Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,
судей Бады-Сагаана А.В., Кочергиной Е.Ю.,
при секретаре Кара-оол О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва "Каа-Хемская центральная кожууная больница" о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере здравоохранения по апелляционному представлению помощника прокурора Каа-Хемского района Хертек А.Э. на решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 23 августа 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Каа-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва "Каа-Хемская центральная кожууная больница" (далее - ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ"), указывая на то, что по результатам проверки исполнения законодательства в сфере здравоохранения в ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ" были выявлены нарушения. Прокуратурой района внесено представление на имя и.о. главного врача ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ" об устранении выявленных нарушений, которое исполнено частично. На официальном сайте учреждения не размещена информация в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 30.12.2014 N 956н "Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Также проверкой установлено, что инфекционное отделение расположено в приспособленном одноэтажном здании, в котором с левой стороны размещено туберкулезное отделение. Данное нарушение фактически не устранено, в ответе ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ" указано на невозможность устранить нарушение и на то, что проделывается работа по ограждению путем установки перегородки. Кроме того, стандарт оснащения отделения скорой медицинской помощи в ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ" не соответствует приказу от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи": в нарушение приложения N 5 приказа автоматический наружный дефибриллятор в герметичном (степень защиты, обеспечиваемая оболочками, не ниже IP 55) и удароустойчивом корпусе с автономным питанием с голосовыми подсказками, с наличием взрослых и детских электродов отсутствовал. Данное нарушение также не устранено, ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ" подана заявка на приобретение медицинского оборудования в 2016 году.
Вышеуказанные нарушения федерального законодательства со стороны ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ" препятствуют достижению целей политики государства по поиску и получению достоверной информации о деятельности медицинской организации гражданами Российской Федерации. Непринятие мер по устранению выявленных нарушений создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также говорит о ненадлежащем исполнении своих обязанностей работниками учреждения.
Прокурор просил возложить на ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ" обязанность в срок до 01 декабря 2016 года устранить нарушения в сфере здравоохранения, а именно: на официальном сайте учреждения разместить соответствующую информацию; разместить инфекционное и туберкулезное отделения в отдельно стоящие здания; укомплектовать отделение скорой медицинской помощи в ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ" автоматическим наружным дефибриллятором в герметичном (степень защиты, обеспечиваемая оболочками, не ниже IP 55) и удароустойчивом корпусе с автономным питанием с голосовыми подсказками, с наличием взрослых и детских электродов.
Решением Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 23 августа 2016 года исковое заявление прокурора удовлетворено частично: на ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ" возложена обязанность в срок до 01 декабря 2016 года устранить нарушения в сфере здравоохранения, а именно:
1. на официальном сайте учреждения разместить следующую информацию:
1) о медицинской организации: почтовый адрес; схема проезда; дата государственной регистрации; номера телефонов справочных служб, адреса электронной почты; график приема граждан руководителем медицинской организации и иными уполномоченными лицами с указанием телефона, адреса электронной почты;
2) об адресах и контактных телефонах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
3) о медицинской деятельности медицинской организации: о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности (с приложением электронного образа документов); о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; о показателях доступности и качества медицинской помощи, установленных в территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год; о сроках, порядке, результатах проводимой диспансеризации населения в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь и имеющей прикрепленное население; о правилах записи на первичный прием (консультацию) обследование; о правилах подготовки к диагностическим исследованиям; о правилах и сроках госпитализации; о правилах предоставления платных медицинских услуг; о перечне оказываемых платных медицинских услуг; о ценах (тарифах) на медицинские услуги (с приложением электронного образа документов);
4) о медицинских работниках медицинской организации, включая филиалы (при их наличии): фамилия, имя, отчество (при наличии) медицинского работника, занимаемая должность; сведения из документа об образовании (уровень образования, организация, выдавшая документ об образовании, год выдачи, специальность, квалификация); сведения из сертификата специалиста (специальность, соответствующая занимаемой должности, срок действия); график работы и часы приема медицинского работника;
5) о вакантных должностях;
6) о перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения;
7) о перечне лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей;
8) о перечне лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций;
9) о перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой;
10) об отзывах потребителей услуг;
2. укомплектовать отделение скорой медицинской помощи в ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ" автоматическим наружным дефибриллятором в герметичном (степень защиты, обеспечиваемая оболочками, не ниже IP 55) и удароустойчивом корпусе с автономным питанием с голосовыми подсказками, с наличием взрослых и детских электродов.
