Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова И.В.,
судей
Дорджиева Б.Д.,
Шихановой О.Г.,
при секретаре
Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Семёновой А.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 сентября 2016 года по гражданскому делу по иску Савченко В.А. к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия о взыскании единовременной компенсационной выплаты.
Заслушав доклад судьи Шихановой О.Г., объяснения истца Савченко В.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Савченко В.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия о взыскании единовременной компенсационной выплаты, мотивируя следующим.
На основании трудового договора N (данные изъяты) от 01 октября 2015 года он был принят на работу бюджетное учреждение "(данные изъяты)" на должность (данные изъяты). 31 декабря 2015 года между ним и Министерством здравоохранения Республики Калмыкия был заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику с высшим профессиональным образованием, прибывшему в 2015 году на работу в сельский населенный пункт. В силу положений Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее профессиональное образование, прибывшим в на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, осуществляются единовременные компенсационные выплаты в размере одного миллиона рублей на одного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.
Однако до настоящего времени обязательства по заключенному договору Министерством здравоохранения Республики Калмыкия не исполнены.
Просил суд взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в его пользу единовременную компенсационную выплату в размере (данные изъяты) руб.
Уточнив заявленные требования, истец Савченко В.А. просил суд взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в его пользу единовременную компенсационную выплату в размере (данные изъяты) руб. в равных долях за счет бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и средств бюджета Республики Калмыкия.
В письменных возражениях на исковое заявление представитель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Семёнова А.А., а также директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия Якшибаев С.К. исковые требования не признали.
В судебном заседании истец Савченко В.А. поддержал уточненные исковые требования.
Представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия Якушкин Д.А. возражал против удовлетворения иска. Указал, что Министерством здравоохранения Республики Калмыкия заявка на получение выплаты истцом, прибывшим на работу в сельский населенный пункт в 2015 году, представлена лишь в 2016 году. Кроме того, Территориальный ФОМС не имеет обязательств перед истцом, поскольку не является стороной по заключенному договору.
Представители Министерства здравоохранения Республики Калмыкия, Министерства финансов Республики Калмыкия и Федерального фонда обязательного медицинского страхования в судебное заседание не явились.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 сентября 2016 года исковые требования Савченко В.А. удовлетворены.
В пользу Савченко В.А. с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия взыскана единовременная компенсационная выплата в размере (данные изъяты) руб., из них (данные изъяты) руб. за счет бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (данные изъяты) руб. из средств бюджета Республики Калмыкия.
С Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в пользу Савченко В.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере (данные изъяты) руб.
В апелляционной жалобе представитель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Семёнова А.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что предоставление в 2016 году межбюджетного трансферта на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в сельский населенный пункт и заключившим договор о предоставлении указанных выплат в 2015 году, является нарушением требований, содержащихся в части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", поскольку указанная норма является императивной и ставит в прямую зависимость наличие права медицинского работника на получение единовременной компенсационной выплаты от даты прибытия (переезда) на работу в сельскую местность из другого населенного пункта и даты обращения в уполномоченный орган исполнительной власти по предоставлению таких выплат. Указывает, что заявка уполномоченного органа на предоставление иных межбюджетных трансфертов на единовременную компенсационную выплату Савченко В.А. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не поступала. Считает, что сторонами договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в силу положений Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" являются уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерство здравоохранения Республики Калмыкия и медицинский работник - Савченко В.А.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Савченко В.А. просил оставить решения суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пришел к выводу о том, что ненадлежащее исполнение уполномоченными органами возложенных на них обязанностей по предоставлению истцу единовременной компенсационной выплаты не является основанием для отказа в предоставлении данной выплаты.
Судебная коллегия считает, что с выводом суда следует согласиться, поскольку он соответствует требованиям материального закона и основан на фактических обстоятельствах дела.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.
Положениями части 12.2 статьи 51 Федерального закона предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия N 455 от 11 декабря 2015 года утвержден Порядок предоставления в 2015 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, имеющих высшее образование, прибывшим (переехавшим) в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо в рабочий поселок" (далее - Порядок).
