Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Сидорова В.В., Морозовой Н.А.,
по докладу судьи Лободенко К.В.,
при секретаре Черникове О.Ю.
слушала в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ТУ Росимущества по доверенности Каменщикова И.М. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 07 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Новицкий Е.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ ТУ Росимущества в Краснодарском крае в предоставлении в собственность в порядке приватизации земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью " ... ", расположенного по адресу: " ... ", и обязать устранить нарушения права путем осуществления государственной регистрации его права на испрашиваемый земельный участок в установленный законом срок по цене " ... " от кадастровой стоимости земельного участка. В обоснование требований указал, что является собственником объектов недвижимого имущества - гостиниц, расположенных по адресу: " ... ", на земельном участке, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией. Новицкий Е.Г. обратился в ТУ Росимущества в Краснодарском крае с заявлением о выкупе земельного участка по льготной цене " ... " от кадастровой стоимости земельного участка, с приложением пакета необходимых документов. Письменным ответом ТУ Росимущества ему было отказано.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 07 июня 2016 года административное исковое заявление Новицкого Е.Г. удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель ТУ Росимущества по доверенности Каменщиков И.М. просит решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение незаконно и необоснованно, поскольку вынесено при неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ТУ Росимущества в Краснодарском крае по доверенности Минькова Е.А., представителя Новицкого Е.Г. по доверенности Николаенко Д.А., судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя требования Новицкого Е.Г., суд первой инстанции указал, что истец, как собственник сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность. Кроме того, суд пришел к выводу, что данный земельный участок не расположен на землях курорта федерального значения, ограниченных в обороте.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции необоснованными в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, Новицкому Е.Г. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: административное здание, лит. А, общей площадью " ... ", гостиница с террасами, лит. Б, надБ, площадью " ... ", гостиница с террасами, лит. В, над В, площадью " ... ", здание электро-щитовой, лит. Д площадью " ... " расположенные по адресу: " ... ", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты от 20.12.2011 года " ... ".
Данные объекты недвижимого имущества приобретены Новицким Е.Г. у Производственно-коммерческой фирмы "Аналан" по договору купли-продажи от 16.11.2011 года.
В соответствии со сведениями ЕГРП на 20.01.2016 года земельный участок с кадастровым номером " ... ", площадью " ... ", расположенный по адресу: " ... ", является собственностью Российской Федерации.
Управление и распоряжение спорным земельным участком в соответствии с ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ осуществляет Российская Федерация.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года N 432, Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу п. 13 Указа Президента РФ от 09.03.2004г года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 года N 432, Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Краснодарском крае, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 27.02.2009 года N 49, полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Краснодарского края, и соответственно, полномочия по предоставлению в собственность, в аренду находящихся на территории Краснодарского края земельных участков, являющихся собственностью Российской Федерации, осуществляет ТУ Росимущества в Краснодарском крае.
Новицкий Е.Г. 20.06.2012 года в ТУ Росимущества в Краснодарском крае подал заявление о выкупе земельного участка по льготной цене " ... "% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... ", расположенного по адресу: " ... ", находящегося в федеральной собственности. К заявлению о предоставлении в собственность был приложен пакет необходимых документов: копия паспорта представителя по доверенности, копия доверенности, копии свидетельств о государственной регистрации права на 4 объекта, копия кадастрового паспорта на земельный участок, копии выписок из ЕГРП на объекты.
Письмом от 02.07.2012 года N 09-11/8483 ТУ Росимущества в Краснодарском крае известило Новицкого Е.Г. о невозможности предоставить испрашиваемый земельный участок в собственность, указав, что в настоящий момент Территориальным управлением инициировано расторжение договора аренды на спорный земельный участок от 03.08.2006 года " ... ", заключенного между администрацией МО г. Анапа и ООО ПКФ "Аналан". Кроме того, Территориальное управление в своем письме указало, что не представлена справка из БТИ о нахождении (отсутствии) иных объектов, информация из архитектуры и градостроительства, подтверждающая площадь земельного участка необходимая для использования объектов.
Новицкий Е.Г. повторно обратился в Территориальное управление.
Письмом от 26.12.2013 года N 09/14740 Территориальное управление сообщило, что в соответствии с Указом Президента РФ от 06.07.1994 года N1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", Федеральными законами от 14.03.1195 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика, г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение. В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером " ... ", площадью 5000 кв.м расположен в пределах курорта особо охраняемых природных территорий, он не может быть предоставлен в частную собственность.
Новицкий Е.Г. 23.05.2016 года вновь обратился в адрес Территориального управления с заявлением о рассмотрении вопроса о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... ", расположенного по адресу: " ... ".
Письмом от 30.05.2016 года N 09/7910 Территориальное управление сообщило, что испрашиваемый земельный участок расположен в пределах особо охраняемых природных территорий, которые ограничены в обороте, в частную собственность не предоставляются, использование земельного участка возможно только на праве аренды.
Как видно из выписки ЕГРП от 20.01.2016 года " ... ", свидетельства о государственной регистрации права серии " ... " от 20.10.2008 года земельный участок с кадастровым номером " ... ", площадью " ... ", расположенный по адресу: " ... ", относится к категории: земли поселений, целевое использование: для проектирования гостиничного комплекса.
Между тем, города Анапа, Геленджик, Сочи в составе курортов на Черноморском побережье Краснодарского края отнесены к курортам общесоюзного значения Постановлением Совета Министров СССР от 28.08.1970 N 723 "О мерах по упорядочению застройки территорий курортов и зон отдыха и строительства санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха".
Городу-курорту Анапа и прилегающим к нему территориям Указом Президента РФ от 22.09.1994 года N 1954 в границах, установленных Постановлением Совмина РСФСР от 30.01.1985 года N 45 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае" придан статус федерального курортного региона.
В соответствии с требованиями ч. 8 ст. 28 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе особо охраняемых природных территорий и объектов.
Таким образом, предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером " ... " незаконно.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 года N122-ФЗ, Федеральным законом от 24.07.2007 года N 221-ФЗ государственную регистрацию прав осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.
Органом исполнительной власти в сфере регистрации права собственности на территории Краснодарского края является Управление Росреестра по Краснодарскому краю.
Следовательно, Территориальное управление не имеет полномочий по регистрации права собственности, и суд неправомерно обязал Территориальное управление осуществить государственную регистрацию права собственности Новицкого Е.Г. на спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным.
Согласно ч. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 07 июня 2016 года и принять по делу новое решение об отказе удовлетворении требований Новицкого Е.Г. к ТУ Росимущества в Краснодарском крае.
Руководствуясь ст. ст. 95, 227, 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 07 июня 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Новицкого Евгения Григорьевича к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о признании незаконным решения, обязании устранить нарушения права, отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.