Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Дудкиной Т.Н.,
судей: Артамоновой Т.А., Кондрак Н.И.
при секретаре: Волотовой А.В.
при участии:
административного истца Сторчак А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сторчака А.Н. к УМВД России по г. Севастополю об оспаривании действий должностного лица, по апелляционной жалобе Сторчака А.Н. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 15 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав административного истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
27.07.2016 года Сторчак А.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просил: признать действия инспектора МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Севастополю ФИО1 - незаконными; обязать МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Севастополю зарегистрировать транспортное средство - автомобиль марки MERCEDES-BENZ 508, 1980 года выпуска, идентификационный N, номер кузова, шасси (рамы): N, регистрационный N, цвет зеленый (свидетельство о регистрации транспортного средства КСА N от 23.03.2004, выданное Севастопольским МРЭО ГАИ ГУ - УМВД Украины).
Исковые требования мотивированы тем, что решением Ленинского районного суда города Севастополя от 05.05.2016 года право собственности на спорный автомобиль было признано за истцом. 05.07.2016 года административный истец обратился в ГАИ МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Севастополю с заявлением N о регистрации данного автомобиля марки MERCEDES-BENZ 508. 19.07.2016 года административным истцом был получен отказ в проведении регистрационного действия, поскольку спорное транспортное средство не прошло таможенное оформление, отсутствует паспорт транспортного средства. С указанным решением административный истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку действия административного ответчика не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 27.04.2015 года N.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 15 августа 2016 года в удовлетворении административного искового заявления Сторчака А.Н. к УМВД России по г. Севастополю об оспаривании действий должностного лица, - отказано.
На данное решение административным истцом подана апелляционная жалоба.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Апеллянт указывает на неверное применение Постановления Правительства РФ от 27.04.2015 года N399 "О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя".
В судебном заседании административный истец апелляционную жалобу поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.
Представитель административного ответчика в заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени судебного заседания, что не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав судью-докладчика, выслушав административного истца, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Апелляционным рассмотрением установлено, что Сторчак А.Н. является гражданином РФ, собственником автомобиля марки Мерседес-Бенц, регистрационный знак N на основании решения Ленинского районного суда города Севастополя от 5 мая 2016 г., вступившего в законную силу 7 июня 2016 года.
Ранее собственником указанного автомобиля являлась ФИО2 согласно свидетельству о регистрации транспортного средства серии КСА N, выданного Севастопольским МРЭО ГАИ ГУ - УМВД Украины 23.03.2004 (л.д. 14).
Сторчак А.Н. обратился в МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Севастополю с заявлением о проведении регистрационного действия с автомобилем марки Мерседес-Бенц, регистрационный знак N (л.д. 10).
Из представленного отказа в проведении регистрационного действия к заявлению N от 05.07.2016 года усматривается, что административному истцу в предоставлении испрашиваемой государственной услуги было отказано на основании п. 3 правил регистрации автомототранспортных средств в ГИБДД РФ, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 года N "О порядке регистрации транспортных средств", с изменениями, внесенными приказом МВД России от 20.01.2011 N, т.к. не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства в случае, если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства РФ, а также содержащие недостоверную информацию, транспортное средство Мерседес бенц N не прошло оформление, отсутствует паспорт транспортного средства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
На основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
В соответствии с пунктом 1 вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автотранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и прицепы к ним.
Согласно п. 4 упомянутого Постановления Правительства Российской Федерации, регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, справок-счетов, выдаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 (ред. от 13.02.2015) "О порядке регистрации транспортных средств" утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 2 Приказа МВД России от 24.11.2008 N 1001 определено, что регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации.
Пунктом 3 этого Приказа предусмотрены основания для отказа в регистрации в Госавтоинспекции и не проведении регистрационных действий с транспортными средствами.
