Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Козлова А.М., Скипальской Л.И.,
при секретаре Вечкановой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 октября 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе Безруковой Э.К. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 августа 2016 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Безрукова Э.К., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Б.Т.Р., обратилась в суд с иском к администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным постановления об исключении из участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
В обоснование иска указала, что постановлением администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия "N" от "дата" она принята на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. В "дата" постановлением "N" от "дата" её семья (она и сын Б.Т.Р.) включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей". Постановлением администрации "N" от "дата" "Об исключении из участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы её семья исключена из числа участников подпрограммы в связи с достижением одним из супругов молодой семьи, либо одним родителем в неполной семье 36 лет. Считает данное постановление незаконным. При включении её семьи в "дата" в число участников программы "Жилище" на 2011-2015 годы подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" её семья отвечала всем требованиям программы по обеспечению жильём молодых семей. Неполучение социальной помощи в период действия программы в связи с недостаточным финансированием или по возрасту не может аннулировать право на получение социальной выплаты. Кроме того, на момент формирования в 2015 году списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом 2016 году, ей ещё не исполнилось 36 лет.
Просила суд признать незаконным постановление администрации Рузаевского муниципального района "N" от "дата" "Об исключении из участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы в части исключения её семьи в составе: Безруковой Э.К., Б.Т.Р. из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, возложить на ответчика обязанность восстановить её семью в списке молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" по первоначальной дате постановки на учёт.
Определением судьи от "дата" к участию в деле привлечены: в качестве соответчика Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодёжи, несовершеннолетний Б.Т.Р. (л.д. 61-63).
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 августа 2016 г. в удовлетворении исковых требований Безруковой Э. К. отказано.
В апелляционной жалобе Безрукова Э.К. считает решение суда незаконным, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований. Указывает на то, что: постановление "N" от "дата" не соответствует нормам законодательства, поскольку оснований для исключения из участников подпрограммы, тем более в связи с достижением 35-летнего возраста, законодательство не содержит; при включении её семьи в состав участников подпрограммы она отвечала установленным требованиям; решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права; Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата", не регулируют порядок исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, а предусматривают требования, предъявляемые к лицам, претендующим на участие в подпрограмме; возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами, в том числе в связи с достижением предельного возраста, не предусмотрена; её семья являлась участником программы "Жилище" 2011-2015 годы и "Жилище" 2015-2020 годы, включающей в себя подпрограмму "Обеспечение жильём молодых семей", однако социальная выплата не была получена в связи с недостаточным финансированием; отсутствие бюджетного финансирования, позволяющего в полном объёме произвести социальные выплаты для всех участников программы в установленные сроки, не может повлечь для её участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты; поскольку её семья на момент первоначального включения в программу в полном объёме соответствовала предъявленным требованиям, оснований для исключения не имелось.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и представителя соответчика Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодёжи, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания (л.д. 135, 136).
В судебном заседании Безрукова Э.К. и Б.Т.Р. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Заслушав объяснение явившихся лиц, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовии "N" от "дата" Безрукова Э.К. "дата" года рождения, и её несовершеннолетний сын Б.Т.Р. "дата" года рождения, как молодая неполная семья с составом семьи "данные изъяты" человека, поставлены на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия "N" от "дата" семья Безруковой Э.К. (глава семьи Безрукова Э.К., сын Б.Т.Р.) включена в список участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (л.д. 39, 86, 89, 91).
Согласно выписке из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году по Рузаевскому муниципальному району, семья Безруковой Э.К. в составе её и сына Б.Т.Р. была включена на получение социальной выплаты в 2016 году (л.д. 102). Указанный список до "дата" был направлен администрацией Рузаевского муниципального района в Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодёжи.
