Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего судьи Жиляевой О.И.
Судей Герасименко Е.В., Радовиль В.Л.
При секретаре Д.А.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по апелляционной жалобе Г.Т.Б. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 23 августа 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Правительство Севастополя обратилось в суд с иском к Г.Т.Б., 3-е лицо Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в котором просило признать отсутствующим право собственности на земельный участок площадью 0,06 га, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N), предоставленный для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), находящийся в собственности Г.Т.Б. на основании свидетельства о праве собственности от 11 апреля 2013 года; признать недействительным указанное свидетельство о праве собственности на землю.
Требования иска мотивированы тем, что спорный земельный участок принадлежит на праве частной собственности Г.Т.Б.., который предоставлен ей на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 06 апреля 2010 года N 1155-р.
Однако, как считает истец, вышеуказанное распоряжение принято органом властных полномочий с нарушением законодательства, действовавшего на момент его принятия, поскольку правом по распоряжению землями, находящимися в границах города Севастополя, обладал исключительно Севастопольский городской Совет.
Таким образом, у ответчика незаконно возникло право собственности на спорный объект недвижимости.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 23 августа 2016 года иск удовлетворен частично. Признано отсутствующим право собственности Г.Т.Б. на земельный участок N, площадью 0,06 га, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N, предоставленный для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), на основании свидетельства о праве собственности от 11 апреля 2013 года серии САВ N N, индексный номер N, выданного государственным регистратором Регистрационной службы Главного управления юстиции в г. Севастополе. В удовлетворении остальной части иска истцу отказано. Судом разрешен вопрос о судебных расходах.
В апелляционной жалобе Г.Т.Б. просит об отмене решения суда в удовлетворенной части иска, вынесении в этой части нового решения об отказе в иске.
В качестве доводов апелляционной жалобы указано, что на момент разрешения настоящего спора имелись вступившие в законную силу решения судов, согласно которым установлено, что Севастопольская городская государственная администрация вправе была распоряжаться спорным земельным участком и, соответственно, выносит определенные распоряжения по передачи земли в собственность гражданам.
По мнению апеллянта, суд необоснованно не прекратил производство по настоящему делу, поскольку ранее имелся спор между теми же сторонами, который был разрешен.
Апеллянт также отметил, что в декабре 2015 года Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя была проведена внеплановая проверка соблюдения земельного законодательства в отношении ответчика в ходе которой не было установлено тех обстоятельств, на которые ссылается истец в своем иске.
Г.Т.Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ее представитель, действующий по доверенности, в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Правительства Севастополя, действующий по доверенности, в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Представитель Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся с учетом положений ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит установленных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 06 апреля 2010 года Севастопольской городской государственной администрацией принято распоряжение N 1155-р "О передачи в собственность гр. Г.Т.Б. земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенного в бухте Казачья".
Указанным распоряжением Г.Т.Б. утвержден проект землеустройства по отведению земельного участка с установлением границ в натуре (на местности) площадью 0,06 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок), расположенный в бухте Казачья, и передан ей в собственность.
11 апреля 2013 года Г.Т.Б. выдано свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество в виде земельного участка N N, расположенного по адресу: г "адрес".
Поскольку правоотношения по приобретению и передаче в собственность спорного земельного участка возникли в соответствии с нормами Земельного кодекса Украины, который действовал на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, данный спор подлежит рассмотрению с учетом положений указанного Кодекса.
Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины определено, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.
Статьей 118 Земельного кодекса Украины устанавливается обязанность граждан, которые заинтересованы в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания дома, хозяйственных построек и сооружений, обратиться с соответствующим ходатайством к соответствующим районным, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации или сельских, поселковых городских советов по месту нахождения земельных участков. По результатам такого обращения уполномоченный орган принимает соответствующее решение.
Как указывалось выше, решение о передаче бесплатно в собственность граждан земельного участка, принимается уполномоченным на то органом.
