Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Лядовой Т.Р.
судей Жиляевой О.И.
Герасименко Е.В.
при секретаре судебного заседания Семашко О.С.
при участии:
прокурора Ч.Н.Н.,
от Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя: К.В.Ю.,
иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явились, сведения о причинах неявки не представили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 06 сентября 2016 года по делу N33-3277/16 (N2-3515/2016)
по иску Прокуратуры Ленинского районного суда города Севастополя в интересах П.К.И.
к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя
о признании ветераном Великой Отечественной войны,
УСТАНОВИЛА:
В июле 2016 года Прокуратура Ленинского районного суда города Севастополя обратилась в Гагаринский районный суд города Севастополя в интересах П.К.И. с исковым заявлением к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, в котором просила признать отказ ответчика в признании П.К.И. участником Великой Отечественной войны и выдаче ей удостоверения участника Великой Отечественной войны, признать П.К.И. ветераном Великой Отечественной войны, обязать ответчика выдать П.К.И. удостоверение ветерана Великой Отечественной войны.
В обоснование заявленных требований прокурором указано, что в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации ответчиком отказано в замене П.К.И. удостоверения участника войны установленного образца, чем нарушены гарантии социальной защиты, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 06 сентября 2016 года исковые требования удовлетворены: признан неправомерным отказ Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя П.К.И. в признании её участником Великой Отечественной войны и выдаче ей удостоверения участника Великой Отечественной войны, П.К.И. признана ветераном Великой Отечественной войны, на Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя возложена обязанность выдать П.К.И. удостоверение участника Великой Отечественной войны.
Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Представитель ответчика настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить по доводам. изложенным в ней, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
П.К.И. не явилась, принимая во внимание наличие в материалах дела доказательств, подтверждающих её надлежащее извещение о дате, времени и месте судебного заседания, судебная коллегия, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Судебная коллегия, проверив доводы апелляционной жалобы, решение суда относительно правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, правовой оценки обстоятельств по делу, усматривает основания для отмены оспариваемого решения суда исходя из следующего.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что принимая во внимание наличие у П.К.И. статуса ветерана войны - участника боевых действий, присвоенного на основании свидетельских показаний органами социальной защиты населения, удостоверения ветерана войны - участника войны, выданного государством Украина, положения статей 11-12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", истец имеет статус ветерана Великой Отечественной войны, вследствие чего заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами первой инстанции, поскольку они не соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и считает необходимым обратить внимание на следующее.
При апелляционном рассмотрении дела установлено, что П.К.И. является гражданином Российской Федерации, приобретшим гражданство Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации серии 83 14 212243, выданным Федеральной миграционной службой, 11 апреля 2014 года, код подразделения 900-002 (л.д. 9).
Место жительства П.К.И. зарегистрировано по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).
18 мая 2007 года Управлением труда и социальной защиты населения Ленинской районной городской администрации города Севастополя, в порядке, определенном Законом Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты", П.К.И. выдано удостоверение серии В-П N, предъявитель которого имеет льготы, установленные законодательством Украины для ветеранов войны - участников боевых действий.
В апреле 2016 года П.К.И. обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя с заявлением о замене указанного удостоверения, выданного государством Украина, на удостоверение установленного образца, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Письмами Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 01 июля 2016 года исх.NП-921/7.1, от 19 июля 2016 года исх.NП.07 П.К.И. сообщено, что установить истцу статус ветерана Великой Отечественной войны - труженика тыла в соответствии с действующим законодательством в настоящее время не представляется возможным, поскольку факт работы в тылу не подтвержден документально, вместе с тем, имеющееся у П.К.И. удостоверение дает право на соответствующие меры социальной поддержки (л.д.15-18).
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 22.12.2014 N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" документы, являющиеся основанием для предоставления гражданам мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с настоящим Федеральным законом и составленные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык. Документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации. Замена указанных документов осуществляется на основании обращения гражданина в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 2, 4 Правил замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N1532, предусмотрено, что замена подтверждающих документов осуществляется на основании обращения отдельных категорий граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя.
Для замены подтверждающего документа представляются: а) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации либо иностранного гражданина (лица без гражданства); б) документ, подтверждающий, что по состоянию на 18 марта 2014 г. гражданин постоянно проживал на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя; в)подтверждающий документ, подлежащий замене; г) документ, содержащий сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность его к льготной категории), - в случаях, когда законодательством Российской Федерации для подтверждения статуса гражданина (принадлежности его к льготной категории) и оснований предоставления ему мер социальной защиты (поддержки) предусмотрена процедура установления (подтверждения, определения соответствия или признания) соответствующих обстоятельств, событий и фактов.
В силу пункта 4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, отнесены к категории участников Великой Отечественной войны.
Согласно пункту 2.10 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 N 69, ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 12 мая 1988 г. N 621, либо на основании удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122.
Ветеранам Великой Отечественной войны из числа указанных лиц, которым ранее удостоверение не выдавалось, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании трудовых книжек, справок архивных учреждений и организаций, подтверждающих факт работы в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо на основании удостоверений о награждении орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
В соответствии с представленными в материалах дела копиями документов о работе истца в годы Великой Отечественной войны, а именно: справке, выданной Долиновским сельским советом Бахчисарайского района Крымской области (Совхоз "Победа") в мае 1990 года, справке N от 25 марта 1994 года, выданной на основании лицевого счета N234 за 1945-48 года, П.К.И. работала в колхозе "Победа" Бахчисарайского района Республики Крым с января 1945 года по февраль 1948 года.
При этом утверждения П.К.И. о том, что стаж её работы во время Великой Отечественной войны составил 01 год 01 месяц, с учетом того, что после освобождения Крыма от немецко-фашистских оккупантов в апреле 1944 года, она работала рядовой, звеньевой, затем - секретарем в Топчийской сельском совете, не находят своего подтверждения относимыми и допустимыми доказательствами, имеющимися в материалах дела, поскольку факт работы в тылу в указанной период, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, не может подтверждаться свидетельскими показаниями, а письменных документов П.К.И. не представлено.
Помимо указанного, следует отметить, что в соответствии с положениями Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Закона города Севастополя от 23.01.2015 N106-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" П.К.И. сохранены меры социальной поддержки, право на которые имелось по ранее действующему законодательству на основании документов, выданных государством Украина.
Принимая во внимание изложенное выше, учитывая отсутствие у П.К.И. иных документов, подтверждающих наличие статуса ветерана Великой Отечественной войны в соответствии с законодательством Российской Федерации, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы являются существенными, оспариваемое решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, как принятое судом первой инстанции с нарушением норм материального права, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 06 сентября 2016 года по делу N33-3277/16 (N2-3515/2016) отменить, принять новое решение:
"В удовлетворении исковых требований отказать".
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий Т.Р. Лядова
Судьи О.И. Жиляева
Е.В. Герасименко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.