ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
дело N3а-52/16
01 сентября 2016 года г. Владикавказ
Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Багаевой С.В.,
при секретаре Будаевой О.А.
с участием представителя административного истца - Гецаевой Л.Г., представителя административного ответчика Правительства РСО-Алания - Галуева А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кациева А.С. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по РСО-Алания, Правительству РСО-Алания с привлечением в качестве заинтересованных лиц Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания, АМС Сельского поселения Чермен об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, обязании внести в государственный кадастр недвижимости новые сведения о кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
14 июля 2016г. в Верховный Суд РСО-Алания поступило и 18 июля 2016г. принято к производству суда административное исковое заявление Кациева А.С. к Правительству РСО-Алания, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по РСО-Алания, в котором он просит:
- установить кадастровую стоимость земельного участка равного его рыночной стоимости в отношении земельного участка кадастровый номер ... , площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ... в размере ... рублей по состоянию на 01.01.2015г.;
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по РСО-Алания внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка кадастровый номер ... , площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ... , в размере ... рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Гецаева Л.Г. заявленные требования поддержала. В обоснование заявленных требований указала, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м, расположенный по адресу: ... , на котором расположена принадлежащая ему автозаправочная станция. Кадастровая стоимость земельного участка составляет ... руб. По заключению эксперта рыночная стоимость названного земельного участка составляет ... руб. Кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка, определенная на 01 января 2015г., не соответствует его рыночной стоимости, и нарушает права административного истца, т.к. ведет к необоснованному увеличению размера земельного налога.
Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Северная Осетия - Алания - Галуев А.Д., действующий по доверенности N 8 от 14 октября 2015г., заявленные требования просил оставить без удовлетворения.
Представитель Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по РСО-Алания в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по РСО-Алания Ревазова Л.К. в судебное заседание не явилась, обратилась с письменным ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, решение оставила на усмотрение суда.
Глава АМС Сельского поселения Чермен - Агкацева Б.Г. в судебное заседание не явилась, направила в суд ходатайство, в котором решение оставила на усмотрение суда.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).
Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000г. N316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с указанными Правилами организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.
Предусмотренный статьей 24.18 Закона N135-ФЗ судебный порядок рассмотрения споров по кадастровой стоимости направлен на преодоление неточностей ее определения посредством проверки соответствия кадастровой стоимости действительным показателям рыночной стоимости. Результатом такой проверки будет установление судом в соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночной стоимости земельного участка.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости определен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Материалами дела установлено следующее.
Административному истцу Кациеву А.С. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: для эксплуатации автозаправочной станции, с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м, расположенный по адресу: ... Право собственности подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 06 марта 2013г. запись регистрации N ... Ему же принадлежит на праве собственности расположенное на земельном участке нежилое здание общей площадью ... кв.м.
Согласно справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15 декабря 2015г. кадастровая стоимость названного земельного участка составляет ... руб. по состоянию на 1 января 2015г. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости - 17 февраля 2015г.
Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет N33-16зк от 10 февраля 2016г. индивидуального предпринимателя Мамаева С.П., из которого следует, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка отличается от определенной оценщиком рыночной стоимости этого земельного участка и составляет ... рублей по состоянию на 01 января 2015г.
Представлено также экспертное заключение N ... от 14 марта 2016г. Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков "Экспертный совет", из которого следует, что отчет N ...
- соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N135-ФЗ от 29 июля 1998г.;
- соответствует Федеральным стандартам оценки;
- соответствует ССО-РОО 2010;
- соответствует заданию на оценку;
- выводы Оценщика о величине рыночной стоимости объекта оценки признаны обоснованными.
Согласно п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в целях устранения неясности положений отчета об оценке суд разрешает вопрос о вызове в качестве свидетеля оценщика, проводившего государственную кадастровую оценку и (или) составившего отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, а также эксперта саморегулируемой организации оценщиков, давшего положительное заключение на соответствующий отчет (статья 69 КАС РФ).
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Доказательств того, что отчет N ... об определении рыночной стоимости земельного участка содержит недостоверные сведения и не соответствует Закону об оценочной деятельности в РФ и Федеральным стандартам оценки заинтересованными лицами не представлено.
Из отчета следует, что при оценке взят аналоговый метод, другие методы в данном случае не применяются. В качестве аналогов взяты земельные участки, которые относятся к землям населенных пунктов и предназначены для коммерческой деятельности, расположенные недалеко друг от друга, т.е. объекты сходные по основным, экономическим, материальным, техническим и прочим характеристикам с объектом оценки.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца Гецаева Л.Г. заявила ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы, на разрешение которой просила поставить вопрос: - установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ... по состоянию на 1 января 2015г.
Ходатайство судом удовлетворено в порядке ст.77 КАС РФ, и согласно заключению ООО "Владаудит" от 29 августа 2016г. N ... (эксперт Голосная В.В.) действительная рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: ... с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м, по состоянию на 1 января 2015г. составляет ... руб.
Таким образом, рыночная стоимость спорного земельного участка определена на ... рублей больше, чем в отчете, представленном административным истцом в суд с административным исковым заявлением.
Представитель административного истца Гецаева Л.Г. возражала против установления кадастровой стоимости спорного земельного участка равного рыночной стоимости, установленной экспертом ООО "Владаудит".
Суд, решая вопрос о размере рыночной стоимости земельного участка, исходит из оценки, данной экспертом ООО "Владаудит", как наиболее приближенной к той, которая изначально была определена в качестве кадастровой стоимости.
Согласно пп.1 п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Кациев А.С., как собственник земельного участка, вправе оспорить в судебном порядке его кадастровую стоимость, требования, заявленные им, являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению, с учетом проведенной повторной оценки и определенной экспертом действительной рыночной стоимости в размере ... рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Кациева А.С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, соответствующего его рыночной стоимости, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка равного его рыночной стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ... ( ... ) рублей по состоянию на 01.01.2015г.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по РСО-Алания внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка кадастровый номер ... , площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ... , в размере ... ( ... рублей по состоянию на 01.01.2015г.
Датой подачи Кациевым А.С. заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, считать 14 июля 2016г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись С.В. Багаева
Копия верна судья С.В. Багаева
Решение вступило в законную силу "_____"_________________2016г.
Судья С.В. Багаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.