Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Калюженко Ж.Э.,
судей Козаевой Т.Д. и Лишуты И.В.,
при секретаре Белековой А.Ф.,
с участием прокурора Бязрова И.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мгдесян Г.Е. к Министерству строительства и архитектуры РСО-Алания о признании приказа об увольнении незаконным и его отмене, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Мгдесян Г.Е. на решение Промышленного районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 22 июня 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Мгдесян Г.Е. к Министерству строительства и архитектуры РСО-Алания о признании приказа об увольнении незаконным и его отмене, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Калюженко Ж.Э., объяснения Мгдесян Г.Е. и её представителя Тедеева А.Х., действующего на основании доверенности N 15АА0532305 от 25.03.2016г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания Мзоковой Т.А., действующей на основании доверенности N 01-11/89 от 20.01.2016г., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
установила:
Мгдесян Г.Е. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры РСО-Алания с требованиями о признании незаконным и отмене приказа первого заместителя Министра строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания ... 6 от ... -л/с; восстановлении её в ранее занимаемой должности - начальника отдела жилищной политики реализации жилищных программ; взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула; взыскании компенсации морального вреда в размере ... рублей; взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере ... рублей. В обоснование заявленных требований указала, что с ... по ... занимала различные должности государственной гражданской службы в Министерстве строительства и архитектуры РСО-Алания. В связи с изданием Указа Главы РСО-Алания от ... "О структуре органов исполнительной власти РСО-Алания", Приказа Минстроя РСО-Алания ... "О сокращении должностей государственной гражданской службы в Минстрое РСО-Алания", ... истица уведомлена о сокращении занимаемой ею должности. При этом Мгдесян Г.Е. разъяснено, что в течение всего срока действия предупреждения об увольнении, Министерством будет осуществляться поиск вакантных должностей гражданской службы, которые будут ей предложены для замещения, с учетом квалификационных требований к таким должностям. Приказом от ... -л/с служебный контракт с Мгдесян Г.Е. расторгнут в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 ФЗ-79 от 27 июля 2005 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Данный приказ она считает незаконным, вынесенным с нарушением действующего законодательства. ... она ознакомлена с уведомлением о сокращении её должности, однако, в течение двух месяцев со дня ознакомления с уведомлением о сокращении занимаемой должности ей не была предложена иная должность гражданской службы. Из выписки из ЕГРЮЛ в отношении Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания следует, что правопредшественником данного юридического лица является Министерство строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания, о чем внесена соответствующая запись от ... Таким образом, приказ об увольнении Мгдесян Г.Е. издан юридическим лицом, которое на тот момент перестало существовать. Кроме того, форма приказа об увольнении утверждена постановлением Госкомстата России от ... (форма т-8), оспариваемый приказ установленной форме не соответствует.
В судебном заседании суда первой инстанции Мгдесян Г.Е. и её представитель Тедеев А.Х., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представители Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания Мзокова Т.А. и Султанова Д.А., действующие на основании доверенностей, заявленные требования не признали и просили оставить их без удовлетворения.
Старший помощник прокурора Промышленного района г.Владикавказ Галазова Е.Б., принимавшая участие в судебном заседании суда первой инстанции полагала исковые требования Мгдесян Г.Е. не подлежащими удовлетворению.
22.06.2016 года Промышленным районным судом г.Владикавказ РСО-Алания постановленовышеуказанное решение с которым не согласилась Мгдесян Г.Е., и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым ее исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства архитектуры и строительства по РСО-Алания просил решение Промышленного районного суда г.Владикавказ РСО-Алания оставить без изменения, апелляционную жалобу Мгдесян Г.Е. - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Регулирование отношений, связанных с государственной службой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
Согласно статье 73 указанного федерального закона Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ.
В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного федерального закона служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Судом принято во внимание, что в соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 1005-О указано, что положения части 2 статьи 31 и пункта 3 статьи 53 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ позволяющие представителю нанимателя предлагать государственному гражданскому служащему не все имеющиеся вакантные должности и не учитывать при предложении должностей преимущественное право государственного гражданского служащего на замещение должности гражданской службы, предусмотренное частью 7 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, не могут рассматриваться как нарушающие права заявителей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 данной нормы закона).
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5).
Судом установлено, что с ... Мгдесян Г.Е. занимала должность ведущего специалиста-эксперта отдела жилищной политики и реализации жилищных программ в Министерстве архитектуры и строительной политики РСО-Алания.
... переведена на должность заместителя начальника отдела жилищной политики и реализации жилищных программ того же министерства.
... Министерство архитектуры и строительной политики РСО-Алания преобразовано в Министерство строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания.
