Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,
судей Дулуша В.В., Кочергиной Е.Ю.,
при секретаре Бичике Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дулуша В.В. гражданское дело по иску К. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязании начислить недополученную пенсию по апелляционной жалобе представителя ответчика М. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 апреля 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
К. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва (далее - УПФР в г. Кызыле) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязании начислить недополученную пенсию, указывая на то, что 10 декабря 2014 года он обратился в УПФР в г. Кызыле с заявлением о назначении ему пенсии по старости. В марте 2015 года работник УПФР в г. Кызыле сообщил ему о достаточности его рабочего стажа для назначения пенсии. В апреле 2015 года ему отказали в назначении пенсии в связи с недостаточностью трудового стажа. Впоследствии он предоставил справку с места предыдущей работы. 27 апреля 2015 года ответчик назначил ему пенсию в размере ** руб. с выплатой с 27 апреля 2015 года. Он не согласен с тем, что выплата пенсии назначена ему с апреля 2015 года, тогда как с заявлением о назначении пенсии он обратился в декабре 2014 года. Считает, что пенсия должна выплачиваться с момента обращения гражданина с заявлением. В течение длительного периода времени работники пенсионного фонда, не поставив его в известность о том, что у него не хватает трудового стажа для назначения пенсии в количестве более 20 дней, приняли необоснованное решение по выплате ему пенсии, начиная с 27 апреля 2015 года. Просил (с учетом уточненных требований) отменить решение УПФР в г. Кызыле от 23 марта 2015 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика начислить досрочную трудовую пенсию по старости с 14 декабря 2014 года.
Решением суда иск К. удовлетворен. Суд признал решение УПФР в г. Кызыле от 23 марта 2015 года N N об отказе в назначении пенсии по старости незаконным, обязал УПФР в г. Кызыле назначить К. досрочную трудовую пенсию по старости с 10 декабря 2014 года.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика по доверенности М. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указала, что суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика, не извещенного о дате и времени судебного заседания.
11 октября 2016 года судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва принято определение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец К. иск поддержал.
Представитель ответчика по доверенности С. с иском не согласился.
Третье лицо В. в суд не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, что 10 декабря 2015 года истец К. обратился в УПФР в г. Кызыле с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением ответчика N от 23 марта 2015 года К. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью стажа, выработанного календарно в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Возраст у К. на дату обращения - 54 года 11 мес., страховой стаж - 32 года 9 месяцев 10 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - 14 лет 11 мес. 24 дня, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 16 лет 2 мес. 10 дней. При этом К. разъяснено, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости наступит в 55 лет 4 мес.
27 апреля 2015 года истец К. обратился в УПФР в г. Кызыле с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости.
Согласно архивной справке ОАО ** от 29 апреля 2015 года N К. работал на предприятии ** ** с 6 декабря 1982 года по 4 мая 1983 года. Отчисления в пенсионный фонд производились по установленным тарифам. Предприятие ** в последующем было переименовано в ОАО **. Предприятие находится в ** Республики Тыва, отнесено к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с 16 мая 1994 года на основании Указа Президента РФ N 945 "Об отнесении территории Республики Тыва к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям".
Из свидетельства о перемене имени от 14 апреля 2009 года выданного Отделом Управления ЗАГС Республики Тыва (Агентства) в ** следует, что К. переменил фамилию, имя, отчество на К..
11 июня 2015 года решением УПФР в г. Кызыле N истцу К. назначена с 27 апреля 2015 года пенсия по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 6 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 в том числе мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона.
В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости).
Таким образом, по смыслу указанных правовых норм назначение трудовой пенсии возможно при одновременном наличии двух условий: заявления о назначении пенсии и соответствующего права на пенсию.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за 2 кв. 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 27.09.2006, содержится указание на то, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
В силу пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Судебной коллегией установлено, что К. работал на предприятии ** с 6 декабря 1982 года по 4 мая 1983 года, что составляет 4 месяца 27 дней стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Стаж работы К. с учетом работы на предприятии ** в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 16 лет 7 мес. 7 дней (16 лет 02 мес. 10 дн. + 4 мес. 27 дн.), что в перерасчете составило 15 лет 4 месяца 21 дней работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, на момент отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости К. имел достаточный стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости с 14 декабря 2014 года.
Вместе с тем, по не зависящим от К. причинам (ответчик не разъяснил истцу о необходимости предоставить дополнительные документы, необходимые для назначения пенсии по старости) истец не смог представить документы, подтверждающие осуществление им трудовой деятельности в предприятии **.
Поскольку непредставление К. дополнительных документов до принятия УПФР в г. Кызыле решения об отказе в назначении пенсии не является виной истца, то истец не может быть лишен права на назначение пенсии с момента первоначального обращения.
Вопрос реализации права истца на своевременное пенсионное обеспечение не может быть поставлен в зависимость от не зависящих от истца действий (бездействия) третьих лиц, иной подход противоречил бы осуществлению прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Материалы дела не содержат доказательств того, что работники УПРФ в г. Кызыле давали истцу разъяснение о необходимости предоставления дополнительных документов, необходимых для назначения пенсии по старости после 10 декабря 2014 года и до принятия решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Доводы ответчика о том, что нормативными актами РФ не предусмотрена обязанность уведомлять лицо, обратившееся за пенсией, об отсутствии в распоряжении Пенсионного фонда сведений об организации, в которой проходила его трудовая деятельность, основан на неверном толковании положений п. 3 ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и п. 17 Постановления Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Так, согласно п. 17 указанных Правил, в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.
Список недостающих для назначения пенсии документов определяется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и отмечается в расписке-уведомлении, указанной в пункте 16 настоящих Правил.
На основании п. 11 Правил при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в числе прочего регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления.
Исходя из анализа указанных выше норм, именно орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие дополнительно документы он должен представить.
В нарушение указанных требований при приеме заявления К. о назначении пенсии ответчиком в расписке-уведомлении от 10 декабря 2015 года не указан перечень необходимых документов и сроки их предоставления.
В силу положений пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях уменьшения пенсионного возраста учитываются только полные годы работы в районах Крайнего Севера.
Судебной коллегией установлено, что общий стаж работы истца в районах Крайнего Севера с учетом работы на предприятии ** составил более 15 лет 4 месяца 21 дней.
Исходя из указанного стажа истец, который имеет общий страховой стаж более 20 лет, в силу положений пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" имеет право на назначение пенсии с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Закона (60 лет для мужчин), на 5 лет (15 х 4 = 60 месяцев).
Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у истца возникло в возрасте 55 лет, которого он достиг 14 декабря 2014 года.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции и в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ выносит новое решение об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 11 апреля 2016 года отменить, принять новое решение следующего содержания:
"Иск К. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязании начислить недополученную пенсию удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва от 23 марта 2015 года N об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Куулару Александру Араковичу.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва назначить К. досрочную трудовую пенсию по старости с 10 декабря 2014 года".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 октября 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.