Постановлением Правительства РФ от 27.04.2015 года N399 "О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя" до 01.01.2018 года для граждан РФ, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя, приобретших гражданство РФ в соответствии с Федеральным Конституционным законом от 21.03.2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и г. Севастополя", и граждан РФ, которые на день вступления в силу вышеуказанного Федерального конституционного закона проживали на территории Республики Крым и г.Севастополя, установлен порядок регистрации автомототранспортных средств на основании паспорта гражданина РФ, регистрационных документов, регистрационных знаков, документов подтверждающих полномочие на владение или предоставление интересов собственника на автомобиль, выданных до 18 марта 2014 года и действующих на 18 марта 2014 года, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно пункта 3 этого постановления, собственники транспортных средств из числа граждан, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и граждан Российской Федерации, которые на день вступления в силу указанного Федерального конституционного закона проживали на территории Республики Крым и г. Севастополя, а также юридических лиц, зарегистрированных на указанных территориях в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 г., обязаны до 1 апреля 2016 г. заменить в установленном порядке регистрационные документы и государственные регистрационные знаки, выданные на транспортные средства до 18 марта 2014 г. в соответствии с законодательством Украины.
Установлено, что Сторчак А.Н. владел автомобилем марки Мерседес-Бенц, регистрационный знак N на основании доверенности, выданной ФИО2 3 марта 2009 г. сроком на 5 лет с правом распоряжения. 19.04.2010 г. ФИО2 умерла.
Как следует из решения Ленинского районного суда города Севастополя от 5 мая 2016 г., вступившего в законную силу 7 июня 2016 года, в судебном заседании наследники ФИО2 иск Сторчак А.Н. о признании права собственности на автомобиль Мерседес-Бенц, регистрационный знак N по основаниям заключения между Сторчак А.Н. и ФИО2 договора купли-продажи указанного автомобиля и уплаты покупной цены, признали, о чем подали суду письменные заявления. Спор относительно автомобиля отсутствует.
Административный ответчик, отказывая в предоставлении государственной услуги, сослался на п. 3 данных Правил, указав на представление документов и (или) иных сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, содержащих недостоверную информацию, отсутствие таможенного оформления и паспорта транспортного средства.
Вместе с тем, обжалуемый отказ не содержит указания относительно того, какие именно документы, представленные истцом или сведения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации либо содержат недостоверную информацию. Не установлено такое несоответствие и при апелляционном рассмотрении дела. Также, в пункте 3, на который ссылается административный ответчик в своем отказе, отсутствуют основания относительно таможенного оформления и отсутствия ПТС. При этом, на ввоз на территорию РФ транспортного средства, которое просит зарегистрировать истец, административный ответчик не указывает, сведения о таком ввозе не установлены.
С учетом установленных обстоятельств, системного толкования вышеуказанных норм права, цели регистрации транспортного средства и прав административного истца, судебная коллегия приходит к выводу, что МРЭО ГИБДД УМВД России по городу Севастополю неправомерно отказало Сторчак А.Н. в регистрации транспортного средства - автомобиля марки МЕRCEDES-BENZ 508, государственный регистрационный знак N, безосновательно сославшись на пункт 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001.
Учитывая, что судебный контроль обжалуемого решения осуществлен по основаниям, послужившим для его принятия, исключительную компетентность административного ответчика в сфере государственной регистрации транспортных средств, судебная коллегия полагает, что нарушенное право истца подлежит защите путем признания незаконным отказа должностного лица МРЭО ГИБДД УМВД России по г.Севастополю ФИО1 в регистрации транспортного средства и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление Сторчака А.Н. с учетом выводов судебной коллегии.
Руководствуясь статьями 308, 309, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 15 августа 2016 года - отменить. Принять по делу новое решение.
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ должностного лица МРЭО ГИБДД УМВД России по г.Севастополю ФИО1 в проведении регистрационного действия от 19.07.2016 к заявлению N от 05.07.2016 г.
Обязать МРЭО ГИБДД УМВД России по г.Севастополю повторно рассмотреть заявление Сторчака А.Н. N от 05.07.2016 года и принять по нему решение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.