Постановлением администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия "N" от "дата" семья Безруковой Э.К. с составом: глава семьи Безрукова Э.К., сын Б.Т.Р. исключена из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы в связи с достижением одним из супругов молодой семьи либо одним родителем в неполной семье 36 лет (л.д. 92).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильём молодых семей", в соответствии с которой осуществляется государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 889 внесены изменения в названное Постановление, где срок целевой программы был указан с 2015 по 2020 годы. В её состав включена подпрограмма "Обеспечение жильём молодых семей", приложением N 4 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счёт средств федерального бюджета, за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В целях названных выше Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребёнка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребёнка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Пунктом 22 Правил предусмотрено, что основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является, в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил, а именно возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Во исполнение федеральной целевой программы постановлением Правительства Республики Мордовия от 13 декабря 2010 г. N 487 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" была утверждена соответствующая республиканская программа "Жилище" на 2015-2020 годы с подпрограммой "Обеспечение жильём молодых семей".
Указанная республиканская программа также определяет соответствующие Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, содержащие аналогичные федеральным критерии, требования и условия к участникам программы.
Согласно пунктам 5, 6, 7 Порядка реализации правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" Республиканской целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы администрации муниципальных образований, отобранные уполномоченным органом для участия в подпрограмме, формируют списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по дате постановки молодой семьи на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В списки участников подпрограммы включаются семьи, в которых возраст каждого супругов, либо одного родителя в неполной семье, на день принятия органом местного самоуправления о включении им молодой семьи в участники подпрограммы в планируемом году не превышает 35 лет. Списки направляются в уполномоченный орган до 1 сентября года, предшествующего планируемому. Уполномоченный орган на основании сводного списка и с учётом объёма субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в республиканском бюджете Республики Мордовия и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 10 февраля 2016 г. N 60 в постановление Правительства Республики Мордовия от 13 декабря 2010 г. N 487 были внесены изменения, согласно которым администрация муниципального образования исключает молодые семьи из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы в случае, когда одному из супругов молодой семьи либо одному родителю в неполной семье исполнилось 36 лет (пункт 15).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что поскольку право на получение социальной выплаты связано с установлением критерия возраста супругов, то Безрукова Э.К., которая "дата" достигла возраста 36-ти лет, утратила право на включение её семьи в список молодых семей - участников подпрограммы ""Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Довод апелляционной жалобы Безруковой Э.К. о том, что обжалуемое постановление не соответствует нормам законодательства, поскольку не содержит оснований для исключения её семьи из участников подпрограммы, является несостоятельным. Законодатель чётко изложил в пункте 6 Правил условия участия в Подпрограмме, одним из которых является соответствие участников Подпрограммы определённому возрасту. Таким образом, участие в Подпрограмме лиц, не соответствующих её условиям, противоречит федеральному законодательству.
Довод апелляционной жалобы Безруковой Э.К. о том, что её семья была ранее признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку данное обстоятельство само по себе не влечёт возникновение у этой семьи безусловного права на участие в подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
Довод апелляционной жалобы Безруковой Э.К. о том, что неполучение социальной помощи в период действия прежней программы в связи с недостаточным финансированием не может аннулировать право её семьи на получение социальной выплаты в рамках новой, аналогичной программы, отклоняется. Закрепив право молодой семьи на получение за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотрело и специальные условия для получения выплаты - признание молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. Первоначальное включение семьи в список молодых семей - участников Программ не является правовой гарантией для последующего обязательного включения указанных лиц в список молодых семей - претендентов на получение соответствующих социальных выплат в случае утраты оснований для такого включения, в том числе в связи с достижением предельного возраста. В силу прямого указания закона соответствие по возрасту (не превышение 35 лет) должно быть не на момент принятия органом местного самоуправления в очередь для участия в Подпрограмме, а на момент принятия органом исполнительной власти субъекта решения о включении молодой семьи - участницы Подпрограммы в список претендентов на получение субсидии. Иное основано на ошибочном толковании истцом норм права, регулирующих возникшие правоотношения.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку они являются правильными, подтверждаются материалами дела, соответствуют положениям закона, регулирующим спорные правоотношения. Нарушений судом норм процессуального права не установлено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Безруковой Э. К. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в шестимесячный срок.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи А.М. Козлов
Л.И. Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.