Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Лядовой Т.Р.
судей Жиляевой О.И.
Герасименко Е.В.
при секретаре судебного заседания Семашко О.С.
при участии:
от Правительства Севастополя, Департамента аппарата Губернатора и Правительства Севастополя: А.Д.А.,
иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явились, сведения о причинах неявки не представили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу П.О.Г. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 26 июля 2016 года по делу N33-3188/16 (N2-2327/2016)
по иску П.О.Г.
к Правительству Севастополя, Департаменту аппарата Губернатора и Правительства Севастополя, Департаменту Ленинского района города Севастополя
о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
В июле 2016 года П.О.Г. обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с исковым заявлением к Правительству Севастополя, Департаменту аппарата Губернатора и Правительства Севастополя, Департаменту Ленинского района города Севастополя, в котором просил признать незаконным решение об отказе во включении истца в кадровый резерв для замещения должностей государственной гражданской службы города Севастополя в Департаменте Ленинского района города Севастополя, обязать ответчиков включить истца в кадровый резерв для замещения должностей государственной гражданской службы города Севастополя в Департаменте Ленинского района города Севастополя главной группы должностей "руководители" по направлению профессиональной служебной деятельности - обеспечение деятельности государственного органа, специализация по направлению профессиональной служебной деятельности - правовое (юридическое) обеспечение деятельности государственного органа, взыскать с ответчиков в пользу истца судебные расходы.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что в марте 2016 года проводился конкурс на включение в кадровый резерв для замещения должностей государственной гражданской службы города Севастополя в Департаменте Ленинского района города Севастополя, по результатам которого истцу отказано во включении в кадровый резерв по главной группе должностей "руководители" по направлению профессиональной служебной деятельности - обеспечение деятельности государственного органа, специализация по направлению профессиональной служебной деятельности - правовое (юридическое) обеспечение деятельности государственного органа. Однако истец полагает указанное решение комиссии по проведению конкурса на включение в кадровый резерв Департамента Ленинского района города Севастополя необоснованным, поскольку истец с учетом его личных и профессиональных требований соответствует предъявляемым требования к замещаемой должности. Кроме того, данное решение является немотивированным, так как в нем отсутствуют указания на причины отказа во включении в кадровый резерв.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 26 июля 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в ней, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков Правительства Севастополя. Департамента аппарата Губернатора и Правительства Севастополя - А.Д.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
П.О.Г., представитель Департамента Ленинского района города Севастополя не явились, принимая во внимание наличие в материалах дела доказательств, подтверждающих их надлежащее извещение о дате, времени и месте судебного заседания, судебная коллегия, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив доводы апелляционной жалобы, решение суда относительно правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, правовой оценки обстоятельств по делу, не усматривает оснований для изменения или отмены оспариваемого решения суда исходя из следующего.
Нормами статьи 22 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.
Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.
Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ N 112 от 01 февраля 2005 года.
Согласно пункту 9 Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе города Севастополя, утвержденного Указом Губернатора города Севастополя от 13 октября 2014 года N77, конкурс на включение в кадровый резерв государственного органа проводится в порядке, установленном Указом Президента РФ N 112 от 01 февраля 2005 года "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации".
В силу пункту 2 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации", конкурс в государственном органе объявляется по решению руководителя государственного органа либо представителя указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" может быть произведено на конкурсной основе.
В соответствии с пунктом 5 приведенного выше Положения право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.
Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.
Как определено пунктом 6 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года N 112, конкурс проводится в два этапа. На первом этапе на официальном сайте государственного органа в сети Интернет размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.
Пунктом 7 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года N 112 закреплен перечень документов, подлежащих представлению в государственный орган лицом, изъявившим желание участвовать в конкурсе.
В соответствии с пунктом 16 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года N 112, для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа.
Согласно пункту 18 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года N 112, конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.
В государственном органе допускается образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы.
В силу пункта 19 указанного Положения конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.
При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.
При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Указом Губернатора города Севастополя от 31 марта 2015 года N47-УГ "Об организации кадровой работы в исполнительных органах государственной власти города Севастополя" Департамент Ленинского района города Севастополя включен в перечень исполнительных органов государственной власти города Севастополя, в которых кадровую работу осуществляет Управление по вопросам государственной службы и кадров Департамента аппарата Губернатора и Правительств Севастополя.
Приказом директора Департамента Ленинского района города Севастополя от 17 февраля 2016 года N09 "Об объявлении конкурса на включение в кадровый резерв" на основании статьи 52 Закона города Севастополя от 03 июня 2014 года N23-ЗС "О государственной гражданской службе города Севастополя", Указа Губернатора города Севастополя от 13 октября 2014 года N77 "Об утверждении Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе города Севастополя объявлен конкурс на включение в кадровый резерв для замещения должностей государственной гражданской службы в Департаменте Ленинского района города Севастополя.
