Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Шовгуровой Т.А.,
судей
Басангова Н.А., Говорова С.И.
при секретаре Клиповой Д.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Дертиевой Б.В. к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия о взыскании единовременной компенсационной выплаты по апелляционной жалобе представителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования С.А.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 06 июля 2016 года.
Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, объяснения представителя Дертиевой Б.В. - Ч.Э.Г., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Дертиева Б.В. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании единовременной компенсационной выплаты как медицинскому работнику, прибывшему на работу в сельский населенный пункт. В обоснование своих требований указала на то, что с "дата" работает врачом-педиатром в БУ РК "ЦРБ". "дата" между нею и Министерством здравоохранения Республики Калмыкия был заключен договор о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей как медицинскому работнику, прибывшему в 2015 году на работу в сельский населенный пункт. По условиям договора (п. 2.2) единовременная компенсационная выплата должна быть перечислена на ее лицевой счет в течение 30 дней со дня заключения договора. Однако до настоящего времени указанный договор не исполнен. Просила суд взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в ее пользу единовременную компенсационную выплату в размере 1 000000 рублей в равных долях по 500000 рублей за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и республиканского бюджета, взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в ее пользу расходы по оплате услуг представителя в размере "сумма".
Истец Дертиева Б.В., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась. Её представитель Ч.Э.Г. поддержал исковые требования в полном объеме.
Представители ответчиков - Министерства здравоохранения РК, Министерства финансов РК, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Представитель Территориального Федерального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия Якушкин Д.А. иск не признал.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 06 июля 2016 года исковые требования Дертиевой Б.В. удовлетворены. С Министерства здравоохранения РК в пользу Дертиевой Б.В. взыскана единовременная компенсационная выплата в размере 1000000 рублей, из них: 500000 рублей за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и 500000 рублей за счет средств бюджета Республики Калмыкия. С Министерства здравоохранения РК в пользу Дертиевой Б.В. взысканы расходы на оказание юридической помощи в размере "сумма".
В апелляционной жалобе представителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования С.А.А. ставится вопрос об отмене решения и отказе в удовлетворении иска ввиду неправильного применения норм материального права и определения обстоятельств, имеющих значение по делу. В жалобе указывается, что при вынесении решения судом не учтено, что наличие права медицинского работника на получение единовременной компенсационной выплаты находится в прямой зависимости от даты прибытия (переезда) его на работу в сельскую местность из другого населенного пункта и даты обращения в уполномоченный орган исполнительной власти по предоставлению компенсационных выплат, в связи с чем выплаты в 2016 г. по договорам, заключенным в 2015 г., законом не предусмотрены. Заявка на предоставление иного межбюджетного трансферта на единовременные компенсационные выплаты на медицинского работника Дертиеву Б.Т. в ФФОМС не поступала.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что Дертиева Б.Т., являясь медицинским работником с высшим профессиональным образованием, не достигшим 45 лет,
в 2015 году прибыла на работу в медицинское учреждение, расположенное в сельском населенном пункте. С учетом того, что по действующему законодательству она подпадала под категорию медицинских работников, имеющих право на единовременную компенсационную выплату, с ней был заключен договор о предоставлении такой выплаты. Однако в установленный срок выплата не была произведена, поэтому имеются основания для взыскания выплаты в ее пользу.
Данный вывод суда следует признать законным и обоснованным.
В силу требований ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.
Положениями части 12.2 статьи 51 Федерального закона предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия N 455 от 11 декабря 2015 г. утвержден Порядок предоставления в 2015 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, имеющих высшее образование, прибывшим (переехавшим) в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо в рабочий поселок" (далее Порядок).
В силу пунктов 1, 3, 4, 7, 13 Порядка единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей (далее - выплата) предоставляется медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта (далее - медицинские работники) и заключившим договор с Министерством здравоохранения Республики Калмыкия. Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) выплаты оформляется приказом Министерства здравоохранения Республики Калмыкия. Финансовое обеспечение выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и средств бюджета Республики Калмыкия. Выплата перечисляется медицинскому работнику в течение 30 дней со дня заключения договора.
По смыслу приведенных норм медицинский работник должен соответствовать критериям, по которым ему предоставляется единовременная компенсационная выплата, имеющая целью привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты для восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений. Она призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания. Обязательными условиями для получения компенсационной выплаты являются заключение трудового договора между медицинским работником и государственным или муниципальным учреждением здравоохранения и договора между медицинским работником и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Как установилсуд и следует из материалов дела, "дата" Дертиева Б.Т. была принята на работу в БУ РК "ЦРБ" на должность врача педиатра общеобразовательных учреждений на неопределенный срок. "дата" между нею и Министерством здравоохранения Республики Калмыкия заключен договор N ** о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 рублей как медицинскому работнику, прибывшему в 2015 году на работу в сельский населенный пункт. Пунктом 2.2 договора ответчик обязался перечислить компенсационную выплату в течение 30 дней со дня заключения договора, однако выплата до настоящего времени не произведена.
Как обоснованно указал суд в решении, обязанность по компенсационной выплате вытекает из договора, которая не исполнена ответчиком в соответствии с его условиями и требованиями закона, как того требуют положения статьи 309 ГК РФ.
По общему правилу обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц), но в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства (часть 3 статьи 308 ГК РФ).
В связи с тем, что приведенными нормативно-правовыми актами и условиями договора (пункт 1.2) предусмотрено финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, то указанный договор, неисполненный в определенный срок, создает для Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, участвующего по делу в качестве соответчика, обязанность по его исполнению.
В вышеприведенных нормативных актах также не предусмотрено, что указанная выплата не будет производиться в случае получения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации недостаточного финансирования на выплату компенсаций.
По этим основаниям не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что в 2016 году не предусматривается компенсационная выплата по договорам, заключенным в 2015 году с медработниками, переехавшими (прибывшими) на работу в сельскую местность.
Более того, действующее законодательство не предусматривает возможности прекращения неисполненных обязательств в зависимости от истечения предусмотренного законом срока их исполнения соответствующими органами.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П указал на недопустимость отказа государства от выполнения в отношении отдельных категорий граждан ранее взятых на себя социальных обязательств. Законодатель, закрепляя право граждан на получение социальных выплат и определяя условия их назначения, вправе вносить изменения в ранее установленные правила. Однако при этом не должно ухудшаться положение тех лиц, которые на основании ранее действовавших норм приобрели или должны были приобрести соответствующее право. Эти лица вправе рассчитывать на добросовестное выполнение государством своих публично-правовых обязательств. Иное означало бы отказ государства от выполнения своих обязательств, что подрывает доверие граждан к его действиям.
Вышеизложенные принципы применимы в отношении истца, поскольку договор с Дертиевой Б.Т. заключен "дата" в период действия соответствующего закона, установившего порядок предоставления компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в 2015 г. в сельский населенный пункт.
Отсутствие заявки Министерства здравоохранения Республики Калмыкия на указанную компенсационную выплату не может нарушать законные права и интересы истца Дертиевой Б.Т. на получение такой выплаты.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и сводятся к иной оценке доказательств, исследованных судом, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался представитель ответчика в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
При таких данных оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 06 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.А. Шовгурова
Судьи Н.А. Басангов
С.И. Говоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.