судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, в составе:
Председательствующего, судьи - Лядовой Т.Р.,
судей - Козуб Е.В., Жиляевой О.И.,
при секретаре - С.О.С.,
с участием:
прокурора - Белоконной Я.А.,
истца - С.В.Г.,
представителя ответчика - К.В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе в зале Севастопольского городского суда по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 16 июня 2016 года по гражданскому делу по исковому заявлению Прокурора Ленинского района г. Севастополя в интересах С.В.Г. к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Севастополя о признании отказа незаконным и обязании заменить удостоверение участника Великой отечественной войны,
УСТАНОВИЛА:
В мае 2016 года Прокурор Ленинского района г. Севастополя в обратился в суд с иском в интересах С.В.Г. к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Севастополя о признании отказа Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя в выдаче удостоверения участника Великой отечественной войны С.В.Г. незаконным, обязать Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя выдать С.В.Г. удостоверение участника Великой отечественной войны, заменив удостоверение участника войны украинского образца на удостоверение участника войны образца Российской Федерации, мотивируя свои требования тем, что С.В.Г. является гражданином Российской Федерации, 02.02.2005 года Управлением труда и социальной защиты населения Гагаринской РГА г. Севастополя выдано бессрочное удостоверение ветерана войны - участника войны. Она обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя по вопросу замены удостоверения участника войны украинского образца на удостоверение участника войны образца Российской Федерации, однако в замене удостоверения участника войны ей было отказано на основании того, что лица, которые во время обороны г. Севастополя с 30.10.1941 года по 04.07.1942 года проживали на его территории как категория ветеранов Великой Отечественной войны в Федеральном законе от 12.01.1995 года N5 "О ветеранах" не предусмотрена.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 16 июня 2016 исковые требования Прокурора Ленинского района г. Севастополя удовлетворены, отказ Департамента труда и социальной защиты населения г.Севастополя в выдаче удостоверения участника Великой Отечественной войны С.В.Г. признан незаконным, на Департамент труда и социальной защиты населения г. Севастополя возложена обязанность выдать С.В.Г. удостоверение участника Великой Отечественной войны, заменив удостоверение участника войны украинского образца на удостоверение участника войны образца Российской Федерации.
Ответчиком Департаментом труда и социальной защиты населения г. Севастополя подана апелляционная жалоба, в которой, полагая, что суд нарушил нормы материального права и неправильно применил нормы процессуального права, просит отменить решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 16.06.2016 года полностью и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Прокурору Ленинского района г. Севастополя в интересах С.В.Г. отказать, указывая, что в соответствии с законодательством, действовавшим на территории г. Севастополя до 21.02.2014 года, а именно п. 12 ст. 9 Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты", Семеновой В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицу, которое проживало на территории г. Севастополя во время его обороны с 30.10.1941 года по 04.07.1942 года был присвоен статус "Участника войны" и 02.02.2005 года было выдано соответствующее удостоверение украинского образца N. Также, указывает на то, что в соответствии п.п. 1-3 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и Законом г.Севастополя от 23.01.2015 года N106-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории г.Севастополя", за С.В.Г. сохранены все меры социальной поддержки, которые были предусмотрены в соответствии с законодательством, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что цитируя ст. 2 Федерального Закона от 12.01.1995 года ФЗ "О ветеранах", суд не обратил внимания, что в ч. 1 ст. 2 Закона N5-ФЗ после фразы "К ветеранам Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны", стоит не точка, а двоеточие и далее идет перечень категорий лиц, которые относятся к участникам Великой Отечественной войны (подпункты "а-и" пункта 1 и пункты 2-4 ).
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 5-ФЗ, ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, далее период Великой Отечественной войны, не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Исходя из этого лица, которые проживали на территории г. Севастополя во время обороны с 30.10.1941 года по 04.07.1942 года, не входят в перечень, содержащийся в Законе N 5-ФЗ и Законе N421-ФЗ, как лица, имеющее право на статус ветерана Великой Отечественной войны и на соответствующие меры социальной поддержки. При таких обстоятельствах, Семенова В.Г. не имеет права на получение удостоверения ветерана Великой Отечественной войны. Кроме этого, полагает, что утверждение суда о том, что Департамент должен выдать удостоверение "ветерана Великой Отечественной войны" российского образца на основании удостоверения "Участника войны" украинского образца в соответствии со ст. ст. 11, 12 Закона N6-ФКЗ, не соответствует действительности, поскольку согласно нормам указанного закона, на территории Крыма и г. Севастополя действуют документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), выданные при Украине, и за гражданами сохраняются все меры социальной поддержки, которые действовали по состоянию на 21.02.2014 года. О том, что на основании украинских документов должны выдаваться аналогичные документы российского образца в Законе не указано. Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ от 22.12.2014 года N421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя", документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г.Севастополя либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации. Замена указанных документов осуществляется на основании обращения гражданина в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отмечает, что согласно п. 4 Правил замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданными государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 года N 1532, для замены подтверждающего документа представляется документ, содержащий сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность его к льготной категории), в случаях, когда законодательством Российской Федерации для подтверждения статуса гражданина (принадлежность его к льготной категории) и основания предоставления ему мер социальной защиты (поддержки) предусмотрена процедура установления (подтверждения, определения соответствия или признания) соответствующих обстоятельств, событий и фактов. В соответствии с инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных ФЗ "О ветеранах", утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 года N 69, удостоверение Ветерана Великой Отечественной войны выдается на основании удостоверения участника войны, выданного в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10.11.1978 года N907, либо на основании удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 05.10.1999 года N 1122. Участниками Великой Отечественной войны из числа указанных лиц, которым ранее удостоверение участника войны не выдавалось, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается по обращению граждан (военными комиссариатами, органами внутренних дел и соответствующими органами Федеральной службы безопасности РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение - в зависимости от категории и пункта) по месту жительства на основании документов, подтверждающих отношение гражданина к одной из категорий указанных в пунктах 1 (пп. а-п) - 4 части 1 статьи 2 Закона N5-ФЗ. В Законе N6-ФКЗ отсутствуют правовые нормы согласно которым на основании украинских документов должны автоматически выдаваться документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки) российского образца.