Пунктом 2 данного Приказа утвержден состав комиссии по проведению конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы города Севастополя и на включение в кадровый резерв Департамента Ленинского района города Севастополя (далее - Комиссия) (л.д.39-40), сформированной согласно требованиям пункта 17 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года N 112.
18 февраля 2016 года на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет была размещена информация об объявлении конкурса.
03 марта 2016 года в адрес Управления по вопросам государственной службы и кадров Департамента аппарата Губернатора и Правительств Севастополя поступило заявление П.О.Г., с приложенными к нему документами, предусмотренными действующим законодательством, для участия в конкурсе на включение в кадровый резерв по главной группе должностей "руководители" по направлению профессиональной служебной деятельности - обеспечение деятельности государственного органа, специализация по направлению профессиональной служебной деятельности - правовое (юридическое) обеспечение деятельности государственного органа.
15 марта 2016 года проведен первый этап конкурса. По результатам рассмотрения документов, поступивших от кандидатов для участия в конкурсе на включение в кадровый резерв для замещения должностей государственной гражданской службы города Севастополя в Департаменте Ленинского района города Севастополя, решением Комиссии, отраженном в протоколе N1 от 15 марта 2016 года истец допущен к участию во втором этапе конкурса по главной группе должностей "руководители" по направлению профессиональной служебной деятельности - обеспечение деятельности государственного органа, специализация по направлению профессиональной служебной деятельности - правовое (юридическое) обеспечение деятельности государственного органа. В качестве методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов на втором этапе конкурса решено использовать тестирование и индивидуальное собеседование (л.д.46-49).
Из материалов дела усматривается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что П.О.Г. 16 марта 2016 года был письменно уведомлен о допуске к участию во втором этапе конкурса в виде тестирования с последующим собеседованием (л.д.9).
Приказом директора Департамента Ленинского района города Севастополя от 25 марта 2016 года N14 "О проведении второго этапа конкурса на включение в кадровый резерв" предписано провести 29 марта 2016 года второй этап конкурса на включение в кадровый резерв для замещения должностей государственной гражданской службы города Севастополя в Департаменте Ленинского района города Севастополя (л.д.50).
Протокольным решением Комиссии от 29 марта 2016 года N2, на заседании которой присутствовали 6 членов комиссии, 2 независимых эксперта, по результатам проведенного тестирования и индивидуального собеседования, истцу отказано во включении в кадровый резерв по главной группе должностей "руководители" по направлению профессиональной служебной деятельности - обеспечение деятельности государственного органа, специализация по направлению профессиональной служебной деятельности - правовое (юридическое) обеспечение деятельности государственного органа. Решение принято членами комиссии единогласно. Протокол Комиссии подписан председателем конкурсной комиссии, ее секретарем и членами комиссии, принимавшими участие в её работе (л.д.51-54).
В соблюдение требований пункта 24 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года N 112 информация о результатах размещена в 7-дневный срок со дня его завершения на официальном сайте Правительства Севастополя, а также сообщение о результатах конкурса в указанный срок в письменной форме направлено в адрес истца (л.д.55).
Несостоятельными признаются судебной коллегией ссылки на необоснованность решения принятого по результатам конкурса, поскольку он был проведен в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 01.02.2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" с личным участием заявителя и с учетом представленных им документов по квалификации и профессиональным качествам, решение конкурсной комиссии определено большинством голосов.
Кроме того, следует отметить, что доводы истца об отсутствии оснований для вывода о не признании его победителем являются субъективным мнением П.О.Г. и выводов отраженных в Протоколе заседания конкурсной комиссии не опровергают.
Касательно утверждений истца о том, что решение Комиссии, отраженное в протоколе от 29 марта 2016 года N2 не содержит мотивов отказа истцу во включении в кадровый резерв, вследствие чего подлежит признанию незаконным, судебная коллегия обращает внимание, что действующее законодательство не содержит обязательных требований об изложении в решении мотивов, по которым конкурсная комиссия пришла к выводу о наличии или отсутствия оснований для включения кандидата в кадровый резерв.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в ходе апелляционного рассмотрения дела нарушений процедуры проведения конкурса установлено не было, суд первой инстанции, правильно руководствуясь нормами Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года N 112, пришел к верному выводу о необоснованности требований истца, на основании чего вынес законное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия полагает верными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приведенным истцом в обосновании исковых требований, которые были исследованы и рассмотрены судом, им была дана надлежащая оценка в решении суда.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 26 июля 2016 года по делу N33-3188/16 (N2-2327/2016) оставить без изменения, а апелляционную жалобу П.О.Г. - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Т.Р. Лядова
Судьи О.И. Жиляева
Е.В. Герасименко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.