Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
и судей Диянова С.П., Якубовской Е.В.
при секретаре Лесных Е.А.
рассмотрела в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тихонова А.В. к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - АМО Краснодар), Управлению по жилищным вопросам АМО Краснодар об оспаривании бездействия органа местного самоуправления
по апелляционной жалобе представителя Демина Ф.С., действующего по доверенности АМО Краснодар, на решение Первомайского районного суда г. Краснодара 10 августа 2016 г.
Заслушав доклад судьи Диянова С.П., судебная коллегия
установила:
Тихонов А.В. обратился в суд с названным выше административным исковым заявлением к АМО Краснодар, Управлению по жилищным вопросам АМО Краснодар об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований указал, что он является инвалидом боевых действий и инвалидом 2 группы вследствие военной травмы, имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для данной категории лиц.
С 2010 г. он находится под наблюдением диспансерного отделения ГБУЗ "Специализированная психиатрическая больница N 7" по поводу заболевания, входящего в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире.
Постановлением АМО Краснодар от " ... ". он признан малоимущим в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с " ... ". состоит на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением по списку граждан категории муниципальной подведомственности, списку граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире.
" ... ". он обратился с заявлением на имя главы муниципального образования город Краснодар о выделении во внеочередном порядке жилого помещения по нормам жилищного законодательства как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания и как ветерану боевых действий.
" ... " получил ответ на свое заявление, в котором уполномоченный орган отказал ему в предоставлении жилого помещения по причине отсутствия жилой площади в распоряжении АМО Краснодар, а также наличия иных лиц, вставших ранее на такой учет и также имеющих право на получение жилой площади вне очереди.
Тихонов А.В. считает, что отказ ответчика нарушает его права и законные интересы и просит признать бездействие ответчика по отказу в обеспечении его во внеочередном порядке жилым помещением незаконным, обязать предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 августа 2016 г. заявленные Тихоновым А.В. требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Демин Ф.С., действующий по доверенности АМО Краснодар, просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда - незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу Тихонова А.В. просит решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 августа 2016 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства извещались судом апелляционной инстанции, о причинах неявки не сообщили и об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, исходя из части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц по правилам, установленным главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке упрощенного (письменного) производства без использования в судебном заседании средств аудиопротоколирования.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, проверив материалы настоящего дела, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда находит решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 августа 2016 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом при рассмотрении вышеуказанного заявления не было допущено такого рода нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела.
Так, удовлетворяя заявленные требования, суд, прежде всего, исходил из того, что своим бездействием АМО Краснодар в части отказа в обеспечении административного истца во внеочередном порядке жилым помещением нарушает права и законные интересы Тихонова А.В.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства и соответствуют материалам дела.
В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. По смыслу данной нормы органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Как следует из материалов дела, Тихонов А.В., " ... " года рождения, является инвалидом 2 группы вследствие военной травмы, что подтверждается удостоверением серия " ... " (л.д. 9).
Истец проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: " ... ", принадлежащем его матери - Тихоновой Е.В. В квартире он проживает совместно с матерью Тихоновой Е.В. и бабушкой Борщевой Т.С.
Согласно врачебному заключению от " ... "., Тихонов А.В. находится под наблюдением диспансерного отделения ГБУЗ "Специализированная психиатрическая больница N 7" с " ... ". шифр " ... " амбулаторная карта N " ... ", по поводу заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (л.д. " ... ").
Согласно справке того же медицинского учреждения, выданной " ... " Тихонов А.В. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. имеет прав на дополнительную жилую площадь (протокол ВК N " ... " от " ... " (л.д. " ... ").
Постановлением АМО Краснодар от " ... " N " ... ", Тихонов А.В. признан малоимущим в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях как имеющий имущественную обеспеченность меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести гражданину и членам его семьи для обеспечения их жилыми помещениями по норме предоставления (л.д. " ... ").
Постановлением АМО Краснодар от " ... " N " ... " Тихонов А.В. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с датой учета " ... " г. и включен в список граждан категорий муниципальной подведомственности, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире (Постановление Правительства Российской Федерации от " ... ". N " ... ") (л.д. " ... ").
" ... ". Тихонов А.В. обратился в АМО Краснодар с заявлением, в котором просил предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма на основании пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации (л.д. " ... ").
В своем ответе от " ... ". Управление по жилищным вопросам АМО Краснодар, не оспаривая право Тихонова А.В. на внеочередное обеспечение жилым помещением, указывает на отсутствие у АМО Краснодар оснований и возможности для удовлетворения просьбы Тихонова А.В., исходя из даты возникновения у него права не внеочередное предоставление жилого помещения, с учетом того обстоятельства, что указанное право должно быть реализовано без ущемления прав граждан с более ранней датой возникновения аналогичного права, а также принимая во внимание, что свободной жилой площадью АМО Краснодар не располагает. В письме также указано, что по основанию обращения заявителя (то есть по причине тяжелой формы заболевания) на учете состоит 160 человек с " ... ". (л.д. " ... ").
Суд посчитал данное бездействие необоснованным.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.
В соответствии со статьей 17 ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
При этом согласно пункту 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901) основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются: обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.
Вместе с тем часть 2 статьи 57 Жилищного кодекс Российской Федерации устанавливает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Как правильно установлено судом первой инстанции, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан, исходя из необходимости оградить их и проживающих совместно с ними лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжких форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В указанном перечне указаны хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями с кодом заболевания F00-F99.
В соответствии с пунктом 2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817, в указанный перечень включены психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями статьи 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, а потому также не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.
Из материалов дела следует, что Тихонов А.В. является инвалидом 2 группы, при этом он страдает тяжелой формой хронического заболевания (код " ... "), включенного в Перечень тяжелых и хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире в связи с чем, они имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, поскольку заболевание, которым он страдает, входит в перечень заболеваний, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных следующим перечнем (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817): перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь: " 8. Органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов".
Таким образом, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что бездействие АМО Краснодар, выраженное в отказе в предоставлении административному истцу вне очереди жилого помещения по договору социального найма, является незаконным, противоречащим положениям действующего законодательства Российской Федерации, поскольку Тихонов А.В. страдает хронической формой заболевания и включен в соответствующий список граждан, нуждающихся в жилом помещении, после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из вышеприведенных положений закона в системном их толковании, суд первой инстанции имел достаточные основания для вынесения обжалуемого судебного акта.
Суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Выводы суда мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Довод, указанный в апелляционной жалобе о том, что обязав АМО Краснодар предоставить Тихонову А.В. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма суд первой инстанции ущемляет права граждан с более ранней датой возникновения аналогичного права, нельзя признать состоятельны.
Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 02 августа 2011 г. (дело N " ... "), нормы статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, то включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что истец не может быть лишен права быть обеспеченными жилым помещением в том порядке, который гарантирован ему федеральным законодателем.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции при разбирательстве настоящего дела и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, отвергаются, как необоснованные.
Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, поскольку существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению вышеуказанного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 августа 2016 г. следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 августа 2016 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Демина Ф.С., действующего по доверенности АМО Краснодар, без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.