СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Жуковской С.В., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании 22 сентября 2016 года дело по апелляционным жалобам Катаева Л.П. и администрации городского поселения "Троицко-Печорск" на решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 10 мая 2016 года, которым
иск Катаева Л.П. к администрации городского поселения "Троицко-Печорск" о возложении обязанности исполнить решение суда от "Дата обезличена" в части перерасчета пенсии за выслугу лет на муниципальной службе из расчета ... % среднемесячного денежного содержания, выплачивать с "Дата обезличена" пенсию за выслугу лет на муниципальной службе в размере ... рубля ... копейки, взыскании задолженности по невыплаченной пенсии в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в сумме ... рублей ... копейки, взыскании судебных расходов удовлетворен частично,
обязана администрация городского поселения "Троицко-Печорск" выплачивать Катаева Л.П. с "Дата обезличена" пенсию за выслугу лет муниципальной службы в размере ... рублей ... копеек,
взыскана с администрации городского поселения "Троицко-Печорск" в пользу Катаева Л.П. задолженность по невыплаченной пенсии выслугу лет муниципальной службы в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в сумме ... рублей ... копеек,
взысканы с администрации городского поселения "Троицко-Печорск" в пользу Катаева Л.П. расходы по оплате государственной пошлины ... рублей, судебные расходы ... рублей ... копеек,
в остальной части в удовлетворении иска Катаева Л.П. к администрации городского поселения "Троицко-Печорск" о возложении обязанности исполнить решение суда от "Дата обезличена" в части перерасчета пенсии за выслугу лет на муниципальной службе из расчета ... % среднемесячного денежного содержания, выплачивать с "Дата обезличена" пенсию за выслугу лет на муниципальной службе в размере ... рубля ... копейки, взыскании задолженности по невыплаченной пенсии в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в сумме ... рублей ... копейки, взыскании судебных расходов - отказано.
Заслушав доклад судьи Жуковской С.В., объяснения истца Катаевой Л.П., представителя ответчика Савченко Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Катаева Л.П. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения "Троицко-Печорск" и с учетом уточнений просила обязать ответчика исполнить решение суда от "Дата обезличена" в части перерасчета пенсии за выслугу лет на муниципальной службе из расчета ... % среднемесячного денежного содержания, выплачивать с "Дата обезличена" пенсию за выслугу лет на муниципальной службе в размере ... рубля, взыскать задолженность по невыплаченной пенсии в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в сумме ... рублей, взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины ... рублей, расходы на копирование документов ... рублей и услуги по нотариальному заверению трудовой книжки ... рублей.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, представитель ответчика с иском не согласилась.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах истец и ответчик просят об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, распоряжением ... администрации городского поселения "Троицко-Печорск" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" Катаевой Л.П. с "Дата обезличена" установлена пенсия за выслугу лет, составляющая ... % среднемесячного денежного содержания, исходя из стажа муниципальной службы ... лет ... месяца ... дня, в размере ... рубля.
Решением Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 17.08.2010 по делу N 2-502/2010 исковые требования Катаевой Л.П. к администрации городского поселения "Троицко-Печорск" удовлетворены частично; установлен Катаевой Л.П. стаж муниципальной службы на период увольнения "Дата обезличена" - ... лет ... день; обязана администрация городского поселения "Троицко-Печорск" произвести перерасчет пенсии Катаевой Л.П. за выслугу лет исходя из ... % размера среднемесячного денежного содержания, начиная с "Дата обезличена"; взыскана с администрации городского поселения "Троицко-Печорск" в пользу Катаевой Л.П. индексация по неполученной пенсии за выслугу лет в размере ... руб. ... коп., судебные расходы по оплаченной госпошлине в размере ... руб. и издержки, связанные с ксерокопированием документов в размере ... руб.; в удовлетворении исковых требований Катаевой Л.П. о компенсации морального вреда отказано.
Во исполнение решения суда Катаевой Л.П. установлена с "Дата обезличена" пенсия за выслугу лет, составляющая ... % среднемесячного денежного содержания, в размере ... рублей (распоряжение ... администрации городского поселения "Троицко-Печорск" от "Дата обезличена" "Номер обезличен").
Не согласившись с произведенными ответчиком расчетами пенсионных выплат, истец обратилась в суд с настоящим иском, представила свои расчеты пенсии.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Катаевой Л.П., суд первой инстанции со ссылкой на ч. 8 ст. 71 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" исходил из того, что квалификационный разряд " ... " фактически присвоенный истцу, соответствует классному чину " ... ". Принимая во внимание установленный истцу и не оспариваемый сторонами размер должностного оклада ... рублей, с учетом надбавки за классный чин ... рублей, пенсия истцу подлежит исчислению из должностного оклада ... рублей. Приведенные истцом расчеты пенсии судом признаны неверными.