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Ленинского района города Севастополя, ссылаясь на то, что решение судом постановленос соблюдением норм материального процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства оценены судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал по доводам, в ней изложенным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор и истец возражали против доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заслушав доклад судьи-докладчика, истца, прокурора, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N23 "О судебном решении" от 19.12.2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
В силу ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о наличии таких оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что отказ Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя о замене удостоверения ветерана Великой Отечественной войны является незаконным, в связи с чем, права истца подлежат восстановлению путем возложения обязанности на ответчика выдать удостоверение участника Великой Отечественной войны, заменив удостоверение украинского образца.
С такими выводами не может согласиться судебная коллегия исходя из следующего.
Судебным разбирательством установлено, что 02 февраля 2005 года Управлением труда и социальной защиты населения Ленинской районной государственной администрации г.Севастополя С.В.Г. выдано удостоверение участника войны (л.д.9).
Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года.
Таким образом, все меры социальной поддержки, которые предусмотрены для граждан, имеющих удостоверение участника войны украинского образца за С.В.Г. сохраняются, что усматривается также из ответа Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 05.04.2016 года за N в адрес С.В.Г., согласно которому ей предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата в размере 500,00 рублей, оплата в размере 50 процентов стоимости услуг за жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилья, оплата в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации, право бесплатного проезда всеми видами городского пассажирского транспорта, а также железнодорожным транспортом пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов Севастополя (л.д.7-8).
В свою очередь частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся, участники Великой Отечественной войны, перечень которых является исчерпывающим, лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) ветеранам Великой Отечественной войны на территории города Севастополя регулируется Федеральным законом от 22.12.2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальном страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Из материалов дела усматривается, что С.В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, которое во время обороны Севастополя с 30 октября 1941 по 04 июля 1942 года проживала на его территории.
Между тем данная категория лиц, которые проживали на территории города Севастополя во время его обороны с 30.10.1941 года по 04.07.1942 года в Законе от 12.01.1995 года N 5-ФЗ и N 421-ФЗ от 22.12.2014 года, как лица, имеющие право на статус Ветерана Великой Отечественной войны, не указаны.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 22.12.2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальном страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации. Замена указанных документов осуществляется на основании обращения гражданина в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 года N 1532, для замены подтверждающего документа представляется, в том числе документ, содержащий сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность его к льготной категории), - в случаях, когда законодательством Российской Федерации для подтверждения статуса гражданина (принадлежности его к льготной категории) и оснований предоставления ему мер социальной защиты (поддержки) предусмотрена процедура установления (подтверждения, определения соответствия или признания) соответствующих обстоятельств, событий и фактов.
Документов, подтверждающих, что истец относится к категориям ветеранов Великой Отечественной войны, указанных в законе N5-ФЗ "О ветеранах" не представлено, лица, которые проживали на территории города Севастополя по время его обороны с 30.10.1941 года по 04.07.1942 года к таким категориям не отнесены.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что юбилейные медали в честь 65 и 70 лет победы в Великой Отечественной войне на относятся к орденам или медалям СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, согласно статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", а памятный знак "Юный защитник Севастополя" не является государственной наградой.
При этом, выдача удостоверения С.В.Г. участника Великой Отечественной войны образца Российской Федерации, взамен имеющегося удостоверения участника войны, выданного на основании законодательства Украины, действующим законодательством не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания отказа Департамента труда и социальной защиты населения Севастополя в выдаче удостоверения участника Великой Отечественной войны незаконным, а также отсутствовали законные основания для возложения на Управление труда и социальной защиты населения Севастополя обязанности выдать С.В.Г. удостоверение участника Великой Отечественной войны, заменив удостоверение участника войны украинского образца на удостоверение участник войны образца Российской Федерации.
Таким образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 16 июня 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах С.В.Г. к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о признании незаконным отказа Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя в выдаче удостоверения участника Великой отечественной войны С.В.Г. и обязании Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя выдать С.В.Г. удостоверение участника Великой отечественной войны, заменив удостоверение участника войны украинского образца на удостоверение участника войны образца Российской Федерации отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий, судья: Т.Р.Лядова
Судьи: Е.В.Козуб
О.И.Жиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.