Судья Верховного суда Республики Коми Пристром И.Г.,
при секретаре Микушевой А.И.,
рассмотрев жалобу представителя ОАО "Российские железные дороги" Дружковой А.Г. на постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора N 283/АП-07/2016 от 07 июня 2016 года Юрова А.М. и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, в отношении ОАО "Российские железные дороги"
установил:
постановлением государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора N 283/АП-07/2016 от 07 июня 2016 года Юрова А.М. ОАО "Российские железные дороги" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 августа 2016 года приведенное постановление оставлено без изменения.
Оспаривая законность постановления должностного лица административного органа и решения судьи городского суда, представитель ОАО "Российские железные дороги" обратился в Верховный суд Республики Коми с жалобой, в которой просил отменить состоявшиеся по делу решения, в связи с отсутствием в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
Заслушав объяснения представителя ОАО "РЖД" Цикина А.Н., представителя УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора Юрова А.М., проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
Часть 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 16-ФЗ от 09 февраля 2007 года "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
В соответствии с частью 1 статьи 8 названного Федерального Закона требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Во исполнение статьи 8 ФЗ "О транспортной безопасности" Приказом Минтранса России N 43 от 8 февраля 2011 года утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Требования применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (ОТИ и ТС), эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации; Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС (пункты 3, 4).
В силу названных Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС (пункт 5.7).
Как следует из дела, 20 мая 2016 года Сыктывкарской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожном железобетонном мосту (длиной 541,5 м) через реку ... , расположенного по адресу: ... км. железнодорожных путей ... Северной железной дороги, принадлежащем на праве собственности ОАО "Российские железные дороги".
Названный железнодорожный железобетонный мост (длиной 541,5 м) через реку ... включен в реестр категорированных объектов за номером ЖМС 103501 от 18 января 2016 года, указанному ОТИ присвоена первая категория, о чем ОАО "Российские железные дороги" направлено уведомление от 21 января 2016 года, которое было получено субъектом транспортной инфраструктуры 26 января 2016 года.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья городского суда обоснованно исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении ОАО "Российские железные дороги" административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, поскольку в нарушение пункта 5.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта ОАО "Российские железные дороги" не обеспечило проведение оценки уязвимости ОТИ (железнодорожного железобетонного моста (длиной 541,5 м) через реку ... , расположенного по адресу: ... км. железнодорожных путей ... Северной железной дороги и не утвердило в установленном порядке результаты оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр о категорированных ОТИ и о присвоении категории ОТИ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе актом проверки исполнения требований законодательства в области железнодорожного транспорта Российской Федерации от 20 мая 2016 года; уведомлением N УТБ-7/1/03501-ис от 21 января 2016 года о внесении объекта железнодорожный металлический мост (длиной 541,5 м) через реку ... на ... железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в Реестр за N ЖМС 103501 от 18 января 2016 года с присвоением 1 категории; свидетельством о государственной регистрации права на объект - железобетонный мост, протяженностью 541,50 м по адресу ... км железнодорожных путей ...
Вывод должностного лица и судьи городского суда о наличии в действиях ОАО "Российские железные дороги" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, является правильным, соответствует материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в срок, установленный пунктом 5.7 Требований, препятствовала необходимость соблюдения установленной процедуры заключения договора со специализированной организацией на оказание соответствующих услуг, не освобождают Общество от обязанности выполнять установленные нормами действующего законодательства требования по обеспечению транспортной безопасности.
Надлежит учесть, что в соответствии со статьей 1.2 КоАП РФ одной из задач законодательства об административных правонарушениях является охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, предупреждения совершения административных правонарушений.
Административная ответственность, предусмотренная статьей 11.15.1 КоАП РФ, установлена, прежде всего, в целях предупреждения негативных последствий нарушения требований в области транспортной безопасности соответствующими субъектами, что направлено на охрану прав и законных интересов граждан.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО "РЖД" не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства в области правоотношений в сфере транспортной безопасности в виде проведения оценки уязвимости ОТИ - железнодорожного железобетонного моста (длиной 541,5 м) через реку ... , расположенного по адресу: ... км железнодорожных путей ... и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр о категорированных ОТИ и о присвоении категории ОТИ.
Ссылка Общества о том, что административное дело рассмотрено в нарушение части 1 статьи 29.5 КоАП РФ не по месту совершения административного правонарушения, является необоснованной.
Согласно части 1 статьи 29.5 КоАП РФ закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
В рассматриваемом случае местом совершения административного правонарушения является - железнодорожный железобетонный мост (длиной 541,5 м) через реку ... , расположенный по адресу: ... км железнодорожных путей ...
Согласно части 1 статьи 23.36 КоАП РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта, рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года N 398 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" в пункте 2 предусмотрено, что при реализации своих функций Ространснадзор обладает установленными законодательством Российской Федерации правами и полномочиями, в том числе на осуществление специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций.
В соответствии с подпунктом 5.1.5 Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в том числе, по безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте.
Пунктом 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта определено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В структуру Управления ГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора входит территориальный отдел с местонахождением в г. Сыктывкаре.
Законность и обоснованность постановления в полном объеме проверены судьей городского суда с соблюдением требований статей 30.6 - 30.7 КоАП РФ, доводы жалобы были предметом рассмотрения судьей и обоснованно отвергнуты с указанием мотивов принятого решения.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи городского суда не установлено.
Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств правонарушения, полномочным лицом на основании части 1 статьи 23.36 КоАП РФ, в установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление и решение судьи являются законными, оснований для их отмены нет.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора N 283/АП-07/2016 от 07 июня 2016 года Юрова А.М. и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, в отношении ОАО "Российские железные дороги" оставить без изменения, жалобу представителя ОАО "Российские железные дороги" Дружковой А.Г. - без удовлетворения.
Судья - ... И.Г. Пристром
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.