Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Дулуша В.В.
судей Кочергиной Е.Ю., Канзая А.А.
при секретаре Бичике Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Канзая А.А. гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Кызыла об обязании принять меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений путем строительства новых детских садов на территории г. Кызыла по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 июля 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора города Кызыла обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к мэрии г. Кызыла об обязании принять меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений путем строительства новых детских садов на территории г. Кызыла, указав, что прокуратурой г. Кызыла проведена проверка соблюдения требований конституционных прав на получение детьми дошкольного образования, в ходе которой установлено, что с каждым годом в городском округе "город Кызыл РТ" идет увеличение роста рождаемости детей, согласно показателям ГБУЗ РТ "Республиканская детская больница" количество детей в возрасте до 06 лет составило ** детей. Между тем, движение очереди по устройству детей в детские сады в основном происходили за счет введения дополнительных мест в действующих муниципальных дошкольных образовательных упреждениях, что повлекло их переполнение на ** %. В г. Кызыле в очереди для устройства детей в детские сады состоят всего ** детей, из них в возрасте от 3 до 5 лет - **, в возрасте от 5 до 7 лет - **, в возрасте от 7,5 и старше - ** детей. Таким образом, в нарушение ст._43 Конституции дети, достигшие возраста предоставления бесплатного дошкольного образования, до настоящего времени не обеспечены дошкольным образованием, по причине отсутствия мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города, а также по причине бездействия со стороны мэрии г.Кызыла по строительству новых дошкольных учреждений. Просил обязать мэрию г.Кызыла в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений путем строительства новых детских садов на территории г. Кызыла.
Решением суда первой инстанции исковые требования заместителя прокурора г. Кызыла удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить полностью указывая на то, что мэрия г. Кызыла и департамент по образованию принимают меры по уменьшению дефицита мест в дошкольные учреждения, прежде всего за счет рационального и эффективного использования площадей, действующих дошкольных учреждений, уплотнения групп. Наличие очереди в дошкольные учреждения само по себе не является основанием для возложения на мэрию г. Кызыла обязанности по организации предоставления бесплатного дошкольного образования. Расходы на обеспечение прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по этим доводам.
В соответствии чч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (ч.1). Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2).
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В соответствии с п. 3 Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Пунктом 7 вышеназванного Постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады.
Судом установлено, что в г. Кызыле наблюдается дефицит свободных мест в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Очередность нуждающихся лиц в детских дошкольных общеобразовательных учреждениях на момент рассмотрения дела - ** ребенка.
Установив вышеназванные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что в результате бездействия мэрии города Кызыла нарушаются права детей на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном учреждении.
Судебная коллегия считает данный вывод законным и обоснованным, учитывая, что важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Поскольку вопрос об организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения (п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ), суд, установив наличие очередности в муниципальном образовании в дошкольные образовательные учреждения, правомерно сделал вывод о бездействии со стороны мэрии г. Кызыл в части соответствующей организации муниципальных дошкольных учреждений.
При этом недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию дошкольных учреждений не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального органа, учитывая, что финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 15, 14, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
Доводы мэрии г.Кызыла о том, что принимаются меры по кратковременному обучению детей в иных учреждениях, не свидетельствуют об исполнении обязанности по организации бесплатного дошкольного образования в соответствующем муниципальном или государственном учреждении (ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации).
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не являются основанием для отмены принятого судом решения, апелляционную жалобу мэрии г.Кызыла следует оставить без удовлетворения.
Между тем заслуживают внимания доводы жалобы о необоснованном взыскании с мэрии г. Кызыла государственной пошлины в размере ** рублей.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Поскольку мэрия г. Кызыла является органом местного самоуправления и в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, решение в этой части подлежит отмене.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 июля 2016 года отменить в части взыскания с мэрии г.Кызыла государственной пошлины в размере ** рублей.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 ноября 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.