Судья Верховного суда Республики Коми Пристром И.Г., при секретаре Вахниной Т.В., рассмотрев жалобу ООО "Воркутинские ТЭЦ" на решение судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Воркутинские ТЭЦ",
установил:
постановлением N 07-22/2015 от 07 июня 2016 года старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Коми, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Коми Ермилова С.А. ООО "Воркутинские ТЭЦ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 августа 2016 года приведенное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи городского суда, ООО "Воркутинские ТЭЦ" обратилось в Верховный суд Республики Коми с жалобой, в которой просит их отменить, как незаконные и необоснованные.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 39 приведенного Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу пункта 1 статьи 67 Закона об охране окружающей среды производственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 указанного Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Пунктом 1 статьи 30 Закона об охране атмосферного воздуха предусмотрено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований, в том числе при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Как следует из материалов дела, ООО "Воркутинские ТЭЦ" осуществляет хозяйственную деятельность на основании Устава. Общество является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Основными видами деятельности являются производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), производство электроэнергии тепловыми электростанциями.
Общество осуществляет эксплуатацию источников выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух на производственной площадке Воркутинской ТЭЦ-2 по адресу: "Адрес обезличен".
ООО "Воркутинские ТЭЦ" получено Разрешение Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми N 133-В на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) в период с 12 июля 2013 года по 31 декабря 2017 года.
В соответствии с планом-графиком контроля соблюдения нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, являющегося неотъемлемой частью утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ Воркутинской ТЭЦ-2 ООО "Воркутинские ТЭЦ", Общество должно с периодичностью 1 раз в квартал осуществлять контроль выбросов загрязняющих веществ, а именно: диоксида азота, оксида азота, диоксида серы, оксида углерода газоаналитическим методом, а также углерода черного (сажи), бенз(а)пирена, мазутной золы теплоэлектростанций, пыли неорганической (70-20% SiO2) расчетным методом. Контроль, согласно плану-графику контроля, должен осуществляться производственной лабораторией ООО "Воркутинские ТЭЦ".
Согласно пункту 5.7.3 межгосударственного стандарта ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" в лаборатории должны быть процедуры регистрации соответствующих данных и операций, имеющих отношение к отбору образцов, которые составляют часть проводимых испытаний или калибровки. Эти записи должны включать в себя используемую процедуру отбора образцов, идентификацию специалиста, проводящего отбор образцов, условия окружающей среды (при необходимости), а также диаграммы или другие эквивалентные средства для необходимой идентификации места отбора образцов и, если необходимо, статистические данные, на которых основываются процедуры отбора образцов. Пунктом 5.10 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 устанавливаются требования к оформлению протокола измерений.
Как установлено должностным лицом и судьей городского суда при рассмотрении жалобы, ООО "Воркутинские ТЭЦ" не соблюдало экологические требования при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, а именно: в 1, 2, 3 и 4 кварталах 2015 года ООО "Воркутинские ТЭЦ" не проводило производственный контроль надлежащим образом за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - диоксида азота, оксида азота, диоксида серы, оксида углерода, мазутной золы теплоэлектростанций - от источников выбросов Воркутинской ТЭЦ-2 NN 0001, 0002, в нарушение требований пунктов 1 статьей 34, 39, 67 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; пунктов 1 статей 25, 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Выводы должностного лица и судьи городского суда о наличии в действиях ООО "Воркутинские ТЭЦ" административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами: актом проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми от 06 мая 2016 года; планом-графиком контроля над соблюдением нормативов выбросов на источниках выброса; результатами инструментальных замеров концентраций вредных выбросов ТЭЦ-2 газоанализатором ДАГ-510 за 1, 2, 3, 4 кварталы 2015 года; расходом натурального топлива в тоннах на электростанции ТЭЦ-2; выпиской времени работы оборудования (котлоагрегаты) в часах на электростанции ТЭЦ-2; копиями распечаток протоколов приборов газоанализаторов ДАГ-500 и ДАГ-510; протоколом N 07-16/20 об административном правонарушении от 24 мая 2016 года; письмом жителей пгт. "Адрес обезличен", адресованным Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми; приказом о проведении внеплановой выездной проверки ООО "Воркутинские ТЭЦ" N 250 от 29 марта 2016 года; заявлением о согласовании органом государственного контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица; решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки; разрешением N 133-В от 12 июля 2013 года на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ); перечнем и количеством вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух; нормативами выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретных источникам и веществам.
Изложенные обстоятельства дела и перечисленные доказательства получили оценку должностным лицом административного органа и судьей городского суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, помешавших исполнению ООО "Воркутинские ТЭЦ" требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, не представлено.
Постановление о привлечении ООО "Воркутинские ТЭЦ" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, вынесено должностным лицом административного органа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО "Воркутинские ТЭЦ" в пределах, установленных санкцией статьи 8.1 КоАП РФ. Обстоятельств, которые могли бы повлиять на выводы должностного лица о размере назначенного ООО "Воркутинские ТЭЦ", наказания, и повлечь назначение ему наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 8.1 КоАП РФ, не имеется.
Определенный вид и размер наказания соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи, и требованиям статей 3.1, 4.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что административным органом нарушены положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки, проведение проверки не согласовано с прокуратурой, не могут быть прияты во внимание.
В соответствии с пп. "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, В материалах дела имеется обращение жителей пгт. "Адрес обезличен" о нарушениях ООО "Воркутинские ТЭЦ" природоохранного законодательства.
Частью 5 статьи 10 приведенного Федерального закона установлено, что внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в пп. "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц.
Из материалов дела следует, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми издан приказ о проведении внеплановой выездной проверки N 250 от 29 марта 2016 года. В Прокуратуру Республики Коми 30 марта 2016 года направлено заявление о согласовании проведения с 12 апреля по 12 мая 2016 года внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Воркутинские ТЭЦ". Решением Прокуратуры Республики Коми N 7-32п-2016 от 31 марта 2016 года согласовано ее проведение.
При этом, вопреки утверждению в жалобе, предоставление решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки с прокуратурой в адрес юридического лица, в отношении которого такая проверка проводится (ООО "Воркутинское ТЭЦ") положениями указанного закона не предусмотрено.
Указание в жалобе на процессуальные нарушения норм Приказа Росприроднадзора от 30 апреля 2014 года N 262 "Об оформлении процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и по результатам надзорной деятельности" административным органом при составлении протокола об административном правонарушении, оформлении постановления об административном правонарушении, не являются основанием для отмены постановления и решения, поскольку данным приказом утверждены примерные образцы отдельных бланков документов, составляемых при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и по результатам надзорной деятельности. Вместе с тем, протокол об административном правонарушении должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми составлен в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства. Выводы должностного лица, изложенные в постановлении, мотивированны, оснований не согласиться с которыми не имеется.
В целом все доводы жалобы фактически направлены на переоценку обстоятельств, установленных должностным лицом, судьей городского суда в полном соответствии с правилами статьи 26.1 КоАП РФ, правовых оснований для иной оценки не имеется.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих изменение и отмену обжалуемого постановления должностного лица и состоявшегося по делу судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьей 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление N 7-22/2015 от 07 июня 2016 года старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Коми, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Коми Ермилова С.А. и решение судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 августа 2016 года оставить без изменения, жалобу ООО "Воркутинские ТЭЦ" - без удовлетворения.
Судья - И.Г. Пристром
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.