Заявленные истцом требования о взыскании невыплаченной пенсии за выслугу лет за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", суд, с учетом заявления ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, удовлетворил за трехлетний период, предшествующий дате предъявления иска, т.е за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена". Оснований для восстановления истцу срока исковой давности, а также применения к возникшим правоотношениям положений абз. 2 ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" суд не усмотрел.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не может согласиться в силу следующего.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 24 указанного Федерального закона предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих Республики Коми регулируются Законом Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми".
В соответствии с п. 12 ст. 10 (1) Закона Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ в состав среднемесячного денежного содержания муниципального служащего для расчета среднемесячного денежного содержания, из которого ему исчисляется пенсия за выслугу лет, включаются: должностной оклад в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин (введена Законом РК от 29.05.2009 N 47-РЗ); премия за выполнение особо важных и сложных заданий.
Решением Совета МО муниципального района "Троицко-Печорский" от 10.07.2008 N 19/168 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы администрации муниципального района "Троицко-Печорский" распространены на лиц, замещавших должности муниципальной службы администрации муниципального района "Троицко-Печорский" права государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, установленные федеральными законами и законами РК.
Условия, размер и порядок предоставления муниципальным служащим указанных в части 1 настоящего решения гарантий определяются правовыми актами ... администрации муниципального района "Троицко-Печорский" в соответствии с действующим законодательством.
Как видно из материалов дела, в состав денежного содержания для установления истцу пенсии за выслугу лет вошли: должностной оклад в соответствии с замещаемой истцом должностью ... администрации городского поселения "Троицко-Печорск", ежемесячные надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд, за выслугу лет на муниципальной службе и за особые условия муниципальной службы, выплаченные истцу в расчетный период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" ( ... месяцев, предшествовавших увольнению). Пенсия за выслугу лет назначена истцу исходя из должностного оклада ... рублей, при его подсчете включена надбавка за квалификационный разряд.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об исчислении размера должностного оклада для установления пенсии истцу пенсии за выслуг исходя из ... рублей ( ... (должностной оклад) + ... (надбавка за классный чин " ... ") по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы.
Законом Республики Коми от 29.05.2009 N 47-РЗ внесены изменения в Закон Республики Коми "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми", которыми утвержден порядок присвоения и сохранения классных чинов муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы в Республике Коми, согласно приложению 5.
Согласно п. 3 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы в Республике Коми (приложение 5 к Закону Республики Коми "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми"), классные чины присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности муниципальной службы в предыдущем классном чине и замещаемой должности муниципальной службы.
Таким образом, основанием для присвоения классного чина муниципальной службы является сдача квалификационного экзамена.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается и истцом в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что ...
При таком положении, у суда не имелось оснований для исчисления истцу пенсии за выслугу лет с учетом ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, введенной Законом Республики Коми от 29.05.2009 N 47-РЗ.
Судебная коллегия также отмечает, что судом в расчете размера должностного оклада включены как надбавка за квалификационный разряд, учтенная в должностном окладе ... рубля, так и надбавка за классный чин, что недопустимо.
Более того, установление размера и условий оплаты труда муниципального служащего отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления. Следовательно, суд не вправе был разрешать вопрос о присвоении истцу классного чина и назначении ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин.
Так, в соответствии с положениями ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Ссылка суда в решении на ч. 8 ст. 71 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в соответствии с которой ранее присвоенные федеральным государственным служащим квалификационные разряды считаются соответствующими классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации, является несостоятельной, поскольку указанным Федеральным законом устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации. Вместе с тем, истец замещала должность муниципальной службы и на нее распространяются положения Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", который определяет, что классные чины муниципальных служащих и порядок их присвоения устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Приведенные судом положения ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" о том, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. Однако, такое правовое регулирование, связанное с установлением лишь общего принципа пенсионного обеспечения, не предопределяет порядок присвоения классных чинов муниципальным служащим в соответствии с порядком присвоения классных чинов гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе администрации городского поселения "Троицко-Печорск".
При таких обстоятельствах, решение суда в части удовлетворения требований истца подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы Катаевой Л.П., направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку производимые истцом расчеты пенсии основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 10 мая 2016 года в части возложения на администрацию городского поселения "Троицко-Печорск" обязанности выплачивать Катаева Л.П. с "Дата обезличена" пенсию за выслугу лет муниципальной службы в размере ... рублей ... копеек, взыскании с администрации городского поселения "Троицко-Печорск" в пользу Катаева Л.П. задолженности по невыплаченной пенсии выслугу лет муниципальной службы в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в сумме ... рублей ... копеек, расходов по оплате государственной пошлины ... рублей и судебных расходов ... рублей ... копеек отменить.
Принять по делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Катаева Л.П. к администрации городского поселения "Троицко-Печорск".
В остальной части решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 10 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Катаева Л.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.