При этом, из статьи 9 Земельного кодекса Украины следует, что к полномочиям Севастопольского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия по распоряжению землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины следует, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти. Согласно Указу Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 13 ноября 1975 года N 361 "Об установлении новых районов в некоторых городам Украинской ССР" в г. Севастополе создан Гагаринский район. Решением исполнительного комитета Севастопольского городского совета депутатов трудящихся от 08 февраля 1977 года N 3/93 "О границах районов в г. Севастополе" утверждены границы Ленинского, Балаклавского, Гагаринского и Нахимовского района. Согласно решению Севастопольского городского Совета от 13 декабря 1995 года N 4114 "Об утверждении Генерального плана г. Севастополя до 2025 года" спорный земельный участок находится в границах города Севастополя (Балаклавский район).
Исходя из вышеуказанного, учитывая расположение спорного земельного участка в бухте Казачья, что относится к границам Гагаринского району города Севастополя, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вопрос о передаче в собственность Г.Т.Б. земельного участка, разрешен неуполномоченным на то лицо, то есть Севастопольской городской государственной администрацией, а не Севастопольским городским Советом.
В материалах дела отсутствуют сведения, которые подтверждают обращение Г.Т.Б. с соответствующим заявлением в Севастопольский городской Совет с требованиями о выделении ей бесплатно в собственность земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений.
Относительно Г.Т.Б. отсутствует акт индивидуального действия - соответствующее решение сессии Севастопольского городского Совета о передаче в собственность спорного земельного участка.
Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города - героя Севастополя" установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским советом.
В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 года N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Как следует из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.
Согласно пункту 2 статьи 25, пунктам 1,7,9 статьи 27 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года N 5-ЗС "О правительстве Севастополя" к основным полномочиям Правительства Севастополя относится организация и осуществление управления и распоряжения собственностью города Севастополя и контроля за ее эффективным использованием, наделение полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующих органов исполнительной власти, разработка и осуществление городской политики в области градостроительства и землепользования, осуществление контроля за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществление управления в области земельных отношений.
Таким образом, в настоящее время, распорядителем земель, находящихся в собственности города Севастополя, является Правительство Севастополя.
Поскольку спорный земельный участок, который находится в собственности Г.Т.Б.., выбыл из собственности города Севастополя незаконно, так как орган, принявший распоряжение о передаче земельного участка ответчице, превысил свои полномочия, имеются основания для установления нарушения прав и интересов федерального органа государственной власти.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными, оснований для отмены решения судебная коллегия не усматривает.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд при принятии решения не учел вступившее в законную силу решение суда между теми же сторонами, по тем же основаниям и предмету спора, судебная коллегия не принимает во внимание в виду следующего.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 21 февраля 2014 года прокурору Гагаринского района города Севастополя, действующего в интересах государства в лице Севастопольского городского Совета, к Г.Т.Б.., Главному управлению юстиции в г. Севастополе, Севастопольской городской государственной администрации, Регистрационной службы Главного управления юстиции в г. Севастополе о признании недействительным распоряжения о передаче в собственность земельного участка, истребовании земельного участка из незаконного владения, признании недействительным решения о государственной регистрации прав и их обременений, признании недействительным свидетельства на право собственности на недвижимое имущество, признание недействительной записи в государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности на земельный участок было отказано.
В силу части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, лицами, участвующими в деле, не доказываются в новом гражданском деле с тем же субъектным составом обстоятельства, которые установлены судебными постановлениями, при условии вступления их в законную силу по правилам, установленным процессуальным законодательством.
Как уже указывалось выше, Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города - героя Севастополя" органы Украины, действовавшие на территории города Севастополя, были ликвидированы без дальнейшего правопреемства.
Между тем, из вышеуказанного гражданского дела по которому состоялось судебное решение, следует, что спор имел место между иными сторонами, ликвидированными в настоящее время на территории города Севастополя.
При таких обстоятельствах, решение суда от 21 февраля 2014 года по вышеуказанному делу не могло явиться основанием для прекращения производства по настоящему делу.
Довод апелляционной жалобы о том, что в декабре 2015 года Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя была проведена проверка по соблюдению Г.Т.Б. земельного законодательства, в ходе которой не установлено оснований незаконного владения земельного участка, судебная коллегия отклоняет, поскольку в данном случае установлена противоправность владения ответчицей спорным земельным участком. Кроме того, не подлежат оценки в рамках настоящего гражданского дела действия органа, осуществившего проверку в виду того, что спор заявлен по иным обстоятельствам.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку обстоятельств дела.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 23 августа 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Г.Т.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.