В удовлетворении остальной части иска прокурора отказано.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда в части отказа в удовлетворении требования о возложении обязанности разместить инфекционное и туберкулезное отделение в отдельно стоящие здания отменить и принять в этой части новое решение об удовлетворении данного требования, указывая на то, что факт нарушения ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ" п. 2.16 раздела 1 СанПин 2.1.3.2630-10 подтверждается справкой Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) в Республике Тыва от 28 марта 2016 года и ответчиком не опровергнут. Наличие у ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ" положительного санитарно-эпидемиологического заключения не свидетельствует об отсутствии нарушения, которое создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Ооржак С.А. апелляционное представление по указанным в нём доводам поддержала.
Представитель ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ" в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, ходатайства об отложении судебного заседания от него не поступало. Судебная коллегия в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассматривает дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения прокурора Ооржак С.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Вышеуказанным Федеральным законом установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства (абзац 2 статьи 11).
Согласно п. 2.16 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 года N 58, инфекционные, кожно-венерологические, акушерские, детские, психосоматические, радиологические отделения, входящие в состав многопрофильных лечебных учреждений, размещаются в отдельно стоящих зданиях. К инфекционному отделению предусматривается отдельный въезд (вход) и крытая площадка для дезинфекции транспорта. При соответствующей планировочной изоляции и наличии автономных систем вентиляции допускается размещение указанных подразделений в одном здании с другими отделениями, за исключением противотуберкулезных подразделений. Для инфекционного отделения необходимо предусматривать отдельный вход.
Согласно справке Управления Роспотребнадзора в Республике Тыва по результатам совместной проверки исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства в ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ" от 28 марта 2016 года, инфекционное отделение данного учреждения расположено в приспособленном одноэтажном здании, в котором с левой стороны размещено туберкулезное отделение, в нарушение требования п. 2.16 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Отказывая в удовлетворении требования прокурора о возложении на ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ" обязанности разместить инфекционное и туберкулезное отделения в отдельно стоящие здания, суд первой инстанции исходил из того, что 29 июля 2013 года Управлением Роспотребнадзора в Республике Тыва выдано санитарно-эпидемиологическое заключение, согласно которому здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемое для осуществления медицинской деятельности ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ", соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, в том числе СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность". На основании указанного санитарно-эпидемиологического заключения 02 апреля 2014 года ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ" выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности. На момент выдачи санитарно-эпидемиологического заключения и лицензии на осуществление медицинской деятельности туберкулезное отделение располагалось с левой стороны инфекционного отделения. Справка по результатам совместной проверки исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства в ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ" противоречит санитарно-эпидемиологическому заключению от 29 июля 2013 года, выданному этим же учреждением ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ".
С таким выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.
В п. 1.2 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" сказано, что санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими санитарными правилами.
Как следует из материалов дела, ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ" является многопрофильным лечебным учреждением, осуществляющим медицинскую деятельность. Соответственно, оно обязано при эксплуатации объектов здравоохранения выполнять требования СанПиН 2.1.3.2630-10, в том числе пункт 2.16 раздела 1.
Факт нарушения ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ" требования п. 2.16 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", выразившегося в том, что инфекционное отделение данного учреждения расположено в одном здании с туберкулезным отделением, подтверждается справкой Управления Роспотребнадзора в Республике Тыва от 28 марта 2016 года и ответом ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ" на представление прокурора от 03 июня 2016 года. В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции данный факт ответчиком не оспаривался.
Выдача Управлением Роспотребнадзора в Республике Тыва санитарно-эпидемиологического заключения от 29 июля 2013 года и получение ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ" лицензии на осуществление медицинской деятельности не свидетельствуют об отсутствии нарушения учреждением требования п. 2.16 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по устранению данного нарушения.
При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении требования прокурора о возложении обязанности разместить инфекционное и туберкулезное отделение в отдельно стоящие здания нельзя признать законным, оно подлежит отмене.
Поскольку из содержания п. 2.16 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" следует, что в отдельно стоящем здании должно быть размещено инфекционное отделение, а относительно противотуберкулезного отделения такого ограничения не установлено, то на ГБУЗ РТ "Каа-Хемская ЦКБ" подлежит возложению обязанность разместить инфекционное отделение в отдельно стоящем здании.
Указанное нарушение должно быть устранено, как указал в решении суд первой инстанции, в срок до 01 декабря 2016 года. В случае необходимости ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328,329 и 330 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 23 августа 2016 года в части отказа в удовлетворении искового требования прокурора к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва "Каа-Хемская центральная кожууная больница" о возложении обязанности на разместить инфекционное и туберкулезное отделения в отдельно стоящие здания отменить и принять в этой части новое решение следующего содержания:
"Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва "Каа-Хемская центральная кожууная больница" разместить инфекционное отделение в отдельно стоящем здании".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07 ноября 2016 года (04-06 ноября 2016 года - нерабочие дни).
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.