... Мгдесян Г.Е. переведена на должность начальника отдела жилищной политики и реализации жилищных программ Министерства строительства, энергетики и ЖКХ РСО-Алания.
Указом Главы Республики Северная Осетия Алания от ... " О структуре органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания" Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания было преобразовано в Министерство строительства и архитектуры РСО-Алания и Министерство жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики РСО-Алания.
Постановлением Правительства РСО-Алания от ... г. ... "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 09.06.2012г. ... "О предельной численности работников аппаратов республиканских органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и государственных органов при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания" Министерству строительства и архитектуры РСО-Алания определена предельная численность работников в количестве 41 единицы.
Постановлением Правительства РСО-Алания от 29.12.2015г. ... "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от ... "О предельной численности работников аппаратов республиканских органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и государственных органов при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания" Министерству строительства и архитектуры РСО-Алания была определена предельная численность работников в количестве 28 единиц.
Приказом Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания от 29.12.2015г. ... из структуры штатного расписания Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания от 03.11.2015г.,
с 29.12.2015г. исключен ряд должностей государственной гражданской службы (14 ед.), в том числе и должность начальника отдела жилищной политики и реализации жилищных программ, занимаемая истцом.
Приказом ... от 29.12.2015г. утверждена структура и штатное расписание Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания, в соответствии с которыми отдел жилищной политики и реализации жилищных программ (5 ед.) и отдел сопровождения целевых программ, контроля и надзора за долевым строительством (4 ед.) упраздняются, и на базе штатных единиц указанных отделов, путем слияния, образуется новый отдел - отдел развития жилищного строительства, контроля и надзора за долевым строительством (8 ед.).
В утвержденном штатном расписании Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания должность государственной гражданской службы "начальник отдела жилищной политики и реализации жилищных программ" отсутствует с 29.12.2015г.
Мгдесян Г.Е. уведомлена ... в письменной форме о сокращении замещаемой должности государственной гражданской службы с ... под роспись.
Приказом ... -л/с от ... служебный контракт ... от ... и дополнительное соглашение от ... к служебному контракту расторгнуты. Мгдесян Г.Е. освобождена от замещаемой должности "начальник отдела жилищной политики и реализации жилищных программ" и уволена с государственной гражданской службы с 23.03.2016г. в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с выплатой четырехмесячного денежного содержания и денежной компенсацией за неиспользованные отпуска с 2012 по 2016 год.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у ответчика имелись основания для увольнения Мгдесян КюР. с должности государственной гражданской службы ввиду сокращения должности, при этом порядок и сроки увольнения ответчиком не нарушены, сокращение штата действительно имело место, какие-либо вакантные должности гражданской службы, которые, на основании части 5 статьи 31 Федерального закона от ... N 79-ФЗ ответчик был обязан предложить Мгдесян К.Р., в Министерстве строительства и архитектуры РСО-Алания отсутствовали.
Довод апелляционной жалобы Мгдесян К.Р. о том, что ей не были предложены все имеющиеся у ответчика вакантные должности, аналогичен доводу, ранее заявлявшемуся в суде первой инстанции, он проверялся судом и обоснованно признан несостоятельным. Суд исследовал штатное расписание Министерства строительства и архитектуры РСР-Алания и пришел к правильному выводу об отсутствии таких должностей.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцу не была предложена вакантная должность государственной гражданской службы "ведущий советник, специалист по кадровой работе", судебной коллегией отклоняется, поскольку указанная должность являлась вновь вводимой и была замещена Султановой Д.А. действующим законодательством не предусмотрена обязанность работодателя проводить анализ квалификации работников при кадровой расстановке. Вопрос о наличии либо об отсутствии у работника преимущественного права на оставление на работе должен рассматриваться работодателем лишь при решении вопроса о том, кто из работников, занимающих одинаковые штатные должности, часть из которых подлежит сокращению, подлежит оставлению на работе. Действующее законодательство говорит лишь о преимущественном праве на оставлении на работе, а не о преимущественном праве на назначение на должность. Работодатель вправе самостоятельно определять кому из работников, в том числе и подлежащих сокращению, предложить вновь вводимую в штатное расписание должность.
Иные доводы апелляционной жалобы Мгдесян К.Р. не могут повлечь отмену обжалуемого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального или процессуального права и фактически направлены на переоценку выводов суда по обстоятельствам дела.
Спор судом разрешен правильно, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, который подлежит применению по данному делу.
При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания
определила:
Решение Промышленного районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 22 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мгдесян Г.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий Калюженко Ж.Э.
Судьи Козаева Т.Д.
Лишута И.В.
Справка: гражданское дело по первой инстанции рассмотрено Промышленным районным судом г.Владикавказ РСО-Алания под председательством судьи Цопановой З.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.