Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего судьи Жиляевой О.И.
Судей Герасименко Е.В., Радовиль В.Л.
При секретаре Д.А.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по апелляционной жалобе Н.Т.Г. на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 07 июля 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Балаклавского района города Севастополя в интересах города федерального значения Севастополя в лице Правительства Севастополя - Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в суд с иском к Н.Т.Г.., 3-и лица ГКУ Севастополя "Севастопольское лесничество", Управление лесного и охотничьего хозяйства Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в котором просил:
- признать недействительным кадастровый учет земельного участка площадью 0,1 га, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N, обязав Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя снять с кадастрового учета указанный земельный участок, аннулировав и исключив сведения о государственном кадастре недвижимости о земельном участке;
- признать недействительным свидетельство о праве собственности Н.Т.Г. на указанный земельный участок;
- признать отсутствующим право собственности ответчика на данный земельный участок;
- истребовать в собственность города федерального значения Севастополя из незаконного владения Н.Т.Г. данный земельный участок.
Требования иска мотивированы тем, что при проведении прокуратурой проверки было установлено, что 06 апреля 2010 года Севастопольской городской государственной администрацией принято распоряжение N 1126-р "О передаче в собственность гражданам-членам обслуживающего кооператива "Дачно-строительный кооператив "Зеленый мыс" земельных участков для индивидуального дачного строительства, расположенных по адресу: Севастопольская зона ЮБК, 20-Б/1-9".
На основании данного распоряжения Н.Т.Г. был предоставлен спорный земельный участок.
Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя в государственный кадастр были внесены сведения о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости.
В то же время, прокурор отмечает, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрацией от 06 апреля 2010 года N 1126-р фактически изменено целевое назначение спорного земельного участка, поскольку он находился в постоянном пользовании государственного предприятия "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство".
Таким образом, принятое распоряжение является незаконным, а спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность ответчика вопреки нормам закона, действовавшего на момент возникновения спора.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 07 июля 2016 года исковые требования удовлетворены частично. Признано недействительным свидетельство о праве собственности Н.Т.Г. на земельный участок площадью 0,1 га, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N, в связи с чем, данным земельный участок истребован из незаконного владения Н.Т.Г. в государственную собственность субъекта федерации - города федерального значения Севастополя.
На данное решение суда Н.Т.Г. принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене, как незаконного и необоснованного.
Н.Т.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ее представитель, действующий по доверенности, апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Прокурор Севастопольской городской прокуратуры, представитель ГКУ "Севастопольское лесничество", действующий по доверенности, считали апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Представители Управления лесного и охотничьего хозяйства Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся с учетом положений ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что 06 апреля 2010 года Севастопольской городской государственной администрацией принято распоряжение N 1126-р "О передаче в собственность гражданам-членам обслуживающего кооператива "Дачно-строительный кооператив "Зеленый мыс" земельных участков для индивидуального дачного строительства, расположенных по адресу: Севастопольская зона ЮБК, N 20-Б/1-9".
Указанным распоряжением был утвержден ОК "Дачно-строительный кооператив "Зеленый мыс" проект землеустройства относительно отведения земельных участков площадью 0,77 га для индивидуального дачного строительства, расположенных по адресу: Севастопольская зона ЮБК, N 20-Б/1-9 с отнесением этих земель к категории земель рекреационного назначения.
13 августа 2013 года Н.Т.Г. выдано свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, а именно на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" площадью 0,1 га.
Регистрационной службой Главного управления юстиции в г. Севастополе 13 августа 2013 года в Государственный реестр имущественных прав на недвижимое имущество о регистрации прав собственности были внесены сведения о регистрации за Н.Т.Г. права собственности на указанный земельный участок.
В силу части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Закон города Севастополя "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" от 25 июля 2014 года N 46-ЗС устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
В силу частью 1 статьи 8 названного закона города Севастополя сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения как о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, N N площадью 0,1 га, расположенный в Севастопольской зоне ЮБК, с присвоением кадастрового номера N, и 31 марта 2016 года Н.Т.Г. выдан кадастровый паспорт на указанный земельный участок.
Как указывалось выше, исковые требования обоснованы тем, что спорный земельный участок, который в настоящее время находится во владении Н.Т.Г.., находился на момент его передачи в постоянном пользовании государственного предприятия "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство" и фактически после его передачи ответчику было изменено целевое назначение земельного участка.
При проверке законности и обоснованности заявленных исковых требований, судебная коллегия считает необходимым применить материальное право страны, действовавшее на момент возникновения спорных отношений до 18 марта 2014 года.
Частью 2 статьи 20 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что изменение целевого назначения земель проводится органами исполнительной власти или органами местного управления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.
Частью 3 статьи 57 Лесного кодекса Украины и частью 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины установлено, что изменение целевого назначения земельных лесных участков осуществляется по согласованию и с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды.
Согласно части 5 статьи 116, части 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины, предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Судебная коллегия отмечает, что в ходе проведения проверки органами прокуратуры установлено, что переданный в собственность Натенадзе Т.Г. земельный участок согласно пункту 5 Заключительных положений Лесного кодекса Украины и планово-картографических материалов лесоустройства 1999 г. относился к землям лесного фонда и был передан в постоянное пользование государственному предприятию "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство". Материалы дела не содержат сведений относительно изъятия спорного земельного участка в установленном законом порядке у постоянного пользователя.
В настоящее время Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 05 мая 2016 года N 1525 спорный земельный участок закреплен за Государственным казенным учреждением "Севастопольское лесничество".
Исходя из указанного, позволяется возможным отметить, что спорный земельный участок N N площадью 0,1 га, расположенный в Севастопольской зоне ЮБК, выделенный Н.Т.Г. на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 06 апреля 2010 года N 1126-р, относится к землям лесного фонда.
