаеву И.Д., ***года рождения.
16 декабря 2013 года Бадма-Халгаев Д.А. направил в адрес УФСИН России по Республике Калмыкия рапорт о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив копии необходимых документов, при этом Бадма-Халгаев Д.А. предоставил сведения о том, что с 2002 года по 11 февраля 2009 года был зарегистрирован в жилом помещении общей площадью ***кв.м., принадлежащем на праве собственности его отцу Бадма-Халгаеву А.И., по адресу: г. Элиста, п. ***, ул. ***, д. ***.
С 4 февраля 2009 года по 29 декабря 2010 года был зарегистрирован в жилом помещении общей площадью ***кв.м., принадлежащем на праве собственности Д-ой В.В., не являющейся членом семьи истца, по адресу: г. Элиста, пер. ***, д. ***.
С 26 февраля 2011 года по 3 апреля 2013 года, а его супруга Бадма-Халгаева Р.Э. с 23 октября 2009 года по 3 апреля 2013 года были зарегистрированы и проживали в жилом помещении общей площадью 102 кв.м., по адресу: г. Элиста, ул. ***, д. ***, принадлежащем на праве собственности матери супруги Б-й Н.Н.
С 3 апреля 2013 года по настоящее время истец с членами семьи зарегистрирован в доме ***по ул. ***г. Элисты общей площадью ***кв.м., принадлежащем на праве собственности У-ой З.М., не являющейся членом семьи истца, где проживают еще 5 человек.
Подавая рапорт и документы в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты Бадма-Халгаев Д.А. указал состав семьи из 4 человек (истец, супруга Бадма-Халгаева Р.Э., ***года рождения; дочь Бадма-Халгаева О.Д., ***года рождения; дочь Бадма-Халгаева И.Д., ***года рождения), однако Бадма-Халгаев Д.А. сведения о регистрации с 29 декабря 2010 года по 26 февраля 2011 года, супруги до 23 октября 2009 года и детей с рождения до 3 апреля 2013 года в комиссию ФСИН России не представил.
Принимая во внимание, что Бадма-Халгаев Д.А. не предоставил в комиссию ФСИН России требуемые законом документы, а именно: сведения о его регистрации с 29 декабря 2010 года по 26 февраля 2011 года, супруги до 23 октября 2009 года и детей с рождения до 3 апреля 2013 года, равно как и документ, подтверждающий невозможность его получения, при наличии возможности в их получении; решением комиссии ФСИН России от 10 ноября 2015 года Бадма-Халгаеву Д.А. и членам его семьи законно отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно пункту 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и части 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в подпунктах 1-3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Бадма-Халгаев Д.А. с семьей, претендуя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, был зарегистрирован и проживал в доме по адресу: г. Элиста, ул. Нефтяников, д. 10, собственником которого является мать супруги - Б-ва Н.Н.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
Между тем в материалах дела отсутствуют данные, что Бадма-Халгаев Д.А. был вселен в жилое помещение, принадлежащее на праве собственности матери супруги истца Б-ой Н.Н., как член семьи собственника жилого помещения, следовательно, он и члены его семьи не приобрели право на данное жилое помещение.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает необходимым исключить из решения суда ссылку на то, что Бадма-Халгаев Д.А. в 2013 году совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий для постановки на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 29 августа 2016 года оставить без изменения.
Исключить из мотивировочной части решения суда ссылку на то, что истец Бадма-Халгаев Д.А. в 2013 году совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий для постановки на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Председательствующий И.В. Басангов
Судьи О.Г. Шиханова
Б.Д. Дорджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.