Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Кульковой С.И.,
судей Мироненко М.И., Назарука М.В.,
при секретаре Дубыниной Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депсоцразвития Югры) об обязании присвоить звание "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Депсоцразвития Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 16.06.2016 года, которым постановлено:
признать незаконным решение Депсоцразвития Югры в отношении (ФИО)1 об отказе учесть награждение нагрудными знаками "За безаварийную работу" II, III степени как награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Обязать Депсоцразвития Югры присвоить (ФИО)1 звание "Ветеран труда".
Взыскать с Депсоцразвития Югры в пользу (ФИО)1 расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи Назарука М.В., судебная коллегия
установила:
(ФИО)1 обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что длительное время работает в должности "данные изъяты", является получателем трудовой пенсии по старости, награжден ведомственным знаком отличия в труде - нагрудными знаками отличия "За безаварийную работу" II и III степени. Депсоцразвития Югры отказал ему в присвоении звания "Ветеран труда". Просит признать незаконным решение Депсоцразвития Югры (номер) от (дата) об отказе учесть награждение нагрудными знаками "За безаварийную работу" II, III степени как награждение ведомственными знаками отличия в труде, обязать Депсоцразвития Югры присвоить ему звание "Ветеран труда".
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Депсоцразвития Югры, ссылаясь на существенное нарушение судом норм права, просит отменить решение суда и вынести новое об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что социальное обеспечение в РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Федеральным законом "О ветеранах" определено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативно - правовыми актами субъектов РФ, а согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Судом не учтено, что в силу ст.85 Бюджетного кодекса расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются субъектом РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных средств. Полагает, что субъект РФ имеет право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами. Закон ХМАО - Югры "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО - Югре" не определяет круг лиц, являющихся ветеранами труда, а устанавливает перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания "Ветеран труда". Поэтому полагает, что отсутствуют правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда" в ХМАО - Югре.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.7, п."ж" ч.1 ст.72 Конституции РФ в Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Как следует из материалов дела и никем не оспаривалось, истец (ФИО)1 является получателем трудовой пенсии по старости и имеет необходимый трудовой стаж для ее назначения.
На основании приказов руководителя Ространснадзора от (дата) (номер) и от (дата) (номер) от имени Министерства транспорта Российской Федерации истцу были выданы нагрудные знаки отличия "За безаварийную работу" III степени и II степени, соответственно.
На основании протокола комиссии Депсоцразвития Югры (номер) от (дата) истцу было отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку имеющиеся у него нагрудные знаки не включены в "Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" (утв. постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 года N 103-п, далее - Перечень наград).
Решение суда об удовлетворении исковых требований обосновано выводом о том, что истец отвечает установленным законом критериям для присвоения ему звания "Ветеран труда".
Доводы жалобы сводятся к оспариванию возможности присвоения истцу звания "Ветеран труда" на основании указанных нагрудных знаков.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.06.2007 года N 80 в целях обеспечения безопасности на автомобильном, воздушном, городском, электрическом, морском и внутреннем транспорте, повышения уровня трудовой и транспортной дисциплины, а также популяризации и пропаганды опыта специалистов, обеспечивающих многолетнюю безаварийную работу на транспорте, учрежден, в том числе, нагрудный знак отличия "За безаварийную работу", утверждено положение о нагрудном знаке отличия "За безаварийную работу".
Как следует из Положения о нагрудном знаке отличия "За безаварийную работу" (приложение 1 к Приказу Минтранса России от 20.06.2007 года N 80) нагрудный знак отличия "За безаварийную работу" является одной из форм поощрения, популяризации и пропаганды опыта водителей автомобильного и городского электрического транспорта, обеспечивающих многолетнюю безаварийную работу. Знак отличия имеет три степени: I степени, II степени, III степени, вручается от имени Министерства транспорта Российской Федерации на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта водителям автобусов, троллейбусов, трамваев, грузовых и легковых автомобилей, работающим в организациях, предприятиях, учреждениях и объединениях автомобильного и городского электрического транспорта независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, а также водителям - предпринимателям без образования юридического лица, не допустившим случаев нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации, повлекших дорожно-транспортные происшествия, иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы безопасности при эксплуатации транспортных средств в Российской Федерации. Таким образом, указанный знак отличия является ведомственной наградой.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, круг лиц, относящихся к категории "Ветеран труда" определен федеральным законодателем.
Согласно п.4 ст.7 Закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Между тем, по смыслу вышеуказанной нормы права под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми п.1 данной статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст.7 Закона, независимо от возложения на субъект РФ соответствующих расходных обязательств.
Отсутствие в Перечне наград, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", вышеуказанного ведомственного знака отличия в труде не дает оснований для отказа в присвоении звания "Ветеран труда" истцу, соответствующему критериям ветерана труда, установленным ст.7 Закона.
Частью 5 статьи 76 Конституции РФ установлено, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта РФ противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении РФ либо в совместном ведении РФ и субъекта РФ, то суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
При разрешении исковых требований суд правомерно руководствовался положениями ст.7 Закона, которая к ветеранам труда относит, в том числе, лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Таким образом, федеральным законодателем определены два условия, при которых гражданин признается ветераном труда: награждение ведомственным знаком отличия в труде и наличие необходимого трудового стажа.
Аналогичные условия для присвоения звания "Ветеран труда" содержатся в п.п.2 п.4 ст.1 Закона ХМАО - Югры от 07.11.2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", в п.2.1 Порядка присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и выдачи удостоверений (утв. постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 г. N 142-п.).
Следовательно, истец отвечает установленным законом критериям ветерана труда. Поэтому соответствует требованиям закона вывод суда первой инстанции о наличии у него права на присвоение звания "Ветеран труда".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, сводятся к переоценке обстоятельств, правильно оцененных судом первой инстанции, поэтому жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 16.06.2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Кулькова С.И.
Судьи коллегии Мироненко М.И.
Назарук М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.