Фактически данным распоряжением Севастопольской городской государственной администрации изменено целевое назначение, в том числе, и спорного земельного участка, поскольку земельные участки N 20-Б/1-9, расположенные в Севастопольской зоне ЮБК, и предоставленные в собственность гражданам-членам обслуживающего кооператива "Дачно-строительный кооператив "Зеленый мыс", отнесены органом, принявшим распоряжение, к землям рекреационного назначения и предоставлены Обслуживающему кооперативу для индивидуального дачного строительства.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины определено, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.
Статьей 118 Земельного кодекса Украины устанавливается обязанность граждан, которые заинтересованы в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания дома, хозяйственных построек и сооружений, обратиться с соответствующим ходатайством к соответствующим районным, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации или сельских, поселковых городских советов по месту нахождения земельных участков. По результатам такого обращения уполномоченный орган принимает соответствующее решение.
Как указывалось выше, решение о передаче бесплатно в собственность граждан земельного участка, принимается уполномоченным на то органом.
При этом, из статьи 9 Земельного кодекса Украины следует, что к полномочиям Севастопольского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия по распоряжению землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины следует, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 13 ноября 1975 года N 361 "Об установлении новых районов в некоторых городам Украинской ССР" в г. Севастополе создан Гагаринский район. Решением исполнительного комитета Севастопольского городского совета депутатов трудящихся от 08 февраля 1977 года N 3/93 "О границах районов в г. Севастополе" утверждены границы Ленинского, Балаклавского, Гагаринского и Нахимовского района. Согласно решению Севастопольского городского Совета от 13 декабря 1995 года N 4114 "Об утверждении Генерального плана г. Севастополя до 2025 года" спорный земельный участок находится в границах города Севастополя (Балаклавский район).
Из вышеуказанного следует, что спорный земельный участок, держателем которого на момент рассмотрения спора является Н.Т.Г.., и который входит в земельный участок, переданный обслуживающему кооперативу "Дачно-строительный кооператив "Зеленый мыс" на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 06 апреля 2010 года N 1126-р, незаконно перешел в собственность ответчицы, поскольку Севастопольская городская государственная администрация не была уполномочена распоряжаться землями, находящимися в пределах города Севастополя.
Такими полномочиями обладал исключительно Севастопольский городской совет, что свидетельствует о принятии указанного распоряжения неуполномоченным на то органом государственной власти.
В материалах дела отсутствует акт индивидуального действия в отношении ответчицы - соответствующее решение сессии Севастопольского городского Совета о передаче в собственность спорного земельного участка.
Исходя из вышеизложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции судебная коллегия не находит, поскольку установлено, что вышеуказанным распоряжением незаконно изъяты земельные участки, в том числе и спорный, N N, расположенные в Севастопольской зоне ЮБК, которые по состоянию на 2010 год находились в постоянном пользовании государственного предприятия.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок отнесен к Южному курортно-рекреационному району, не принимается во внимание судебной коллегии, поскольку проверка изменения целевого назначения земельного участка была предметом настоящего спора и получила надлежащую оценку судами первой и апелляционной инстанции.
Ссылка апеллянта на то, что согласно заключению ГП "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство" земельный участок не входит состав земель лесохозяйственного назначения, правового значения для дела не имеет, поскольку отнесение тех или иных земель к землям лесного фонда не являлось прерогативой данного предприятия.
Помимо прочего, из указанного заключения не усматривается, что оно выдано в отношении спорного земельного участка.
Довод апелляционной жалобы о том, что в Главном управлении госкомзема Севастополя отсутствует правовая информация об отнесении земельного участка для нужд лесного хозяйства, подлежит отклонению, поскольку наличие или отсутствие данной информации в государственном органе Украины, который на момент рассмотрения настоящего спора ликвидирован на территории города федерального значения Севастополя, не опровергает выводы суда первой инстанции.
Ссылка апеллянта на пропуск истцом срока исковой давности также не влечет отмену принятого по делу судебного решения.
Так, в своей жалобе апеллянт указывает, что о нарушенном праве истцу стало известно еще в июне 2010 года.
Между тем, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
11 марта 2014 года Верховной Радой Автономной Республики Крым и Севастопольским городским Советом принята Декларация о независимости Республики Крым и г. Севастополя, согласно которой провозглашено Крым независимым суверенным государством - Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
20 марта 2014 года Государственной Думой Российской Федерации, а 21 марта 2014 года Советом Федерации одобрен Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Федеральным Законом от 21 марта 2014 года N 36-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов, подписанный в городе Москве 18 марта 2014 года.
Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города - героя Севастополя" установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским советом.
В соответствии со статьей 8 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в течение переходного периода Генеральная прокуратура Российской Федерации создает на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя органы прокуратуры Республики Крым и органы прокуратуры города федерального значения Севастополя, имеющие статус прокуратуры субъекта Российской Федерации.
Органы прокуратуры города федерального значения Севастополя в системе прокуратуры Российской Федерации созданы приказом Генерального прокурора Российской Федерации N 16-ш от 25 марта 2014 года "Об образовании прокуратуры Республики Крым и прокуратуры города Севастополя в системе прокуратуры Российской Федерации".
При этом, органы прокуратуры Российской Федерации не являются правопреемниками органов прокуратуры Украины, действовавшими на территории республики на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, и соответственно они являются вновь созданными органами и действуют на основании полномочий, предоставленных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
Поскольку срок исковой давности исходя из положений статьи 196 Гражданского кодекса РФ, составляет три года, судебная коллегия не находит оснований для применения срока исковой давности в данном случае.
По существу доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, сводятся к переоценке доказательств по делу, а также выводов суда в части отказа в принятии встречного иска, что не может служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 07 июля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Н.Т.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.