В силу пунктов 1, 3, 4, 7, 13 Порядка единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей (далее - выплата) предоставляется медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта (далее - медицинские работники) и заключившим договор с Министерством здравоохранения Республики Калмыкия. Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) выплаты оформляется приказом Министерства здравоохранения Республики Калмыкия. Финансовое обеспечение выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и средств бюджета Республики Калмыкия. Выплата перечисляется медицинскому работнику в течение 30 дней со дня заключения договора.
По смыслу приведенных норм медицинский работник должен соответствовать критериям, по которым ему предоставляется единовременная компенсационная выплата, имеющая целью привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты для восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений. Она призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания. Обязательными условиями для получения компенсационной выплаты являются заключение трудового договора между медицинским работником и государственным или муниципальным учреждением здравоохранения и договора между медицинским работником и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Как установилсуд и следует из материалов дела, 01 октября 2015 года после окончания медицинского ВУЗа Савченко В.А. был принят на работу в Бюджетное учреждение Республики Калмыкия "(данные изъяты)", где осуществляет трудовую деятельность по настоящее время. 31 декабря 2015 года между ним и Министерством здравоохранения Республики Калмыкия заключен договор N 16 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере (данные изъяты)руб. как медицинскому работнику, прибывшему в 2015 году на работу в сельский населенный пункт. Согласно пункту 2.2 договора ответчик обязался перечислить компенсационную выплату в течение 30 дней со дня заключения договора, однако выплата до настоящего времени не произведена.
Как обоснованно указал суд в решении, обязанность по компенсационной выплате вытекает из договора, которая не исполнена ответчиком в соответствии с его условиями и требованиями закона.
По общему правилу обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц), но в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства (часть 3 статьи 308 ГК РФ).
В связи с тем, что приведенными нормативно-правовыми актами и условиями договора (пункт 1.2) предусмотрено финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, то указанный договор, неисполненный в определенный срок, создает для Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, участвующего по делу в качестве соответчика, обязанность по его исполнению.
В вышеприведенных нормативных актах также не предусмотрено, что указанная выплата не будет производиться в случае получения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации недостаточного финансирования на выплату компенсаций.
По этим основаниям не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что в 2016 году не предусматривается компенсационная выплата по договорам, заключенным в 2015 году с медработниками, переехавшими (прибывшими) на работу в сельскую местность.
Более того, действующее законодательство не предусматривает возможности прекращения неисполненных обязательств в зависимости от истечения предусмотренного законом срока их исполнения соответствующими органами.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П указал на недопустимость отказа государства от выполнения в отношении отдельных категорий граждан ранее взятых на себя социальных обязательств. Законодатель, закрепляя право граждан на получение социальных выплат и определяя условия их назначения, вправе вносить изменения в ранее установленные правила. Однако при этом не должно ухудшаться положение тех лиц, которые на основании ранее действовавших норм приобрели или должны были приобрести соответствующее право. Эти лица вправе рассчитывать на добросовестное выполнение государством своих публично-правовых обязательств. Иное означало бы отказ государства от выполнения своих обязательств, что подрывает доверие граждан к его действиям.
Вышеизложенные принципы применимы в отношении истца, поскольку трудовой договор с Савченко В.А. заключен в период действия соответствующего закона, установившего порядок предоставления компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в 2015 году в сельский населенный пункт.
Что касается ссылки жалобы на то, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не является стороной договора, то указанное обстоятельство не влияет на существо спора, поскольку Федеральный фонд участвует по данному делу в качестве соответчика и на основании части 3 статьи 308 ГК РФ на нем лежит обязанность исполнения условий договора о выплате единовременной компенсации истцу в равных долях с субъектом РФ.
Отсутствие заявки Министерства здравоохранения Республики Калмыкия на указанную компенсационную выплату не может нарушать законные права и интересы истца Савченко В.А. на получение такой выплаты.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и сводятся к иной оценке доказательств, исследованных судом, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался представитель ответчика в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
При таких данных оснований для отмены обжалуемого судебного решения не имеется, решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 сентября 2016 года оставить без изменения.
Председательствующий И.В. Басангов
Судьи Б.Д. Дорджиев
О.Г. Шиханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.